Цели:
- познакомить детей с бытом коренных народов Камчатки;
- развивать кругозор, внимание, логическое мышление учащихся;
- воспитывать любовь к родному краю, этнографический интерес к малым народам Севера;
- воспитывать интерес и любовь к поэзии;
- воспитывать уважение к людям северных национальностей.
Содержание:
- игра “Поле чудес”;
- кроссворд “Камчатка”.
Оборудование:
- школьная доска;
- игровой барабан “Поле чудес”;
- выставка детских рисунков о Камчатке;
- выставка книг камчатских авторов;
- фонограмма (для выступления танцевального коллектива);
- сборник стихов “Поэзия Севера и Дальнего Востока России”;
- стихотворение Т.Н. Лазарчик “Камчатка”, учителя МОУ СОШ № 5.
населяющих Камчатку”
Звучит песня о Камчатке.
Над Москвою ночь,
А здесь уже светает;
Ты ложишься спать,
А я уже встаю.
Новый день мы на Камчатке начинаем
И дарю тебе я новую зарю.
Припев:
А Камчатка, а Камчатка
От Москвы далековато
И сюда “почтовый” не идёт
И погода, лишь погода виновата
В том, что вовремя не прибыл самолет.
Приезжай, хоть расстояние большое
В край, где солнце начинает свой исход.
Приезжай, здесь начинается Россия
И живет здесь замечательный народ.
Припев.
Учитель: - Сегодня мы будем говорить о быте, культуре коренных народов, населяющих Камчатку. Какие вы знаете национальности народов Севера? Почему их называют “малые народы”?
- Несмотря на то, что коряков, эвенов, ительменов, чукчей называют малыми народами, это люди с большим сердцем, большим прошлым, с большим культурными традициями. Сегодня мы прикасаемся к частичке быта этих замечательных людей.
Первая тройка игроков:
- Как называется шапка коряков? В каждом районе она шьется со своими особенностями и по шапке, таким образом, можно узнать, откуда приехал человек. (МАЛАХАЙ)
Ученик: Стихотворение “Язык ненцев”.
Язык наш веками отточен,
Как дедовский нож на бруске,
Язык наш без промаха точен,
Как пика в умелой руке.
Всему – и бушующей вьюге,
И нартам, и травам, и мхам,
Оленям, бегущим в испуге,
Песцам, облакам и мехам –
Всему, что есть доброго, злого,
Названьем – родимое слово.
Как – будто по камешкам редким
Струится прозрачный родник,
И речь его – речь наших предков,
И к ней я устами приник. (Леонид Лапцуй)
Вторая тройка игроков:
Материал для пошива верхней одежды; кожа, выделанная особым способом. (РОВДУГА)
Исполнение корякского танца танцевальной группой “Радуга”.
Третья тройка игроков:
Верхняя одежда коряков и других коренных жителей полуострова Камчатка. (КУХЛЯНКА)
Исполнение песни с залом (зрители повторяют каждую строку слов пени за солистом).
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити-параллели из зеленых рек.
Совершите чудо! Руку протяните!
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!
Обогрейте словом! Приласкайте взглядом!
От веселой шутки тает даже снег!
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и счастливым каждый человек!
Игра со зрителями:
Обувь жителей Севера, шьётся из шкуры исключительно с ног оленя. (ТОРБАСА)
Ученик: Стихотворение “Голос Земли”.
О скалы тихо плещется
Великий океан.
Под непоседой-месяцем
Задумался вулкан.
Вздохнул Толбачик в полночи,
Стряхнул с долины сон
И песнь взметнул в заоблачье
В высокий небосклон.
Он силу взял у матери,
У матери-земли.
Грохочет лава в кратере,
Рождая гул вдали.
О, ночь! Ты незабвенная:
Огнем цветет гранит…
И слушает вселенная:
Толбачик говорит! (Георгий Поротов)
Финальная игра:
Шест, которым погоняют оленей. (ХОРЕЙ)
Награждение участников игры.
Игра с детьми “Потерявшийся олень” (аналог игры “Третий лишний”, ребенок держит руки над головой, имитируя рога оленя).
КроссвордКлючевое слово: название полуострова, похожего своими очертаниями на рыбу, который омывается Охотским, Беринговым морями и тихим океаном.
1 | К | а | ю | ю | ||||||
2 | н | А | р | т | ы | |||||
3 | ч | у | М | |||||||
4 | Ч | а | й | к | а | |||||
5 | в | А | ж | е | н | к | а | |||
6 | п | и | х | Т | а | |||||
7 | К | а | я | к | ||||||
8 | в | у | л | к | А | н |
- Новорожденный олененок.
- Транспорт в тундре, используется в любое время года.
- Жилище оленеводов в тундре.
- Морская птица с белоснежным оперением, розовая птица занесена в Красную книгу.
- Самка оленя.
- Реликтовое дерев, растет только в Кроноцком заповеднике на нашем полуострове, священное дерево.
- Лодка из кожи и шкур морских животных.
- В этой горе, по мнению местных жителей, живут боги.
В завершении игры “Поле чудес” учитель читает стихотворение “Мой родной край” Лазарчик Тамары Николаевны.
Как говорят, кругом гламур в природе!
Все дышит прелестью чарующе-земной,
И чайки белоснежные крылами
Играют с непослушною волной.Леса раскинулись зеленым изумрудом,
Озера чистые сверкают средь равнин,
И на тебя нисходит благодушно
Покой и тишина заснеженных вершин.Трилистник нежит роскошью прелестной,
Идут на нерест нерки косяки,
Медведи, с легкостью бросаясь в воду,
Хватают шустро рыбу из реки!Вдыхаю запах черемши и мяты!
“Чавычу видела?” – вдруг слышу птицы звон.
И всё с открытым сердцем принимаю,
И отдаю родной земле поклон.Рубином светится поспевшая брусника,
Опята притаились у пенька,
И над вулканами застыли на мгновенье
В серебряной оправе облака.Как к чуду прикасаясь неземному,
Боюсь разрушить хрупкую красу
И осторожной поступью богини
В ладонях мир увиденный несу.
Классный час заканчивается корякским танцем в исполнении танцевальной группы “Радуга”.
Литература
1. А.А. Бурыкин “Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России”: М: Северные просторы, 2002 г.