Литература
-
Урок по теме "Слово о Маяковском. Ранние стихотворения В.Маяковского как отражение души поэта". 10-й класс 2008
Урок ставит целью познакомить учащихся с личностью Владимира Маяковского, его поэзией. Урок сопровождается показом слайдов, используются записи песен в исполнении Елены Камбуровой на стихи Владимира Маяковского.
-
Открытый урок русской литературы во 2-м классе по теме "Знакомство с поэзией К.И. Чуковского" 2008
Урок литературы для 2-го класса, на котором дети знакомятся с творчеством К.И. Чуковского, а также учатся сами писать стихи.
-
Урок по литературе для 6-го класса "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»" 2008
Урок по теме "Роль дуэли в сюжете повести "Выстрел" А.С.Пушкина" предназначен для 6-го класса, обучающегося по программе В.Г.Маранцмана. Это первый урок по изучению цикла "Повести Белкина" А.С.Пушкина. Он нацелен на продолжение изучения творчества Пушкина, расширение представлений обучающихся о дуэли, обучение анализу прозаического произведения. Также в ходе данного урока обучающиеся продолжают учиться выстраивать монологические аргументированные высказывания по теме, развивают творческие способности и навыки работы с тестовыми заданиями и компьютерной программой PowerPoint.
-
Урок словесности в 8-м классе "Экспрессивность синтаксических конструкций в повести И.С. Тургенева «Ася»" 2008
Урок словесности "Экспрессивность синтаксических конструкций в повести И.С.Тургенева "Ася" направлен на развитие умения анализировать художественное произведение, его языковую форму, производить стилистический анализ текста, выделять изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с нравственно-психологической характеристикой героев, с идейным смыслом повести. Погрузившись в язык И.С.Тургенева, восьмиклассники наблюдали, как работают в произведении различные синтаксические конструкции, помогающие писателю в создании яркого портрета, в передаче тончайших душевных переживаний героев.
-
Урок литературы в 11-м классе "Сложная судьба человека в русской литературе XX века" (по рассказу М.А. Булгакова "Морфий") 2008
Творческое наследие М.А.Булгакова, поражающее богатством и разнообразием, не укладывается в узкие рамки традиционного выбора и подхода, сложившегося в школьной программе по русской литературе XX века. Понимание написанного М.А.Булгаковым не будет достаточно глубоким, если не познакомить учащихся 11-го класса с рассказом «Морфий». Это небольшое по объему произведение несет в себе мощный источник формирования личности школьника, требует от него максимум отдачи душевных сил. На уроке, посвященном рассказу «Морфий», анализируется это произведение в единстве формы и содержания.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Велимир Хлебников. «Уструг Разина». Степан Разин как историческая личность и герой поэмы В.Хлебникова" 2008
В работе используются принципы и методы развивающего обучения. Развивающее обучение наиболее оптимально подготавливает ученика к научно-исследовательской деятельности. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников.
-
Урок чтения в 4-м классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2008
Большое значение в активизации познавательной деятельности младших школьников имеют игровые моменты, вносящие элемент игры в учебный процесс, помогающие снять усталости и напряжение на уроке. Урок обобщения, проведенный в форме сказки, больше заинтересует детей, обеспечит высокий эмоциональный тонус и позволит развить познавательную активность – важное условие успешности учебного процесса.
-
Урок литературы в 6-м классе "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" 2008
Урок литературы в 6-м классе по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" рекомендуется как урок внеклассного чтения в период новогодних праздников. Красочность оформления урока, инсценирование, просмотр кадров фильма, игры на знание текста и размышления учеников о счастье, смысле жизни способствуют высокой результативности усвоения материала, повышают интерес учеников к урокам литературы.
-
Урок литературы в 10-м классе в форме литературной игры-путешествия "Тема дороги в русской литературе ХIX века" 2008
Урок знакомит с русской классической литературой XIX века. В увлекательной игровой форме учащиеся 8–9-х классов вспоминают художественные произведения. Тема дороги, путешествия, странствия – сквозная тема русской литературы.
-
Урок-путешествие по сказке Андерсена "Снежная королева" 2008
Урок знакомит с особенностями природы Австралии по новой технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках географии». Такой подход к изучению способствует проявлению любознательности учеников и использованию исследовательских методов.
-
Методы организации литературно-творческой деятельности в младшем школьном возрасте 2008
В статье дается краткое описание методики развития литературно-творческих способностей детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделено поэтапной подготовке ребенка к собственному литературному творчеству.
-
Урок самостоятельного чтения (по жанрам современной литературы) по теме "В чем секрет фэнтези?" 2008
Проблема детского чтения стоит, как всегда, остро. Дети или вообще не читают, а если читают, то литературу недостаточно качественную. Урок ориентирован на интересы и запросы восьмиклассников. Учащиеся научатся делать экспертизу литературных произведений, изучая причины популярности того или иного жанра современной массовой литературы.
-
Сценарий проведения конкурса чтецов "Вы в битве Родину спасли!" Внеклассное мероприятие по литературе 2008
Конкурс чтецов "Вы в битве Родину спасли...", проведенный в рамках недели русского языка и литературы, был необычен тем, что со сцены звучали не только стихи, но исполнялись песни, ученики представляли музыкальные произведения на фортепьяно. На конкурс-концерт были приглашены ветераны и все учащиеся школы. Читались стихи популярных и малоизвестных поэтов, и это возлагало особую ответственность на конкурсантов: быть понятыми и услышанными.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и литературе "Моя милая малая Родина" 2008
В нашем крае ведется большая работа по реализации регионально-национального компонента. Интегрированное внеклассное мероприятие «My Native Land» («Моя милая малая Родина») представляет собой одну из форм работы по регионоведению. Оно разработано как мультимедийная презентация для английских друзей, которым интересно познакомиться с жизнью кубанцев, их традициями, культурой, узнать историю нашей малой родины, увидеть красоту окружающей природы.
-
Урок по рассказу Г.О. Куклина "У Прелой горы". Воспитание чувств. Наедине с природой, 5-й класс 2008
Урок литературы в 5-м классе - урок воспитания чувств. На уроке предлагается выразить чувства цветовыми решениями.
-
"Поэзия женской души". Творчество нашей современницы Риммы Казаковой. Урок литературы в 11-м классе 2008
Данный урок знакомит учащихся с этапами творческого пути Риммы Казаковой, дает представление об основных особенностях художественного мира поэтессы, освещает роль ее «женской» лирики в истории русской поэзии второй половины XX века – начале XXI века; на примере стихотворений Риммы Казаковой учащиеся совершенствуют умение анализировать поэтический текст.
-
"Библия – кладезь народной мудрости. Рождественские встречи". Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5-м классе 2008
Урок внеклассного чтения в 5-м классе. Он проводится накануне Рождественских праздников и носит название «Рождественские встречи». Перед его проведением ребята прочитывают рекомендованные учителем библейские сказания, а на уроке заочно знакомятся с великими людьми, открывшими для нас мир Библии. Основная цель урока – подчеркнуть глубокую нравственную суть библейских сказаний, их роль в формировании у детей качеств человека: доброты и милосердия. На областном конкурсе «Учитель года» в 1991 г. этот урок получил высокую оценку.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2008
На этом уроке мы должны рассмотреть не только определение слова «подвиг», но и рассмотреть понятие «духовный подвиг», «подвиг во имя любви». Презентация позволит увидеть героинь Некрасова и других декабристок, их мужей. Беседа по анализу поэмы строится с обязательным цитированием текста, выразительным чтением отрывков. В конце урока необходимо подвести учеников к мысли о героизме русских женщин "вообще", во все времена. Этому способствует домашнее задание.
-
Урок по теме "Ф.И. Тютчев — певец гармонии и красоты. Пейзажно-философская лирика" 2008
Федор Иванович Тютчев не изображает природу со стороны, как наблюдатель или фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа Тютчева – это живое, разумное существо. Язык Ф.И.Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и пушкинской красотой своих оборотов. Природа у Тютчева – это не пейзаж, населенный растениями, животными и людьми, а Космос, в котором живут и действуют стихии воды, грозы, ночи, представляющие собой самостоятельные силы мироздания.
-
Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой" 2008
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности характеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа.
-
Программа элективного курса "Литературный Борисоглебск" 2008
Программа курса по выбору для предпрофильной подготовки девятиклассников «Литературный Борисоглебск» призвана познакомить школьников с творчеством известных писателей (М.Горького, Ю.Ф. Третьякова, В. Кина), живших в Борисоглебске, а также малоизвестных местных поэтов и прозаиков. Автор предлагает пояснительную записку, развёрнутое содержание курса, материал для творческих работ, список литературы для учителя и учащихся.
-
Урок литературы в 5-м классе по творчеству К.Бальмонта 2008
На рубеже XIX и XX веков Константин Дмитриевич Бальмонт был одним из самых читаемых поэтов России. Программа по литературе 5 класса кроме отрывка из поэмы К. Бальмонта « Пушкин» даёт возможность ещё раз прикоснуться к творчеству этого изумительного поэта в разделе « Лирика и проза двадцатого столетия». После работы со стихотворениями К. Бальмонта, предложенными в учебнике (автор-составитель Т.Ф. Курдюмова), провожу ещё один урок по циклу его стихов «Фейные сказки». Работа на уроке строится с использованием метода проектов: учащиеся составляют проект (макет) сборника стихов поэта.
-
Литературная гостиная "Я изумительную жизнь с рожденья получил от Бога…" (о жизни и творчестве калининградского писателя Ю.Н. Куранова) 2008
Для приобщения ребенка к миру прекрасного, развития художественного вкуса, эстетического идеала, осознания ценностных ориентиров необходимо использовать при проведении уроков литературы нетрадиционные формы. Цель проведения таких уроков и мероприятий - преподавание литературы как искусства; нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; развитие творческих способностей учащихся.
-
Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях" 2008
Элективный курс по литературе предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственном потенциале, показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему "Гоголевский Петербург" (по повести "Невский проспект") 2008
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе по теме «Гоголевский Петербург» по повести «Невский проспект». Урок проводится с показом слайдовых презентаций. « Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное бок о бок друг другу.
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему "Похождения двух петербуржцев на Невском, или Столкновение мечты и реальности в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»" 2008
Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе по теме «Похождения двух петербуржцевна Невском или столкновение мечты и реальности в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Урок проводится с применением ИКТ. «Невский проспект» есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное бок о бок друг другу.
-
Интеллектуальная игра 2008
Представлена игра "Радуга загадок", которая была проведена в 3-м классе. Игра знакомит с историей возникновения загадок, с определением и назначением загадок.
-
Урок литературы в 7-м классе по повести М.Горького "Детство" 2008
Цель урока: осмыслить основную идею произведения путём "погружения" в мир героев повести.
-
Литературно-художественная композиция "Здравствуй, гостья-зима!" 2008
Литературно-художественная композиция из цикла "Времена года в поэзии и живописи" знакомит школьников с пейзажной лирикой поэтов ХІХ–ХХ веков, а также с творческими работами самих учащихся; содействует эстетическому воспитанию учеников, помогает вызвать у них интерес к чтению пейзажной лирики, способствует развитию навыков выразительного чтения. Восприятие стихотворений происходит через сопоставление их с произведениями живописи, воспевающими красоту зимней природы.
-
Урок-размышление по рассказу В.Распутина "Рудольфио" 2008
Что такое любовь? В чем должно состоять счастье? Всегда ли первая любовь - это счастье? Какова степень ответственности за любимого человека?" Ты всегда в ответе за тех, кого приручил". В век научно-технического прогресса мы всё меньше думаем о Душе. А ведь это она должна создавать законы жизни, чтобы человек жил в согласии с миром и с самим собой. Уже тогда, в 1965 году, писатель В.Распутин увидел эту проблему. И странно, что эта проблема не только не потеряла своей актуальности, а, наоборот, стала ещё значимее.