Литература
-
Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: "В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире" 2008
Данный урок является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся уже знакомы с его личностью и стихотворениями. Поэтому на уроке повторяются и одновременно углубляются сведения из его биографии, выявляются особенности его творчества. Интересна форма урока - ролевая игра, где учащиеся исполняют роли самого В.В. Маяковского, его друзей и близких, корреспондентов, критиков, литературоведов.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге 2008
С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся — урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа Бориса Екимова "Возвращение".
-
Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"), 6-й класс 2008
Конспект урока литературы в 6-м классе по программе Т.Ф. Курдюмовой. Уместен как заключительный урок по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг".
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Страна" в 10-м классе 2008
Разработка урока внеклассного чтения в старших классах (10–11) предполагает развитие коммуникативной компетенции. Цель урока - способствовать пониманию проблематики рассказа Л.Петрушевской "Страна" - реализуется за счет использования привычных для учеников методов: чтения текста на уроке вслух, эвристической беседы, в ходе которой каждый может высказать свое мнение, чтения подготовленных учениками стихотворений, что способствует созданию особого эмоционального настроя. Рассказ небольшой по объему и понятный: ситуация, представленная писательницей, знакома всем и волнует многих ребят. Текст рассказа есть в хрестоматии для 10–11-х классов и рекомендован к чтению.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Устный журнал "Адресаты лирики А.С. Пушкина" 2008
Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности детей отнюдь не означает, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Именно система медленного чтения и длительной остановки на одной индивидуальности создаёт условие для живого, непосредственного контакта с поэтом, писателем. Создавая систему внеклассных мероприятий, надо опираться на такие направления - знакомство с художественными произведениями, приобретение знаний об авторе, собственное художественное творчество. Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесообразным выбрать для каждого класса свою тему, которая соответствует возрастным интересам детей, при этом важно создать условия для свободного выбора учениками как материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск собственного решения.
-
Сценарий урока литературы "Гой ты, Русь, моя родная…" (жизнь и творчество С.А. Есенина) 2008
Задачи урока: сделать выводы о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике поэта; рассмотреть особенности художественного мира поэта; развивать художественный вкус, воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству С.А. Есенина.
-
"Времени — о собственной судьбе" (Опыт прочтения стихотворений И.Бродского старшеклассниками) 2008
Урок позволяет приоткрыть завесу сложной судьбы поэта – лауреата Нобелевской премии И.Бродского.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему "Н.А. Некрасов. «Школьник»" 2008
Продолжается изучение темы "Подросток в литературе XIX века"; учащиеся знакомятся со стихотворением Н.А. Некрасова "Школьник", работая в группах, исследуют тексты русских писателей и картины живописцев XIX века. Все это делается для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства. Какое место эта тема занимает в лирике Н.Некрасова.
-
Урок по литературе. 10-й класс. Л.Н. Толстой "Война и мир" как психологический роман 2008
Работа по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» может проходить как в группах (4 группы), так и вместе с учителем. Предлагаемый материал может быть скомпонован как самостоятельно спланированные уроки по отдельным темам. Важную роль в этом вопросе играют и второстепенные моменты: портрет, интерьер, природа, сны.
-
Статья "Исследовательская деятельность на уроках литературы" 2008
Реализация идеи исследовательской деятельности означает понимание роли предметного содержания в организации интеллектуального развития учащихся, поэтому при выполнении успешной привычной деятельности ребятам должны встречаться проблемы-ловушки. Умение решать неожиданные задачи способствует их интеллектуальному развитию.
-
Урок литературы в 9-м классе "Чем жив человек?" (по произведению М.А. Шолохова "Судьба человека") 2008
Учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста. Формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, воспитывать неприятие войны. Развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте.
-
Программа интегрированного курса литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральной деятельности (кукольный театр) 2008
Самое главное, что должен вынести учащийся из занятий, – это умение общаться друг с другом, владеть культурой поведения как нормой общественной жизни, уметь анализировать жизненные ситуации и взаимоотношение окружающих. Получить возможность испытать радость от коллективного творчества.
-
Не заменяй себя никем. Урок внекласного чтения по рассказу Л.Улицкой "Пиковая дама", 10-й класс 2008
Урок для 10-го класса является попыткой разобраться в необходимости толерантных отношений между членами семьи и определить отношение учащихся к самоотверженности.
-
Мир детства в лирике И.А. Бунина на уроках литературы в средних классах 2008
Урок знакомит учащихся с личностью И.А.Бунина, с его прозой ("Жизнь Арсеньева") и поэзией. Он строится на эмоциональном сопереживании читателей, позволяющем понять чувства поэта, проследить их развитие, только затем выявить художественные особенности, передающие "пейзаж души"; вырабатывает умение составлять суждения о поэте, опираясь на его произведения; даёт представление о стихотворениях или прозаических отрывках как произведениях искусства. Урок формирует умение работать с учебником, находить в научной статье ответ на вопрос.
-
Тезисы и методическая разработка урока по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно" 2008
Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно", на котором учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание рассказа, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
"Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов 2008
Это урок внеклассного чтения из раздела "Региональный компонент", который был проведён в 5-м классе после изучения темы "Русские народные сказки". Он позволил познакомить учащихся с личностью северного сказочника С.Г. Писахова, расширить их представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах, совершенствовать навыки пересказа и устной речи пятиклассников.
-
Преподавание литературы 2008
Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы; воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека, эстетическое восприятия прозаического текста, чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду, чувство прекрасного.
-
Открытый урок "Глоток зеленого шартреза…" Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева 2008
Целью данной работы является знакомство с жизнью и творчеством Николая Гумилева, пробуждение интереса к его уникальной личности, к жемчужным россыпям его экзотической поэзии. Автор работы глубоко исследовала редкие материалы о Гумилеве, газетные статьи, публицистические заметки, воспоминания друзей и знакомых, мемуарные и дневниковые записи, письма Гумилева. Работа носит интересный и познавательный характер.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (урок по теме Т.Габбе "Город Мастеров") 2008
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Такие уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны. Одним из таких уроков является разработанная мною игра "Умники и умницы" для 5-го класса по книге Тамары Габбе "Город мастеров".
-
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 2008
Данная тема изучается на протяжении всего времени обучения в начальных классах. Предлагаемый урок является итогом проделанной работы. Фрагменты предлагаемого урока могут быть использованы для проведения уроков литературного чтения и изобразительного искусства в 1–3-х классах. Первая тема по литературному чтению в начале учебного года в каждом классе - "Устное народное творчество". Полностью предлагаемую разработку можно использовать в конце учебного года, тем самым подвести итог изученного материала по данной теме и предложить учащимся в летнее время научиться понравившемуся ремеслу у старших.
-
Урок-размышление по рассказу Федора Абрамова "О чем плачут лошади". "Раздумье о лошадиной жизни" 2008
На уроке поговорим о судьбе писателя и, самое главное, – поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Выясним, почему же плачут лошади.
-
"Мы все к своей родине привержены" (по произведению Н.С. Лескова "Левша") 2008
Главным героем урока по предложенной теме является Левша. Сопоставительная характеристика с другими действующими персонажами рассказа - государями Александром и Николаем, атаманом Платовым - подготавливает оценку тульского мастера. В центре внимания оказывается поездка русского умельца в Англию, которого не соблазнила заморская жизнь. Соотнеся поступки простого человека и "отцов Отечества", учащиеся приходят к выводу о том, чем им дорог родной край.
-
Интегрированный урок (литература, геометрия, французский язык и физика): "Путешествие по повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина с увеличительным стеклом" 2008
Хорошим средством повышения эффективности обучения и воспитания современных школьников являются межпредметные связи. Осуществление межпредметных связей сказывается на результате обучения. Знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, более эффективно достигается всестороннее развитие личности. Наша творческая группа имеет опыт проведения интегрированных уроков, в которых отражены межпредметные связи. Один из таких уроков мы и предлагаем вашему вниманию.
-
Воспитание нравственности на уроках литературы 2008
Cтатья по литературе с элементами уроков: 5-й класс – В.Г.Короленко «В дурном обществе; 9-й класс - «Герой нашего времени»; 11-й класс – «Мастер и Маргарита». В основе создания этой статьи лежит идея о нравственном воспитании учащихся на уроках литературы, потому что воздействие литературы на моральное становление личности велико и разносторонне. В ней приведены элементы уроков, которые помогут учителю организовать живое размышление над прочитанным, воспитать в детях нравственные понятия: доброту, дружбу и любовь.
-
Добро и Зло в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" 2008
Урок литературы по произведениям Н.В.Гоголя «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Ученики заранее готовят сообщения о детстве Гоголя. В результате беседы на уроке им удается определить основную проблему, объединяющую эти повести, – проблему добра и зла и сделать выводы, формирующие нравственность учеников.
-
Медиаурок внеклассного чтения "Сонеты о любви" 2008
Урок может быть проведен как предметный или как внеклассное занятие, на котором учащиеся знакомятся с сонетами, созданными в течение целого тысячелетия самыми замечательными поэтами незабываемых эпох.
-
Родная природа в изображении русских поэтов и художников 2008
Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа в изображении русских поэтов и художников" можно отнести к эмоционально-образным формам урока. Его главная цель — научить школьника воспринимать поэтические произведения (в данном случае стихи о природе) в совокупности с другими видами искусства (живописью, музыкой).
-
Открытый урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?" 2008
Данная работа написана на основе открытого урока, который я провела после изучения поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова в 8-м классе. Основной вопрос: «В чём загадка Мцыри?» – решается через обсуждение проблемных ситуаций, которые способствуют раскрытию образа главного героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
-
Урок-конференция "Литература учит жизни… Литература учит здоровому образу жизни…" 2008
Здоровье - состояние ответственности за судьбу свою и ближних. Формирование основ сохранения здоровья на уроках литературы средствами художественного слова - действенный инструмент в воспитании здоровой во всех отношениях личности. В этой связи хотелось бы привести пример одной из форм проведения урока литературы (внеклассное чтение) в 8-м классе с использованием здоровьесберегающих технологий. Приложение к уроку - презентация.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Тайники русской жизни" 2008
На уроке идет рассмотрение образа Ивана Грозного в истории и литературе. Можно найти богатый материал об эпохе правления Ивана Грозного; используется инсценирование художественных произведений, пополняется и активизируется словарный запас учащихся.