Литература
-
Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель" 2008
Урок является первым в изучении темы. Он формирует умения учащихся определять место повести в творчестве А.С. Пушкина, анализировать образы героев; способствует воспитанию гуманного отношения к людям; развивает умение рассуждать на поставленную тему.
-
Урок по литературе в 7-м классе на тему: "За добро плати добром" (по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма") 2008
Содержание урока построено на анализе рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма", учит анализировать текст, находить в произведении художественные средства и приемы (эпитеты, олицетворения, метафоры); развивает правильную грамотную речь, память, мышление; воспитывает любовь, доброту, милосердие, отзывчивость к людям, к родителям. Материал может быть использован для урока внеклассного чтения.
-
Урок литературы "Обрядовые песни" 2008
Урок построен в виде конкурса мини-проектов с использованием компьютерной презентации. В ходе работы над предложенными темами учащиеся знакомятся с особенностями обрядовой поэзии, учатся творчески реализовывать свои замыслы, изучают обычаи своей страны.
-
Урок в 11-м классе по теме "Авторская песня" 2008
Авторская песня - родная сестра так называемой эстрадной лирики. В 50–90-е годы ХХ века авторская песня стала общественным движением. Существует она и сегодня. Авторская песня выражает внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности.
-
Личностно-ориентированный урок-открытие "Человек создан для счастья, как птица для полета" (по очерку В.Г. Короленко "Парадокс") 2008
Цели урока: помочь учащимся увидеть нравственное взросление героев; показать, что личность человека формируется в результате межличностных отношений; воспитывать гуманистическое отношение к окружающему миру; помочь увидеть смысл жизни, наполнить его ценностным содержанием.
-
"А душу можно ль рассказать?" 2008
Данный материал поможет учителю обобщить знания, подготовить учащихся к написанию сочинения "А душу можно ль рассказать?" по произведению М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Составление кластеров, синквейнов позволит добиться более полного понимания темы и разнообразить урок. Работа над средствами выразительности приведет к осознанию богатства как внутреннего мира литературного героя, так и самого автора.
-
Конспект урока литературы (внеклассное чтение): "А.Грин. «Алые паруса». В поисках романтического героя" 2008
Основная идея урока - познакомить учащихся с романтическими героями феерии А.Грина "Алые паруса"; закрепить знания учащихся по теме "Романтизм" (основные черты романтического героя, основные приёмы композиции и тропы романтического произведения). Основным методом урока "В поисках... романтического героя" является дискуссия, что позволяет развивать у учащихся способность анализировать сложные ситуации, выявлять причины их возникновения, различать главное и второстепенное, а также развивать умение учащихся дискутировать, аргументировать свою точку зрения, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли.
-
Урок-исследование по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" 2008
В данном материале представлена модель урока, иллюстрирующая использование технологии проведения исследования в урочной деятельности. В нем рассмотрены аксиоматические положения, определяющие отношение к тексту любого изучаемого произведения, предложено опережающее домашнее задание, возможные направления исследования текста, подробно представлено изучение пространства и времени рассказа.
-
Урок-исследование по теме: "Живой любовью согретый мир души ребенка" (по рассказу В.П. Астафьева "Ангел-хранитель") 2008
Цели урока: сделать идейно-художественный анализ рассказа В.П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя; развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала; стимулировать развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, развивать речь.
-
Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: "В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире" 2008
Данный урок является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся уже знакомы с его личностью и стихотворениями. Поэтому на уроке повторяются и одновременно углубляются сведения из его биографии, выявляются особенности его творчества. Интересна форма урока - ролевая игра, где учащиеся исполняют роли самого В.В. Маяковского, его друзей и близких, корреспондентов, критиков, литературоведов.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге 2008
С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся — урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа Бориса Екимова "Возвращение".
-
Вечная борьба света и мрака в природе и душе человека (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"), 6-й класс 2008
Конспект урока литературы в 6-м классе по программе Т.Ф. Курдюмовой. Уместен как заключительный урок по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг".
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Страна" в 10-м классе 2008
Разработка урока внеклассного чтения в старших классах (10–11) предполагает развитие коммуникативной компетенции. Цель урока - способствовать пониманию проблематики рассказа Л.Петрушевской "Страна" - реализуется за счет использования привычных для учеников методов: чтения текста на уроке вслух, эвристической беседы, в ходе которой каждый может высказать свое мнение, чтения подготовленных учениками стихотворений, что способствует созданию особого эмоционального настроя. Рассказ небольшой по объему и понятный: ситуация, представленная писательницей, знакома всем и волнует многих ребят. Текст рассказа есть в хрестоматии для 10–11-х классов и рекомендован к чтению.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Устный журнал "Адресаты лирики А.С. Пушкина" 2008
Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности детей отнюдь не означает, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Именно система медленного чтения и длительной остановки на одной индивидуальности создаёт условие для живого, непосредственного контакта с поэтом, писателем. Создавая систему внеклассных мероприятий, надо опираться на такие направления - знакомство с художественными произведениями, приобретение знаний об авторе, собственное художественное творчество. Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесообразным выбрать для каждого класса свою тему, которая соответствует возрастным интересам детей, при этом важно создать условия для свободного выбора учениками как материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск собственного решения.
-
Сценарий урока литературы "Гой ты, Русь, моя родная…" (жизнь и творчество С.А. Есенина) 2008
Задачи урока: сделать выводы о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике поэта; рассмотреть особенности художественного мира поэта; развивать художественный вкус, воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству С.А. Есенина.
-
"Времени — о собственной судьбе" (Опыт прочтения стихотворений И.Бродского старшеклассниками) 2008
Урок позволяет приоткрыть завесу сложной судьбы поэта – лауреата Нобелевской премии И.Бродского.
-
Урок литературы в 6-м классе на тему "Н.А. Некрасов. «Школьник»" 2008
Продолжается изучение темы "Подросток в литературе XIX века"; учащиеся знакомятся со стихотворением Н.А. Некрасова "Школьник", работая в группах, исследуют тексты русских писателей и картины живописцев XIX века. Все это делается для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства. Какое место эта тема занимает в лирике Н.Некрасова.
-
Урок по литературе. 10-й класс. Л.Н. Толстой "Война и мир" как психологический роман 2008
Работа по изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир» может проходить как в группах (4 группы), так и вместе с учителем. Предлагаемый материал может быть скомпонован как самостоятельно спланированные уроки по отдельным темам. Важную роль в этом вопросе играют и второстепенные моменты: портрет, интерьер, природа, сны.
-
Статья "Исследовательская деятельность на уроках литературы" 2008
Реализация идеи исследовательской деятельности означает понимание роли предметного содержания в организации интеллектуального развития учащихся, поэтому при выполнении успешной привычной деятельности ребятам должны встречаться проблемы-ловушки. Умение решать неожиданные задачи способствует их интеллектуальному развитию.
-
Урок литературы в 9-м классе "Чем жив человек?" (по произведению М.А. Шолохова "Судьба человека") 2008
Учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста. Формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, воспитывать неприятие войны. Развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте.
-
Программа интегрированного курса литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральной деятельности (кукольный театр) 2008
Самое главное, что должен вынести учащийся из занятий, – это умение общаться друг с другом, владеть культурой поведения как нормой общественной жизни, уметь анализировать жизненные ситуации и взаимоотношение окружающих. Получить возможность испытать радость от коллективного творчества.
-
Не заменяй себя никем. Урок внекласного чтения по рассказу Л.Улицкой "Пиковая дама", 10-й класс 2008
Урок для 10-го класса является попыткой разобраться в необходимости толерантных отношений между членами семьи и определить отношение учащихся к самоотверженности.
-
Мир детства в лирике И.А. Бунина на уроках литературы в средних классах 2008
Урок знакомит учащихся с личностью И.А.Бунина, с его прозой ("Жизнь Арсеньева") и поэзией. Он строится на эмоциональном сопереживании читателей, позволяющем понять чувства поэта, проследить их развитие, только затем выявить художественные особенности, передающие "пейзаж души"; вырабатывает умение составлять суждения о поэте, опираясь на его произведения; даёт представление о стихотворениях или прозаических отрывках как произведениях искусства. Урок формирует умение работать с учебником, находить в научной статье ответ на вопрос.
-
Тезисы и методическая разработка урока по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно" 2008
Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма": "Пока не стало поздно", на котором учащиеся, анализируя произведение, пытаются раскрыть идейное содержание рассказа, выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев; совершенствуют навыки выразительного чтения на основе определения опорных слов, интонации, темпа чтения; развивают свои коммуникативные умения (анализируют, размышляют, дискутируют, отвечают на поставленные вопросы, обобщают).
-
"Словесный колдун, волшебный сказочник" С.Г. Писахов 2008
Это урок внеклассного чтения из раздела "Региональный компонент", который был проведён в 5-м классе после изучения темы "Русские народные сказки". Он позволил познакомить учащихся с личностью северного сказочника С.Г. Писахова, расширить их представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах, совершенствовать навыки пересказа и устной речи пятиклассников.
-
Преподавание литературы 2008
Цели урока: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы; воспитывать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека, эстетическое восприятия прозаического текста, чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду, чувство прекрасного.
-
Открытый урок "Глоток зеленого шартреза…" Жемчужные россыпи поэзии Николая Гумилева 2008
Целью данной работы является знакомство с жизнью и творчеством Николая Гумилева, пробуждение интереса к его уникальной личности, к жемчужным россыпям его экзотической поэзии. Автор работы глубоко исследовала редкие материалы о Гумилеве, газетные статьи, публицистические заметки, воспоминания друзей и знакомых, мемуарные и дневниковые записи, письма Гумилева. Работа носит интересный и познавательный характер.
-
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" (урок по теме Т.Габбе "Город Мастеров") 2008
Нетрадиционные уроки помогают избегать однообразия, схематизма, обеспечивают интенсивную работу учащихся, позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Такие уроки дольше остаются в памяти детей, они интересны и познавательны. Одним из таких уроков является разработанная мною игра "Умники и умницы" для 5-го класса по книге Тамары Габбе "Город мастеров".
-
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству 2008
Данная тема изучается на протяжении всего времени обучения в начальных классах. Предлагаемый урок является итогом проделанной работы. Фрагменты предлагаемого урока могут быть использованы для проведения уроков литературного чтения и изобразительного искусства в 1–3-х классах. Первая тема по литературному чтению в начале учебного года в каждом классе - "Устное народное творчество". Полностью предлагаемую разработку можно использовать в конце учебного года, тем самым подвести итог изученного материала по данной теме и предложить учащимся в летнее время научиться понравившемуся ремеслу у старших.
-
Урок-размышление по рассказу Федора Абрамова "О чем плачут лошади". "Раздумье о лошадиной жизни" 2008
На уроке поговорим о судьбе писателя и, самое главное, – поразмышляем, поспорим, над рассказом Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Выясним, почему же плачут лошади.