Материал для внеклассной работы по литературе. Диспут на тему "Любовь, честь и долг в прозе А.С. Пушкина"; викторина "Русские писатели XIX в. в Москве"

Разделы: Литература


Оформление: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, высказывания В.Г.Белинского, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого о повестях А.С.Пушкина.

Проза А.С.Пушкина, несмотря на свою кажущуюся простоту и прозрачность, принадлежит к сложнейшим явлениям русской литературы. Не случайно столь разноречивы мнения исследователей о тематике и проблематике повестей о характерах и значении её героев. Вот, к примеру, как оценили “Повести Белкина” В.Г.Белинский и Л.Н.Толстой: “Эти повести были недостойны ни таланта, ни имени Пушкина” (В.Г.Белинский; “Повести Пушкина надо изучать и изучать каждому” (Л.Н.Толстой).

А вот что сказано о “Капитанской дочке” Пушкина: “Ничтожный, бесцветный характер героя “Капитанской дочки” и его возлюбленной принадлежит к редким недостаткам повести” (В.Г.Белинский); “Капитанская дочка”- самое лучшее произведение. В первый раз в русской литературе выступили истинно русские характеры” (Н.В.Гоголь)

Слово диспут означает публичный спор, а в спорах, как известно, рождается истина.

Задача данного диспута – понять, кто же из критиков прав.

Разминка.

1.Назовите прототипы Гринева.

(Шанчич, Буланин, Бушарин)

2.Назовите рассказчиков, повествующих Белкину свои истории.

(“Станционный смотритель” - А.Г.Н.; “Выстрел” - подполковник И.Л.П.)

3.Назовите дату написания “Повестей Белкина”.

(октябрь 1830 г. Болдинская осень)

4. Назовите точную дату окончания работы над повестью “Капитанская дочка”.

(19 октября 1836г.)\

5. В какой из “Повестей Белкина” действие происходит в Москве?

(“Гробовщик”)

6. Назовите эпиграф к “Повестям Белкина”

(Г-жа Простакова.

То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник.

Скотинин.

Митрофан по мне.

Недоросль.)

7.Вспомните эпиграф к повести “Выстрел”.

(Стрелялись мы.

Баратынский.

Я поклялся застрелить его по праву дуэли

(за ним остался ещё мой выстрел).

Вечер на бивуаке).

8. Назовите эпиграф к повести “Станционный смотритель”.

(Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Князь Вяземский)

9. Назовите пословицы, которые стали эпиграфами к главам “Капитанской дочки”.

(Береги честь смолоду.

Незваный гость хуже татарина.

Мирская молва – морская волна).

10.Какая народная песня звучит в повести “Капитанская дочка”?

(НЕ шуми, мати зелёная дубравушка в 8 гл. “Незваный гость”).

2. Основная часть.

Почему разговор на тему о любви, чести и долге мы будем вести, расположив повести в такой последовательности: “Выстрел”, “Станционный смотритель”, “Капитанская дочка”? (Именно в такой последовательности углубляется понятие о долге, чести и любви).

“Выстрел”

Можно ли назвать Сильвио человеком долга и чести? (Смахивает на пародию:

  • на оскорбление офицера не отреагировал, проявил, по мнению рассказчика,,малодушие;
  • шесть лет назад сам вызвал ссору и получил пощёчину;
  • почему не выстрелил в свою очередь? Что взбесило его?

- Сколько лет думал о мщении? (6лет)

- В какой момент решил отомстить обидчику?

- Как происходит дуэль?)

3. “Станционный смотритель”

- Каким видится станционный смотритель в повести Пушкина?(Забитый, униженный, любящий дочь)

- Какую роль играют сюжетные картинки на стене в доме станционного смотрителя, изображающие историю блудного сына? (Самсону Вырину всё видится по такой же схеме, как на картинках. ОН, отец, предчувствует, что с Дуней произойдёт то же самое. Но реальность богаче схемы. Долг отца – простить, долг дочери – воротиться и утешить отца. Но дочь не выполнила свой долг.

- Счастлива ли Дуня?

- Какой вывод можно сделать о том, чему учат “Повести Белкина”? (Повести учат человечности, доброте, настоящей любви к ближнему).

- А кто же из критиков прав в оценке “Повестей Белкина”- В.Г.Белинский или Л.Н.Толстой?

4. “Капитанская дочка”

- Назовите основные эпизоды повести, раскрывающие смысл эпиграфа: “Береги честь смлоду”.

(Оплата бильярдного долга; тулуп проводнику как оплата за услугу; дуэль со Швабриным; не просит милости Пугачева перед казнью, не целует его руку; трижды встречаясь с Пугачевым, ведёт себя честно, достойно: не признаёт в Пугачёве государя, отказывается служить ему и т.д.; В одиночку возвращается к Пугачеву, чтобы спасти Машу; не называет имя Маши на суде).

1. Мы видим постоянную готовность Гринева заплатить жизнью за свою честь и любовь.

“Береги честь смолоду” - не только через воинское понятие, дворянское, но и через человеческое отношение к Пугачеву.

- В критической литературе о “Капитанской дочке” высказываются следующие мнения: “С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстаёт перед нами почти сложившимся человеком”; “Гринёв взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий”.

- С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно.

- От кого усвоил Пётр Гринев в детстве и юношестве представление о долге и чести дворянина? (От отца).

- Докажите, что в отце Гринева живут высокие представления о долге и чести дворянина.

(1. Напутствие сыну: “ Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: “береги платье снову, а честь смолоду”.

2. “Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святыней своей совести, отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым (казни за борьбу против засилия немцев при императрице Анне Иоанновне в 1740 г.)

- Совпадают ли понятия долга и чести у Петра Гринева и его отца? (В основном, да. Для отца честь – это честь дворянина и офицера. Сын, принимая эти пункты, расширил понятие чести до его человеческого и гражданского значения, до признания человеческих качеств вождя антидворянского восстания, до невольного преклонения перед моральной высотой Пугачева, что равносильно молчаливому признанию правоты дела Пугачева, хотя в старости говорил о нем: “Злодей, шайка злодеев”).

- Применимы ли понятия долга и чести к Пугачеву? (Да.: он воспринял искренность, откровенность Гринева, его душевную красоту с пониманием и человечностью; нашел в себе силы пожертвовать собственным самолюбием ради Гринева, когда тот заявил, что будет служить и воевать против него).

- А любовь? Как любовью проверяются характеры героев повести?

(1.Эгоизм и бесчестие Швабрина.

2.Пустота и легкомыслие Зурина, который советовал: “Эй, плюнь. Послушай меня: развяжись ты с капитанской дочкой”.

3. Равнодушие оренбургского генерала.

4. Близкое участие Пугачева, который серьёзно отнесся к чувствам Гринева: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”).

Вывод: мы убедились, что чувства долга, чести, гуманности связывают всех порядочных людей, независимо от их социальной принадлежности, что высокие моральные качества присущи всем: и лучшим из дворян, и лучшим из народа.

Возвращаясь к началу диспута, ответьте на вопрос о том, кто же из критиков прав в оценке “Капитанской дочки” - Н.В.Гоголь или В.Г.Белинский?

Русские писатели 19 века в Москве (викторина по литературе для учащихся 10 классов).