Цели:
- Познакомить школьников с эпохой Возрождения в Англии, а также с биографией В.Шекспира, провести работу над литературными понятиями: сонет, трагедия, трагическое.
- Развитие навыка анализировать, понимать текст.
- Способствовать формированию нравственных и эстетических ценностей.
- Оборудование: портрет В.Шекспира, литературоведческий словарь, сонеты В.Шекспира.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Что такое эпоха Возрождения? Как по-другому называют эпоху Возрождения? (Ренессанс).
- Сколько лет длилось эпоха Возрождения? (300 лет, XIV-XVII в.в)
- К какой литературе стали обращаться писатели эпохи Возрождения? (к античной, к народному творчеству).
- Для чего они стали обращать своё внимание к этим традициям?
- Какая страна стала родиной европейского Возрождения? (Италия).
- Сколько этапов в своём развитии прошло Возрождение? (3 этапа).
- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на уроке? (Дж.Боккачо “Декамерон”).
- Что такое “новелла”?
III. Новый материал. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с эпохой Возрождения в Италии, сегодня нас ожидает встреча с писателем английского Возрождения – Вильямом Шекспиром.
1. Возрождение в Англии ( общая характеристика, основные черты).
Время Шекспира было переломным. Первые экономические и социальные сдвиги, характерные для эпохи Возрождения наметились в Англии к концу 16 века. Происходит быстрый захват крестьянских земель, поэтому крестьяне становятся наёмной силой. Толпы бродяг заполняют город. Против этого правительство применяет жестокие меры, а именно, казнь. Нищета собиралась в разбойничьи шайки. Вспыхивали народные восстания. Англия вступила в период общенационального подъёма. Купцам и владельцам мануфактур было уже мало их прибыли. Как писал английский историк, до 1588 года английская буржуазия боролась за своё существование. После 1588 года она начала борьбу за власть”. В 1640 году Англии происходит буржуазная революция.
Возрождение в Англии было более поздним и кратковременным, но более интенсивным, чем в других европейских странах. Особую значимость приобретало творческое усвоение предшествующего Ренессанса.
В литературе наблюдаются первые попытки отражения реальности в романе, осмысление жизни в трагедии. Своеобразие английского Ренессанса определяется мощным подъёмом народного средневекового театра.
Литература после Ренессанса прошла в Англии несколько этапов:
- 1 этап (конец 14 нач. 15 в.в). Предвозрождение.
- 2 этап (первая половина 16 века). Раннее Возрождение.
- 3 этап ( вторая половина 16 века). Зрелое Возрождение.
- 4 этап ( начало 17 века). Позднее Возрождение.
- Предвозрождение: Джефри Чосер “Кентерберийские рассказы”.
- Раннее Возрождение: Томас Мор “Утопия”.
- Зрелое Возрождение: Кристофер Марло “Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста”.
- Позднее Возрождение: В.Шекспир.
2. Творческий путь Шекспира. Эволюция взглядов.
Вильям Шекспир (1564-1616) родился 23 апреля 1564 года в небольшом городе Стретфорде-на-Эвоне, насчитывающим тогда около 2000 жителей.
Мать писателя Мери Арденн принадлежала к обедневшему дворянскому роду. Отец драматурга Джон Шекспир происходил из крестьян. Переселившись в начале 50-х годов в Стретфорд, он сначала преуспевал: торговал зерном, шерстью, мясом. Затем его избирают в городской совет, а в 1571 году он становится мером города. Затем семья Шекспира разоряется и причина этого разорения точно не установлена.
Относительно образования, полученного В. Шекспиром, нет никаких достоверных событий. Биографы, однако не сомневаются в том, что Шекспир учился в Стретфороской грамматической школе, где помимо английского, преподавали латинский и греческий языки и знакомили с Библией. Образование носило гуманитарный характер. Ученики грамматических школ должны были читать произведения Вергилия, Плавта, Сенеки. Конечно. По этим сведениям трудно судить о знаниях Шекспира. Так, например, по пьесам его видно, что он знал французский язык. Изучил ли он его самостоятельно, или в школе – не установлено.
Предполагают, что в связке с материальными затруднениями в семье, Вильям, как старший сын, должен был первым покинуть школу и помогать отцу.
Относительно раннего брака Шекспира не существует сомнений. В 1582 году Шекспир женился на Анне Хезуэй. Далее в биографии писателя следует белое пятно. Что делал и где находился Шекспир с 1585 до 1590 года – неизвестно.
Одни считают, что нужда заставила его отправиться на поиски заработка в Лондон. Другие говорят, что среди стретфордской молодёжи очень сильна была тяга в Лондон, и Шекспир устремился в столицу вслед за своими сверстниками. И еще одно предположение: Шекспир имел возможность в родном городе присутствовать на гастрольных спектаклях Лондонских театров. Не исключено, что уже тогда Шекспир был захвачен силой искусства и решил связать свою судьбу с театром, и поэтому уехал в Лондон. Он не имел большого успеха как актер, но уже в середине 90-х г.г сделался ведущим драматургом, а затем одним из совладельцем столичного театра, получившего название “Глобус”. В 1612 г. Шекспир оставляет театр и возвращается в родной город, где спустя 4 года умирает.
Из-за скудности сведений о жизни Шекспира в 18 веке возникает “Шекспировский вопрос…” - существовал ли драматург – Шекспир, т.е. не приписаны ли актеру - Шекспиру произведения писателя, который скрывал своё имя. В качестве предполагаемых писателей выступали философ Френсис Бэкон, королева Елизавета. Сама драматургия Шекспира свидетельствует о том, что создавал ее не аристократ, а одаренный выходец из народа.
Он создал около тысячи образов, и в каждом из них – частица его собственной любви или ненависти. Его творения – наиболее полная автобиография.
В творчестве Шекспира исследователи выделяют три периода.
I период (1590-1600). Характеризуется оптимизмом, господством светлого жизнеощущения, веселых тонов.
- “Сон в летнюю ночь” (1595)
- “Венецианский купец” (1596)
- “Двенадцатая ночь” (1600)
Добро побеждает благодаря человеку.
II период (с 1601 по 1680 г.г.). Шекспир ставит и разрешает великие трагические проблемы жизни, причем к его вере в жизнь присоединяется пессимизм.
- “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет”.
III период (с 1608 по 1612 г.г) . Шекспир пишет почти исключительно “трагикомедии” - пьесы с остродраматическим содержанием, но со счастливым концом).
- “ Зимняя сказка”, “Буря”.
Сонеты Шекспира. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира.
Прежде чем перейти к изучению “Гамлета”, я бы хотела обратить ваше внимание на сонеты Шекспира, т.к. они занимают значительное место в его творчестве.
Сонет – (от итал. – звучать) – стихотворение из четырнадцати рифмованных строк. Возник сонет в 13 веке в Италии.
В одних сонетах Шекспир жизнерадостен, а в других его взгляд омрачен несовершенством мира. Отсюда можно предположить, что одна часть сонетов создавалась до 1600 года, а другая после.
3. Тематика сонетов Шекспира.
История отношений лирического героя с его другом (сонет 90, 18, 2, 17,15).
Повествование о любви лирического героя к черноокой женщине (126,130, 131, 142,116).
В некоторые сонеты включена оценка искусства, современных нравов и общественных отношений (50,28,29).
Взятые в целом, сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения.
Учитель читает вслух сонеты, соблюдая их тематику.
Понятие трагического у В. Шекспира.
Шекспир серьёзно задумывался над противоречиями жизни, до глубины души потрясало его зло, которое он видел в жизни. Трагическое стало основным содержанием творчества Шекспира.
Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал – чистой и благородной человечности и пошлости или подлости.
4. В.Шекспир “Гамлет, принц датский”.
Акт I.
- В каком городе происходит действие? (в Эльсиноре)
- Из скольки актов состоит трагедия? (из 5).
Впервые деление трагедий на пять актов было установлено древнеримским поэтом Горацием.
а) введение (завязка);
б) повышение действия;
в) вершина событий;
г) падение действия;
д) развязка.
- Кто впервые увидел призрака? Какова их реакция?
- Как Бернардо, Марцелл и Горацио узнали, что это король?
- Найдите описание призрака.
- Как воспринял появление призрака Гораций? ( стр 9)
- Кого Бернардо считает виновником вспыхнувших воин? (короля)
- Как отвечает природа на возобновившиеся войны? (стр 10)
- Кто предлагает рассказать Гамлету о призраке? (Горацио)
- Найдите первую реплику Гамлета? О чем она говорит?
- Какие два события потрясли Гамлета? (смерть отца и брак матери)
- Как относится король к Гамлету? (стр 16)
- Какого мнение Гамлета о своем отце? (стр 19)
- Чтение сцены встречи Призрака с Гамлетом.
- Что узнает Гамлет при встречи с Призраком?
- Кто такой Призрак? ( связующее звено между прошлым и настоящим)
- Для чего пришел Призрак в этот мир? (возложить задачу личной мести на Гамлета)
IV. Выводы.
V. Домашнее задание. Чтение материала учебника стр. 61-72; подобрать эпиграф из сонетов к каждому акту трагедии.