Урок по литературе в 9-м классе "Возрождение в Англии. В.Шекспир. «Гамлет, принц датский»"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить школьников с эпохой Возрождения в Англии, а также с биографией В.Шекспира, провести работу над литературными понятиями: сонет, трагедия, трагическое.
  2. Развитие навыка анализировать, понимать текст.
  3. Способствовать формированию нравственных и эстетических ценностей.
  4. Оборудование: портрет В.Шекспира, литературоведческий словарь, сонеты В.Шекспира.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Что такое эпоха Возрождения? Как по-другому называют эпоху Возрождения? (Ренессанс).

- Сколько лет длилось эпоха Возрождения? (300 лет, XIV-XVII в.в)

- К какой литературе стали обращаться писатели эпохи Возрождения? (к античной, к народному творчеству).

- Для чего они стали обращать своё внимание к этим традициям?

- Какая страна стала родиной европейского Возрождения? (Италия).

- Сколько этапов в своём развитии прошло Возрождение? (3 этапа).

- С творчеством какого писателя мы с вами познакомились на уроке? (Дж.Боккачо “Декамерон”).

- Что такое “новелла”?

III. Новый материал. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с эпохой Возрождения в Италии, сегодня нас ожидает встреча с писателем английского Возрождения – Вильямом Шекспиром.

1. Возрождение в Англии ( общая характеристика, основные черты).

Время Шекспира было переломным. Первые экономические и социальные сдвиги, характерные для эпохи Возрождения наметились в Англии к концу 16 века. Происходит быстрый захват крестьянских земель, поэтому крестьяне становятся наёмной силой. Толпы бродяг заполняют город. Против этого правительство применяет жестокие меры, а именно, казнь. Нищета собиралась в разбойничьи шайки. Вспыхивали народные восстания. Англия вступила в период общенационального подъёма. Купцам и владельцам мануфактур было уже мало их прибыли. Как писал английский историк, до 1588 года английская буржуазия боролась за своё существование. После 1588 года она начала борьбу за власть”. В 1640 году Англии происходит буржуазная революция.

Возрождение в Англии было более поздним и кратковременным, но более интенсивным, чем в других европейских странах. Особую значимость приобретало творческое усвоение предшествующего Ренессанса.

В литературе наблюдаются первые попытки отражения реальности в романе, осмысление жизни в трагедии. Своеобразие английского Ренессанса определяется мощным подъёмом народного средневекового театра.

Литература после Ренессанса прошла в Англии несколько этапов:

  • 1 этап (конец 14 нач. 15 в.в). Предвозрождение.
  • 2 этап (первая половина 16 века). Раннее Возрождение.
  • 3 этап ( вторая половина 16 века). Зрелое Возрождение.
  • 4 этап ( начало 17 века). Позднее Возрождение.
  1. Предвозрождение: Джефри Чосер “Кентерберийские рассказы”.
  2. Раннее Возрождение: Томас Мор “Утопия”.
  3. Зрелое Возрождение: Кристофер Марло “Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста”.
  4. Позднее Возрождение: В.Шекспир.

2. Творческий путь Шекспира. Эволюция взглядов.

Вильям Шекспир (1564-1616) родился 23 апреля 1564 года в небольшом городе Стретфорде-на-Эвоне, насчитывающим тогда около 2000 жителей.

Мать писателя Мери Арденн принадлежала к обедневшему дворянскому роду. Отец драматурга Джон Шекспир происходил из крестьян. Переселившись в начале 50-х годов в Стретфорд, он сначала преуспевал: торговал зерном, шерстью, мясом. Затем его избирают в городской совет, а в 1571 году он становится мером города. Затем семья Шекспира разоряется и причина этого разорения точно не установлена.

Относительно образования, полученного В. Шекспиром, нет никаких достоверных событий. Биографы, однако не сомневаются в том, что Шекспир учился в Стретфороской грамматической школе, где помимо английского, преподавали латинский и греческий языки и знакомили с Библией. Образование носило гуманитарный характер. Ученики грамматических школ должны были читать произведения Вергилия, Плавта, Сенеки. Конечно. По этим сведениям трудно судить о знаниях Шекспира. Так, например, по пьесам его видно, что он знал французский язык. Изучил ли он его самостоятельно, или в школе – не установлено.

Предполагают, что в связке с материальными затруднениями в семье, Вильям, как старший сын, должен был первым покинуть школу и помогать отцу.

Относительно раннего брака Шекспира не существует сомнений. В 1582 году Шекспир женился на Анне Хезуэй. Далее в биографии писателя следует белое пятно. Что делал и где находился Шекспир с 1585 до 1590 года – неизвестно.

Одни считают, что нужда заставила его отправиться на поиски заработка в Лондон. Другие говорят, что среди стретфордской молодёжи очень сильна была тяга в Лондон, и Шекспир устремился в столицу вслед за своими сверстниками. И еще одно предположение: Шекспир имел возможность в родном городе присутствовать на гастрольных спектаклях Лондонских театров. Не исключено, что уже тогда Шекспир был захвачен силой искусства и решил связать свою судьбу с театром, и поэтому уехал в Лондон. Он не имел большого успеха как актер, но уже в середине 90-х г.г сделался ведущим драматургом, а затем одним из совладельцем столичного театра, получившего название “Глобус”. В 1612 г. Шекспир оставляет театр и возвращается в родной город, где спустя 4 года умирает.

Из-за скудности сведений о жизни Шекспира в 18 веке возникает “Шекспировский вопрос…” - существовал ли драматург – Шекспир, т.е. не приписаны ли актеру - Шекспиру произведения писателя, который скрывал своё имя. В качестве предполагаемых писателей выступали философ Френсис Бэкон, королева Елизавета. Сама драматургия Шекспира свидетельствует о том, что создавал ее не аристократ, а одаренный выходец из народа.

Он создал около тысячи образов, и в каждом из них – частица его собственной любви или ненависти. Его творения – наиболее полная автобиография.

В творчестве Шекспира исследователи выделяют три периода.

I период (1590-1600). Характеризуется оптимизмом, господством светлого жизнеощущения, веселых тонов.

  • “Сон в летнюю ночь” (1595)
  • “Венецианский купец” (1596)
  • “Двенадцатая ночь” (1600)

Добро побеждает благодаря человеку.

II период (с 1601 по 1680 г.г.). Шекспир ставит и разрешает великие трагические проблемы жизни, причем к его вере в жизнь присоединяется пессимизм.

  • “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир”, “Макбет”.

III период (с 1608 по 1612 г.г) . Шекспир пишет почти исключительно “трагикомедии” - пьесы с остродраматическим содержанием, но со счастливым концом).

  • “ Зимняя сказка”, “Буря”.

Сонеты Шекспира. Понятие о трагедии и трагическом у Шекспира.

Прежде чем перейти к изучению “Гамлета”, я бы хотела обратить ваше внимание на сонеты Шекспира, т.к. они занимают значительное место в его творчестве.

Сонет – (от итал. – звучать) – стихотворение из четырнадцати рифмованных строк. Возник сонет в 13 веке в Италии.

В одних сонетах Шекспир жизнерадостен, а в других его взгляд омрачен несовершенством мира. Отсюда можно предположить, что одна часть сонетов создавалась до 1600 года, а другая после.

3. Тематика сонетов Шекспира.

История отношений лирического героя с его другом (сонет 90, 18, 2, 17,15).

Повествование о любви лирического героя к черноокой женщине (126,130, 131, 142,116).

В некоторые сонеты включена оценка искусства, современных нравов и общественных отношений (50,28,29).

Взятые в целом, сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения.

Учитель читает вслух сонеты, соблюдая их тематику.

Понятие трагического у В. Шекспира.

Шекспир серьёзно задумывался над противоречиями жизни, до глубины души потрясало его зло, которое он видел в жизни. Трагическое стало основным содержанием творчества Шекспира.

Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал – чистой и благородной человечности и пошлости или подлости.

4. В.Шекспир “Гамлет, принц датский”.

Акт I.

- В каком городе происходит действие? (в Эльсиноре)

- Из скольки актов состоит трагедия? (из 5).

Впервые деление трагедий на пять актов было установлено древнеримским поэтом Горацием.

а) введение (завязка);

б) повышение действия;

в) вершина событий;

г) падение действия;

д) развязка.

- Кто впервые увидел призрака? Какова их реакция?

- Как Бернардо, Марцелл и Горацио узнали, что это король?

- Найдите описание призрака.

- Как воспринял появление призрака Гораций? ( стр 9)

- Кого Бернардо считает виновником вспыхнувших воин? (короля)

- Как отвечает природа на возобновившиеся войны? (стр 10)

- Кто предлагает рассказать Гамлету о призраке? (Горацио)

- Найдите первую реплику Гамлета? О чем она говорит?

- Какие два события потрясли Гамлета? (смерть отца и брак матери)

- Как относится король к Гамлету? (стр 16)

- Какого мнение Гамлета о своем отце? (стр 19)

- Чтение сцены встречи Призрака с Гамлетом.

- Что узнает Гамлет при встречи с Призраком?

- Кто такой Призрак? ( связующее звено между прошлым и настоящим)

- Для чего пришел Призрак в этот мир? (возложить задачу личной мести на Гамлета)

IV. Выводы.

V. Домашнее задание. Чтение материала учебника стр. 61-72; подобрать эпиграф из сонетов к каждому акту трагедии.