Человек есть всё…есть текущее вещество.
Лев Толстой.
Класс делится на 4 группы (по числу рассматриваемых типов литературных героев), каждая садится за свой стол и по жребию получает карточку с темой выступления и вопросы-задания к ней:
- Дать определение понятию “героический (национальный, романтический, сатирический) характер”.
- Назвать литературных героев, в образе которых нашли отражение черты данного характера.
Ход урока.
I. Терминологическая разминка:
Образ, система образов, персонаж, герой, характер.
II. Работа в группах.
Подготовка ответов и выступления с ними.
III. Блиц-викторина:
К какому типу литературных характеров вы бы отнесли следующих героев? Почему?
- Героя повести Д. Лондона “Любовь к жизни”?
- Степана Калашникова?
- Мальчиков из “Бежина луга” Тургенева?
- Жилина?
- Дон Кихота?
- Дубровского?
- Робинзона Крузо?
- Хрюкина?
- Тараса Бульбу?
- Сильвио?
IV. Работа в группах.
Задание: назвать черты предложенного типа характера в указанных персонажах. Ответ обосновать.
- Левша как героический характер.
- Остап Бульба как романтический характер.
- Савелий Никитин как национальный характер.
- Денис Григорьев (Чехов. “Злоумышленник”) как сатирический характер.
V. Творческая работа.
Как, по-вашему, объясняется то, что у одного героя можно увидеть черты разных типов характера?
Подсказка – эпиграф к уроку. Что имел в виду Лев Толстой?
Действительно, мы можем согласиться с писателем: человеческая натура неисчерпаема, и в ней равно могут сосуществовать самые разные стремления и побуждения.
От чего же зависит, образ какого героя предстанет перед читателями?
Конечно, от позиции автора, от его замысла.
Я предлагаю вам почувствовать себя в роли писателя. Конечно же, все вы помните русскую народную сказку “Колобок”. Попробуйте доказать, что в образе героя этой сказки воплощены черты.
- национального характера.
- героического характера.
- романтического характера.
- сатирического характера.
У каждой из групп “свой” характер, но работают все индивидуально. Работы читаются в классе или сдаются на проверку.
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание.
Воспроизвести сюжет сказки “Колобок” в соответствии с выбранным типом характера главного героя.