Типы литературных эпических характеров обобщения по теме "Герой эпического произведения", 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Человек есть всё…есть текущее вещество.
Лев Толстой.

Класс делится на 4 группы (по числу рассматриваемых типов литературных героев), каждая садится за свой стол и по жребию получает карточку с темой выступления и вопросы-задания к ней:

  1. Дать определение понятию “героический (национальный, романтический, сатирический) характер”.
  2. Назвать литературных героев, в образе которых нашли отражение черты данного характера.

Ход урока.

I. Терминологическая разминка:

Образ, система образов, персонаж, герой, характер.

II. Работа в группах.

Подготовка ответов и выступления с ними.

III. Блиц-викторина:

К какому типу литературных характеров вы бы отнесли следующих героев? Почему?

  1. Героя повести Д. Лондона “Любовь к жизни”?
  2. Степана Калашникова?
  3. Мальчиков из “Бежина луга” Тургенева?
  4. Жилина?
  5. Дон Кихота?
  6. Дубровского?
  7. Робинзона Крузо?
  8. Хрюкина?
  9. Тараса Бульбу?
  10. Сильвио?

IV. Работа в группах.

Задание: назвать черты предложенного типа характера в указанных персонажах. Ответ обосновать.

  1. Левша как героический характер.
  2. Остап Бульба как романтический характер.
  3. Савелий Никитин как национальный характер.
  4. Денис Григорьев (Чехов. “Злоумышленник”) как сатирический характер.

V. Творческая работа.

Как, по-вашему, объясняется то, что у одного героя можно увидеть черты разных типов характера?

Подсказка – эпиграф к уроку. Что имел в виду Лев Толстой?

Действительно, мы можем согласиться с писателем: человеческая натура неисчерпаема, и в ней равно могут сосуществовать самые разные стремления и побуждения.

От чего же зависит, образ какого героя предстанет перед читателями?

Конечно, от позиции автора, от его замысла.

Я предлагаю вам почувствовать себя в роли писателя. Конечно же, все вы помните русскую народную сказку “Колобок”. Попробуйте доказать, что в образе героя этой сказки воплощены черты.

  1. национального характера.
  2. героического характера.
  3. романтического характера.
  4. сатирического характера.

У каждой из групп “свой” характер, но работают все индивидуально. Работы читаются в классе или сдаются на проверку.

VI. Итоги урока.

VII. Домашнее задание.

Воспроизвести сюжет сказки “Колобок” в соответствии с выбранным типом характера главного героя.