Пролог
На импровизированной авансцене – у доски – парта, на которой на стопках книг закреплена рамка (картина с изображенной на ней Богоматерью; Богоматерь вставлена искусственно, чтобы можно было легко ее "вырвать" из рамки). Звучит музыка (лучше современная, дисгармоничная). Выходят Юноша и Девушка.
Юноша: (срывает Богоматерь):
Все церкви повычистили под метелку,
Овчарки цепные вели по алтарям.
Сколько? Сколько? Сколько?
Девушка:
Весь урон не сосчитать колоколам!
Юноша:
Сколько? Сколько? Сколько?
Разворовано веков по простоте?
Скорбно вместо Сергия и Ольги
Ставим свечи мы безликой пустоте!
(Зажигает свечу перед пустой рамкой)
Девушка:
Все иконы по местам вернулись, найдены,
Кто в киот, кто в красный угол, кто в ларец.
Юноша:
Одна лишь не вернулась – Богоматерь –
Совесть – Утешительница сердец!..
(Музыка меняется на Бетховена)
Девушка: (берет свечу в руки)
Объявляется Всесоюзный розыск:
Совесть. Доброта. Лик розов.
Из особых примет:
Лишены слезников византийские
Нарисованные глаза,
Оттого и в глазах разыскиваемой
Не задерживается слеза.
Льются слезы за ней по пятам.
Овчарки ведут по слезам.
(Уходят).
Учитель: Здравствуйте. Есть книги, которые ранят. Есть книги, которые лечат. Мы сегодня будем говорить о книгах, которые и ранят, и лечат. Это роман в рассказах Рубена Гальего "Белое на черном" и рассказ Людмилы Петрушевской "Как ангел".
Расскажите, пожалуйста, об авторе первой книги.
Ученик (заранее подготовленный или сам учитель): Рубен Давид Гонсалес Гальего – испанец по национальности, но считает себя русским писателем, потому что родился и вырос в России. Его мать, учившаяся в Москве, родила сыновей-близнецов, один из которых умер, а другой – с диагнозом ДЦП – выжил, но матери сообщили, что он тоже умер. Мальчик, оставшийся без рук и без ног, рос в домах ребенка, детдомах, интернатах Советского Союза. Эта книга о его детстве. Она удостоена Букеровской премии в 2003 году, премии Олега Табакова "За личное и литературное мужество", поставлена на сцене МХАТа…
Учитель: На мхатовской театральной программке поверх нарисованного неба идут строки: "Есть книги, изменяющие взгляд на мир, книги, после которых хочется умереть или жить по-другому". Пусть эти слова будут целью нашего разговора.
Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора тяжелая, но необходимая. Важно, чтобы вы поняли, что к категории инвалидов, которой как бы не существует в нашем обществе, в любой момент можем принадлежать мы с вами. И если Бог дал вам здоровье и счастье, поделитесь капелькой своей доброты с теми, для кого каждый миг в жизни – борьба.
Итак, перед нами герой книги "Белое на черном":
(Выходит ученик и садится так, чтобы его лицо было в раме).
Герой: "Я – герой. Быть героем легко. У меня просто нет другого выхода. Если у тебя нет рук и ног, ты обречен быть героем до конца своих дней.
Учитель: Почему у него нет другого выхода? Выход есть всегда.
(Отвечают). А у героя, действительно, нет другого выхода. Или умереть, или быть героем. В его понимании герой – это тот, который доказывает всему окружающему миру, настроенному против него, что он тоже имеет право на жизнь.
- Эта книга более темная, чем светлая? Или нет? Ведь тема, затронутая автором, и пространство романа крайне неблагополучные, даже страшные… (Отвечают) Книга состоит только из добрых, светлых воспоминаний. Даже говоря о черствых, равнодушных и порой жестоких людях, автор не ненавидит их, в его словах нет мести и сарказма, он их не судит, считая, что это их выбор.
- Что символизирует название книги – "Белое на черном"? (Автор не любит белый цвет, он считает его цветом смерти, безликости; его любимый цвет черный, цвет борьбы, цвет преодоления страха и бессилия, цвет ночи, надежды на скорое появление солнца. Другой вариант названия "Черным по белому". Автор сам создает свою жизнь, сам пишет свою судьбу.)
Герой: "И они верили. Верили, несмотря ни на что. Долго молились во время ночных дежурств, крестили нас на ночь, на Пасху приносили нам крашеные яйца и блины…"
Учитель: О ком эти строки? (Отвечают). Эти строки о нянечках. (Рассказ о нянечках)
- Кого было больше в жизни нашего героя – добрых или злых людей?
- А каких людей в жизни больше вообще? (Отвечают).
Но в жизни Рубена были и другие люди.
Герой: "Однажды я подслушал разговор взрослых:
- Этот ребенок умный, умнее других.
- Какой же он умный? Он же ходить не может! Дебил!"
Учитель: О чем этот диалог?
- Почему его считали дебилом?
- Всегда ли люди оценивают других по их внешности? Можно ли этого избежать?
- Какой ответ на этот вопрос дает судьба Рубена? (Отвечают) В жизни всем и всегда приходится доказывать, что ты чего-то стоишь. И это не всегда легко.
Герой: "Я старался, как мог, но все, что я мог – это меньше есть и пить. Как жить совсем без еды, я не знал, спросить было не у кого…"
Учитель: Из какого рассказа эти строки?
- Почему Рубен принял такое решение?
- Какие две победы одержал герой в этом эпизоде своей жизни? (Отвечают)
Герой: "Однажды, когда меня пригласили в гости, и за мной приехало такси, вахтер на воротах меня не выпустил: "Здесь написано: "Пропуск на выход с территории дома-интерната" (а не на выезд). Это документ".
Учитель: О каких людях написано между строк этого рассказа?
- Есть ли чувства негодования в повествовании автора?
- О чем это говорит?
Герой: "Я знаю, что все закусочные "Макдоналдс" соответствуют мировым стандартам безбарьерного доступа.
Учитель: Автор в конце романа от незамысловатых историй о своей жизни незаметно переходит к широкомасштабным обобщениям, причем он не делает никаких выводов, он только рассказывает, выводы предлагает делать читателям. Какая простая истина скрывается в рассказе о пресловутом Макдоналдсе? А у нас, ребята, все желающие могут попасть в Макдоналдс?
Герой: "На русский можно перевести почти все. От поэзии Шекспира до инструкции по эксплуатации холодильника. Почти все. Почти".
Учитель: Что нельзя перевести на русский язык? О чем идет речь?
- Как тогда оценить следующую цитату: "Мальчик, маленький мальчик! Что ты понимаешь в жизни? Здесь нельзя жить. Люди как звери: за доллар готовы поубивать друг друга…"?
- Почему Гальего считает себя все-таки русским писателем?
- Какова основная цель его книги, напечатанной указательным пальцем левой руки по одной букве на клавиатуре компьютера?
- Что такое толерантность? Почему проблема толерантности тесно связана с темой романа?
Учитель: А сейчас мы поговорим о героине другого рассказа – Ангелине.
- Чего мы ждем от рассказа, еще не начав его читать? (Что он будет об ангеле)
- Расскажите об Ангелине.
- А для кого героиня – ангел? (Для родителей)
- Какую ошибку совершили родители Ангелины?
- Почему она вымещала на них злобу?
- Как автор вызывает сочувствие к Ангелине?
- Может быть, Ангелина все-таки – ангел? (Она не ангел, потому что жизнь не ангельская, но она творение Божье, которое имеет право на место на земле)
- Трудно ли быть ангелом? (Герои рассказа – ангелы, потому что безвинно несчастны. Но в жестоком мире над ними только смеются.)
Учитель: Что объединяет эти два произведения?
- Почему у героев такие разные судьбы?
- К кому из них применимо выражение "переписать свою судьбу"?
- Получается, что только трудности могут сделать человека борцом? Только поставленная цель может привести к мечте?
- Какие уроки можно вынести после прочтения этих произведений?
Рефлексия: создание синквейна.
Напоминаю ребятам схему создания синквейна (она на доске):
1 строка: кто? что? 1 существительное
2 строка: какой? 2 прилагательных
3 строка: что делает? 3 глагола
4 строка: что автор думает о теме? фраза из 4 слов
5 строка: кто? что? 1 существительное.
Идет работа над созданием синквейна.
Затем зачитываются произведения учащихся.
Эпилог
Выходят Юноша и Девушка. Юноша укрепляет в раме Богоматерь.
Звучит классическая (любая красивая) музыка.
Юноша:
В нас, в каждом, есть Бог.
Это стоило выстрадать.
Пусть в панике мир от попытки второй!
Так что же есть истина?
Это есть искренность!
Быть только собой!
Девушка:
Не делайте вида, не прячьтесь в стандарт!
Юноша:
Завидуйте, плачьте, страдайте!
Девушка:
На русском, английском или санскрите – не врите!
Юноша:
Ревнуйте, любите, но Бога в себе
Не предайте из прыти!..
Девушка: (взглядом указывает на Богоматерь):
Она проиграла?
Юноша:
Она бессмертна!
Конец.