Урок по теме "Анализ I части поэмы «Русские женщины» как первый опыт анализа произведения в единстве формы и содержания в 7-м классе"

Разделы: Литература


 Цели:

1. Развитие общеучебных навыков анализа и синтеза, тезирования.

2. Формирование предметного умения выделять особенности содержания и формы произведения, позволяющие понять его идею.

3. Закрепление умения давать характеристику персонажу.

4. Усвоение нравственных идеалов: верности долгу, любви к Родине, любви к близкому человеку.

Предварительная подготовка: На предыдущем уроке дана историческая справка о декабристах, история создания поэмы. На дом было задано прочитать часть “Княгиня Е.И. Трубецкая”, ответить на вопросы 2, 3, 4 стр. 218 учебника В.Я. Коровиной. Индивидуальное задание: Изобразить сюжет графически, выделить его основные моменты, определить особенности композиции.

Оформление доски: “Русские женщины” поэма (1871 – 1872 гг.)

Портреты княгинь ч. I Княгиня Е.И.Трубецкая, 1826 г.

Фотографии обручальных колец, ч. II Княгиня М.Н.Волконская.

выкованных декабристами (Бабушкины записки, 1826 – 27 гг.)

Из кандалов.

Схема анализа произведения:

Предлагаемый материал может занять полтора урока. Тогда за оставшуюся часть урока ученики могут написать творческую работу:

  1. Характеристика княгини Трубецкой или губернатора Иркутска (на выбор)
  2. В Чём смысл заглавия всей поэмы?
  3. Как Некрасов передал свою оценку событий 1825 года в I части поэмы “Русские женщины”
  4. Роль антитезы в поэме “Е.И. Трубецкая”

Или, по желанию учителя, часть материала (схему анализа), можно дать лекционно, чтобы учебный материал был усвоен в течение 45 минут.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию.

Ребята, мы уже достаточно много произведений изучили, применяя разные формы работы и в конце концов выходя на определение главной задачи писателя: что, о чём и зачем он написал. Довольно часто мы задавались вопросом и “как писатель это сделал”.

Сегодня попробуем объединить наши знания об анализе произведения в единую систему. Вспомним, что мы выделяем в произведении и для чего.

Результат работы – схема на доске и в тетрадях:

Анализ произведения.

Проделаем работу согласно схеме сегодня на уроке. Ваша задача – фиксировать ваши наблюдения по каждому пункту анализа произведения в тетради, с тем чтобы к концу урока вы сформулировали тему, идею поэмы “Княгиня Трубецкая”

II. Усвоение учебного материала.

1. Сообщение ученика об особенностях сюжета и композиции поэмы. Схема заранее начерчена на доске:

 

(Первая часть поэмы “Русские женщины” состоит из двух равных по объёму частей, 1ч. представляет описание пути до Иркутска с чётким обозначением времени, что позволяет обратить внимание на тяжесть и продолжительность дороги. За время путешествия княгиня вспомнила детство, влюблённость и замужество, восстание, закончившееся арестом мужа, прощание с любимым отцом.

 Во второй части представлен в лицах разговор губернатора Иркутска с княгиней, занявший 9 дней и закончившийся победой княгини. Эта сцена является кульминацией, решение генерала отправить княгиню в Нерчинск – Развязка сюжета. Мы не знаем, доехала ли героиня до пункта назначения, поэтому будем говорить об открытом финале этой части поэмы. Поскольку части примерно одинаковы по объему, можно говорить о их сопоставлении, то есть антитезе.

Таковы особенности сюжета и композиции поэмы “Княгиня Трубецкая”

2. Что можно сказать о героях поэмы? Сколько их?

(В тексте, помещённом в учебнике, говорится о двух главных: княгиня и генерал – и 3 внесюжетных героях: заботливый отец и любимый муж героини и царь Николай I).

Какое мнение сложилось у вас о Е.И.Тр. по отрывку из I части? (Любящая дочь, бесстрашная, верная, любящая жена, очень настойчивый и целеустремлённый человек, понимающий трагизм своего положения).

Как вы думаете, почему разговор губернатора и княгини дан в драматургическом варианте?

(Сцена позволяет полнее раскрыть характеры и чувства, представить спор живых людей).

Давайте проследим за аргументами персонажей в споре и расширим характеристику героини, составим представление о генерале.

В тетради запишем тезисы спора либо своими словами, либо цитатами.

Доводы генерала Возражения княгини
1. Дорога хуже тут пойдёт (800 вёрст). Опасная езда! 1. Готов ли экипаж?
2. (Ваш отец)…хоть он вас отпустил по доброте своей, но ваш отъезд его убил…Вернитесь поскорей! 2. Мне вам рассказывать смешно, как я люблю отца…
Но долг другой,
И выше и святей,
Меня зовёт.
3. (Трудности быта в тюрьме) Пускай ваш муж он виноват…

А вам терпеть…за что?

3. Ужасна будет, знаю я
Жизнь мужа моего
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
4. Трудности природных условий

а) Тот климат вас убьёт!

б) Окреп туземный человек

С природою в бою.

А вы?

Ваше присутствие усилит страдания мужа.

4. а) Живут же люди в том краю, привыкну я шутя…
б) Пусть смерть мне суждена – мне нечего жалеть!
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть.
5. Да, вы умрёте, но сперва

Измучите того, чья безвозвратно голова погибла (мужа)

В себе он будет сознавать причину ваших слёз.

5. …Я слёз не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нём спасу,
Я силы дам ему!
6. Помочь мужу – минутный порыв. Это мечты…Вам захочется привычной жизни. Быть может, выйдете замуж за другого…

Закон позволяет.

6. Нет, нет я видеть не хочу
Продажных и тупых,
Не покажусь я палачу
Свободных и святых.
7. …бежите вы за ним (мужем), как жалкая раба! 7. Нет, я не жалкая раба.
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба
Я буду ей верна!
…к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...
8. 2 день Вы отреченье подписать

Должны от ваших прав!

8. Вам наши кажутся права правами – не шутя?

Нет! Ими я не дорожу…

9. через 6 дней Вас по этапу поведут

С конвоем…весной

В Нерчинск придёте, если вас

Дорога не убьёт

9. Неделя целая прошла…

Уж шла бы я давно…

10. Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

Подведём итоги:

1) Как расширилась характеристика героини? (Умна, критически оценивает современное ей дворянское общество и царя, у неё сильная воля, она смогла преодолеть сопротивление генерала).

2) Каким показан генерал?

(Уважительный, почтительный к людям более высокого положения в обществе. Честно выполняет свой долг по службе. Умён. Видит тяжесть жизни арестантов, местного населения. Человечен. Видимо, за эти качества оказался на службе в каторжном краю. Осмелился не выполнить предписания о возвращении княгини в Санкт-Петербург.

3). Можно ли утверждать, что сцена разговора построена на антитезе? (Да, но в конце разговора герои объединены неподчинением царю, сочувствием к государственным преступникам-декабристам, сознанием правоты своего поступка).

Какой вывод можно сделать по системе героев? (Сюжетные и внесюжетные герои оказываются к концу поэмы в одном лагере, они все противопоставлены царю, его политике, его бесчеловечности).

3. Обращаемся к следующему элементу анализа произведения: к авторской позиции.

1. Как авторская позиция проявилась в системе героев? (Все противопоставлены царю и его двору).

2. Как авторская позиция сказалась в подчёркивании временных рамок сюжета?

(Фиксация времени (около двух месяцев пути) подчёркивает физические трудности, 9 дней противостояния с губернатором – моральную тяжесть достижения своей цели героиней).

3. Какие детали портрета передают отношение автора к генералу в начале II части и в её конце (Сначала – службист: “как палка, прям, кресты, мундир, подскочил отворить дверцы кареты”. Но успех по службе достался тяжело: седой, высокий, как мощи, сух. В конце: “из-под руки на ус седой скатилася слеза”, командует запрягать лошадей, чтобы в 3 дня преодолеть оставшиеся 800 вёрст. Мы видим человека, энергия которого направлена на помощь ближнему.

4. Как это изменение отношения автора к генералу прослеживается в его назывании? Какие чувства стоят за словами: “почтенный генерал”, “упрямый старичок”, “старик”, “генерал”, “старый генерал”? (Нейтрально, потом презирает, сердится, затем уважает).

Как Некрасов относится к главной героине?

Её имя в заглавии I части, указан в подзаголовке 1826г. О чём это говорит?

Поэт восхищается поступком этой женщины, она первая добилась разрешения поехать к мужу в Сибирь сразу после приговора.

Кстати, почему вся поэма названа “Русские женщины”?

(Потому что в характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера).

4. Содержательную сторону произведения мы рассмотрели, попутно называя художественные приёмы, которые использовал поэт.

Пожалуйста, выясняем, кто более внимательный.

Кто сможет перечислить художественные приёмы?

(Внутренний монолог, диалог, детали портрета, антитеза, фиксация времени в пути).

Какое художественное средство у нас осталось неназванным? (Описание природы).

5. Итак, мы выполнили основной объём работы. Осталось сформулировать тему и идею произведения.

(Тема: Изображение трудного пути первой женщины-декабристки к мужу на каторгу.

А почему в заглавие поставлено имя героини, а не ее поступок?

Тема: Личность княгини Е.И. Трубецкой.

Идея:

1. Восхищение подвигом жён декабристов.

2. Критическая оценка дворянского общества и царя эпохи 20-ых годов 19 века.

3. Главные достоинства русского национального женского характера – несгибаемое мужество в выполнении своего долга, преданность семье, любовь к мужу.

Подведём итог. Чему мы научились на уроке.

(Мы увидели составные части содержания произведения, благодаря которым текст воздействует на читателя, донося мысли и чувства автора по какому-либо вопросу, их взаимосвязь, познакомились с последовательностью работы при анализе произведения).

Домашнее задание. Проанализируйте по схеме анализа стихотворение “Размышления у парадного подъезда”.