Литература
-
Предметная неделя "Содружество муз" 2008
Предметная неделя "Содружество муз" один из видов внеклассной работы в приобщении школьников к искусству слова, в развитии художественного восприятия окружающего мира, в расширении знаний о далекой и загадочной Японии. Предметная неделя проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий интерес к литературе, истории, географии и оказывающий массовое воздействие на учащихся.
-
"Цветы последние милей…" (П.А. Осипова-Вульф и А.С. Пушкин) 2008
Цели данного урока - познакомить юных пушкинистов с судьбой П.А. Осиповой-Вульф, проследить историю ее взаимоотношений с поэтом; медленно и вдумчиво перечитать лучшие страницы любовной лирики А.С. Пушкина.
-
"Роман о благородном разбойнике" (Устный журнал к 175-летию романа А.С. Пушкина "Дубровский") 2008
Устный журнал "Роман о "благородном разбойнике" рассказывает на своих страницах об истории создания произведения, о прототипах романа, о говорящих именах главных героев.
-
Интегрированный урок (литература + музыка) по теме "Я гимн Отечеству пою и славлю Родину свою…" (Гимн – один из жанров в музыке и литературе) 2008
Интегрированный урок по литературе и музыке познакомит учащихся с понятием жанра "гимн" в литературе и музыкальном искусстве. Использование слайдов позволит детям погрузиться в исторические эпохи создания гимнов. Слушание и исполнение гимнов поможет развить творческие способности и восприятие интонационной основы гимна в музыке и литературе, а также чувство гражданственности и патриотизма.
-
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо" (Пушкин как основоположник русского литературного языка) 2008
Устный журнал "Из русского языка он сделал чудо..." расширяет представление о Пушкине как "великом реформаторе российской словесности".
-
Методическая разработка урока литературы. М.Ю. Лермонтов. "Парус", 6-й класс 2008
Урок – первоначальное знакомство с выдающимся шедевром русской лирики ставит целью нравственное и эстетическое воспитание учащихся; расширяет представление о композиции литературного произведения; учит видеть картины, нарисованные автором; обогащает словарный запас; развивает интерес к поэзии; даёт представление о жизни стихотворения в живописи и музыке.
-
"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков) 2008
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта".
-
Интегрированный урок внеклассного чтения в 6-м классе "Любимые стихотворения родителей в подростковом возрасте" (литература + информатика) 2008
Разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе с использованием ИКТ с целью научить детей видеть, понимать, анализировать поэтические тексты, осмысливать лирические произведения, использовать ИКТ при поиске информации для углубления знаний и совершенствованию анализа, использовать возможности графического редактора для выражения мыслей, собственных ощущений. Работа на основе сравнительного анализа стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер».
-
Урок-диалог по литературе на тему "Цена любви" (по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза") 2008
Представлен конспект урока-диалога по литературе в 8-м классе на тему "Цена любви". Это второй урок по повести, в котором показано построение учебной темы через актуализацию личного опыта детей в рамках диалога на уроках литературы, позволяя постигать отношения между людьми, обращаясь к тексту художественного произведения. Когда ученик прислушивается к себе и другим, стремится проявить свой смысл, развернуть его, понять, а учитель начинает слышать детей.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю…" (автор в романе "Евгений Онегин") 2008
Цель урока – доказать, что А.С.Пушкин – действующее лицо в романе, и увидеть Пушкина-поэта и человека. Это возможно только при очень скрупулезной и вдумчивой работе с текстом (анализируются лирические отступления в романе «Евгений Онегин»). У учащихся формируются навыки исследовательской деятельности, воспитывается неформальное отношение к поэтическому творчеству. Работа на уроке и выполнение творческого задания после него позволит каждому ученику «обрести» своего Пушкина, и если не полюбить, то хотя бы попытаться понять Поэта и Человека.
-
Фронтовые письма как отражение эпохи 2008
Урок письма «Фронтовые письма как отражение эпохи» учит учеников писать письмо участникам войны, используя те лингвистические средства, которые предлагает учитель; развивает творческое мышление, способность сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывает уважение к традициям, патриотизм, национальное самосознание, бережное отношение к семейным реликвиям.
-
Программа элективного курса "Литературная гостиная" 2008
Элективный курс "Литературная гостиная" является одной из оптимальных форм работы, развивающей творческие способности учащихся. Программа курса будет востребована педагогами, работающими в старшем звене школы, стремящихся к развитию литературных способностей обучающихся, их самореализации в области гуманитарных наук, что позволит достичь осознанной читательской самостоятельности.
-
Литература, 6-й класс. Урок по теме "Древнерусская литература. Русская летопись". "Сказание о Кожемяке" 2008
Урок литературы в 6-м классе, на котором идет речь о древнерусском летописании «Повесть временных лет», отрывке из повествовании «Сказание о Кожемяке».
-
Урок литературы в 9-м классе в форме педагогической мастерской "Город белых ночей" 2008
В связи с модернизацией образования в последние годы резко повысился интерес к проблемам современного урока литературы. Учителю всё труднее заставить детей читать "классику", труднее влиять на их мнения, формировать их жизненную позицию. Современная форма урока - это прежде всего готовность педагога повернуться лицом к жизни и открывать её вместе со своими учениками. Ученик сам под руководством учителя должен добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и делать выводы.
-
Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2008
На уроке рассматриваются особенности авторского изображения войны, проводится сопоставление с творчеством других писателей XX века. Элементы исследовательской деятельности позволят учащимся самостоятельно добывать необходимый материал, обобщать его и делать выводы. Основная идея учебного занятия - осмысление трагической судьбы страны и человека в период гражданской войны.
-
"Прекраснейшая из муз…" (урок литературы в 9-м классе) 2008
Урок литературы, проводимый в форме мастерской, знакомит учащихся 9-го класса с жизнью А.Ахматовой, восприятием ее личности современниками, создает атмосферу погружения в творчество поэта. На уроке максимально задействованы материалы учебника.
-
Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв (по культуре Серебряного века) 2008
Разработка урока по русской литературе в 11-м классе, на котором учащиеся знакомятся с творчеством русских художников, композиторов и поэтов Серебряного века.
-
Своеобразие лирики Анны Ахматовой 2008
Разработка урока литератуы, на котором учащиеся работают над осмыслением роли А.Ахматовой в русской поэзии, выявляя своеобразие ее лирики. На уроке развивается навык исследования и анализа поэтического текста, воспитывается интерес и уважение к поэтическому слову, любовь к творчеству А.Ахматовой.
-
"Исследовательская деятельность на уроках литературы" 2008
Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его сам. Повышается качество обучения, формируется устойчивый интерес к изучению предмета. Знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные.
-
Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник") 2008
Литературно-историческая игра для старшеклассников «За семью печатями» по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». Но, в отличие от телевизионной игры, в процессе нашей игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного писателя, игроки разгадывают не его имя, а название литературного произведения данного автора. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание истории нашей страны и ее культуры.
-
Лирика Н.А. Заболоцкого (8-й класс) 2008
В статье описан один из уроков литературы в 8-м классе по программе Г.И. Беленького, посвященных творчеству Н.Заболоцкого. На уроке анализируются три стихотворения поэта, учащиеся должны ответить на вопрос: "Какой мир творил в своей душе Заболоцкий, какой, по его мнению, мир должны мы творить в своей душе?" В ходе урока ученики получают представление о жизни и характере поэта, важнейших чертах его внутреннего мира: неравнодушии к страданию ближних, невозможности примирения с подлостью, несправедливостью, нечестностью.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Кто такой Печорин: добрый малый или мерзавец?" 2008
Через исследование текста романа, работу с дополнительной критической литературой, «вхождение в роль героя» и дискуссию на уроке учащиеся приходят к выводу, что противоречивость – главная черта характера Печорина, личности незаурядной, мыслящей и энергичной, но «заболевшей» безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. «А не болен ли я такой болезнью?» - с таким вопросом учащиеся должны уйти с урока.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе, анализ стихотворения Ю.Друниной "Зинка" 2008
Урок внеклассного чтения в 8-м классе. Тема урока: женщины на войне. Форма урока: работа в группах. Теория литературы: композиция, эпитет. Оборудование: портрет Юлии Друниной (желательно в военной форме), портреты женщин разных мастеров разных эпох.
-
Урок литературы в 9-м классе "Страница из «энциклопедии русской жизни», или Некоторые аспекты кулинарного антуража в романе Пушкина "Евгений Онегин" 2008
В 9-м классе, изучая роман "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, можно провести интегрированный урок литературы и технологии с применением ИКТ. Учащиеся исследуют роман в новой и необычной для уроков литературы области кулинарии. Элемент занимательности, присутствующий на уроке, повышает интерес к данной теме и тем самым создает условия для индивидуальной, творческой и исследовательской работы. В течение всего урока формируется обстановка сотрудничества, так как применяется и групповая, и парная формы работы, развиваются навыки работы с художественным текстом, со справочной литературой.
-
Урок развития речи и зрительного восприятия по картине В.Г. Перова "Тройка" 2008
План урока развития речи и зрительного восприятия составлен для учащихся 6–8-х классов национальных школ для ознакомления с великим русским художником В.Г. Перовым и его картиной «Тройка». Основной целью урока является развитие общего кругозора, устной и письменной речи учащихся.
-
Урок-семинар по литературе в 10-м классе по теме "Трагедия «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»" 2008
Слишком часто литературный разбор в школе обречен на неудачу лишь потому, что ученики не понимают, зачем нужен анализ. И здесь на помощь словеснику приходит проблемное преподавание, где находят себе место и дискуссионность, и развитие творческих способностей ученика, и углубленное внимание к задачам исследовательского, литературоведческого характера. Данный метод действенен в старших классах при изучении духовного мира литературных героев и попытки их оценки. Урок-семинар на тему «Трагедия «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» построен по технологии проблемного обучения.
-
Н.А. Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой. Анализ стихотворения "Гроза идет", 11-й класс 2008
Основная цель урока — познакомить учащихся с поэтом Н.А. Заболоцким и его творчеством.
-
Интегрированный урок (литература + история + география) по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", 8-й класс. Викторина 2008
Игра-викторина помогает повторить фактический материал по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Игра способствует формированию целостного представления о событиях крестьянской войны под предводительством Пугачева на основании изученного по истории и географии, развивает интерес к предмету.
-
Разработка урока литературы "Эхо войны в рассказе С.Никитина «Осенний день на Мшарах»" 2008
Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над вечными вопросами: предназначение человека на земле, смерть и бессмертие, боль от потерь и пожизненная память.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе. "Родом не из детства – из войны" (по повести А.И. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2008
Проблемы взаимоотношения между собой подростков, детей и взрослых, людей разных национальностей актуальны и в современной жизни, что способствует заинтересованному серьёзному разговору на уроке. Автобиографическая повесть А.И. Приставкина учит подростков взаимопониманию.