Запись на доске:
“Был ли выбор у Лизы?”
Цели урока:
- актуализировать личный опыт учеников при изучении повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.
- определить значение заявленной проблемы в теме урока (диалогическая цель).
1. Вступительное слово.
Это второй урок по повести Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Фрагмент, который заставил задуматься и вызвал много споров, был эпизод гибели Лизы. “Был ли выбор у Лизы?” - на этот вопрос ученики отвечали письменно и мнения их разделились. Я анализирую смыслы детей с помощью их сочинений, вычленяю основные предложения по поводу предстоящей работы.
Для достижения поставленной цели использую такой диалогический приём, как: “создание условий для обнаружения и оформления каждым учеником своего смысла, сравнение его со смыслами других и возможное дополнение, и переоформление личного смысла”.
2. Актуализация знаний учащихся.
Так как финал повести вызвал к жизни разные версии, предлагаю ученикам в них разобраться. На доске представлена таблица проявления смыслов учащихся. Выявляю общие версии, заявленные сочинениями. Выделяю основные четыре версии, называя их авторов:
1) “Выбора у Лизы не было”;
2) “Она могла забыть Эраста и со временем полюбить другого человека”;
3) “Лиза могла остаться жить с матушкой и заботиться о ней”;
4) “Героиня могла выйти замуж, но всю жизнь мучиться”.
Для дальнейшего “формирования поля первичных смыслов в связи с поставленной проблемой” предлагаю учащимся написать вариант аннотации к фильму “Бедная Лиза”, который может быть помещён на коробке видеокассеты.
Ученики предлагают свои варианты и приходят к выводу, что эти аннотации похожи на банальную малоинтересную сериальную историю, “мыльную оперу”, но никак не на повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”.
Предлагаю вспомнить примеры культурных художественных образцов с похожим сюжетом. Учащиеся говорят об изученных произведениях, самостоятельно прочитанных книгах, просмотренных фильмах, где сюжет сводится к похожей истории: молодой богатый человек добивается любви бедной девушки, оставляет её и тайно женится на другой. Всё раскрывается случайно, и не выдержав обмана, девушка погибает.
Таким образом, происходит использование на уроке ещё одного диалогического приёма: “приобщение учащихся к диалогу культур”.
Делаю обобщение по пройденной части урока, поясняя, что история любви Лизы к Эрасту значима лишь потому, что мир повести пропущен через сознание рассказчика.
Ученики делают записи в тетрадях.
3. Работа с текстом произведения.
Предлагаю разобраться в географическом пространстве повести. Учащиеся представляют нарисованные дома схемы художественного пространства повести и сопровождают их своими объяснениями. В конце этого этапа урока показываю репродукции картин, нарисованные художниками, современниками героев и автора. (Г. Афанасьев “Симонов монастырь”.1823; Неизвестный художник. “Вид на Москву от Симонова монастыря”. Вторая половина XIX века; Неизвестный художник. “Москва. Пресненские пруды”. 1800 гг.).
Полагаю, что на этом этапе урока происходит “формирование второго поля первичных смыслов учащихся и стягивание первичных смыслов к обобщенному виду”.
Дополняем и оформляем выводы, сделанные учениками, записываем их в тетради: чтобы мы, читатели, вошли в мир повести, нужен рассказчик, только он способен смотреть не только вдаль, но и в глубину. Рассказчик находится как бы в центре мира, и тому подтверждение - картины современников Карамзина и нарисованные вами схемы. Для “актуализации личностных смыслов учащихся” задаю вопрос классу:
“Художественный мир повести одинаков для всех её героев?”
Учащиеся уверенно отвечают, что этот мир разный для Лизы и для Эраста.
Предлагаю ученикам в тетрадях и на доске обозначить эти два мира, как “мир Лизы” и “мир Эраста”. Делю класс на две группы для того, чтобы поработать с текстом повести и найти подтверждение этой версии. После прочтения найденных эпизодов учащиеся делают вывод о двух мирах и двух системах ценностей.
Предлагаю учащимся построить тематическое пространство слова “ценность”, используя для этого различные словари. (Толковый словарь, философский словарь, словарь русского языка, психологический словарь). К смыслам учащихся добавляются смыслы авторов словарей. Например, (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”):
“Ценность - 1. Цена, стоимость. 2. Важность, значение.3. Ценный предмет, явление”.
Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:
“Мир Лизы” | “Мир Эраста” |
деревня | деньги |
идиллия | обман |
природа | город |
цветы | рассудок |
ландыши | большой свет |
старушка-мать | алчность |
чувства | Москва |
слёзы | громада |
пастушок |
Таким образом, происходит “формирование третьего поля первичных смыслов учащихся”. Проявляю свой личностный смысл только после ответов учащихся.
Делаем выводы и записываем их в тетради: “Лиза притягивает к себе людей, а мир
Эраста - это мир отчуждённых людей”.
Предлагаю учащимся попытаться ответить на вопрос: “Когда люди хотят быть вместе, общаться, говорить, дружить?” Ребята приходят к выводу, что это возможно, когда люди интересны друг другу.
Задаю вопрос классу: “Почему же Лиза полюбила Эраста, и какова цена этой любви?”
Тему этого урока я предложила учащимся, исходя из предварительно сделанной работы на уроке. Ещё раз обращаю внимание учащихся на тему урока и предлагаю поработать по группам с текстом по двум вопросам:
1) Почему же Лиза полюбила Эраста?
2) Почему Эраст полюбил Лизу?
Эта работа направлена на проявление таких диалогических приёмов, как “стягивание трёх проявленных первичных смыслов в один смысл выступления” и проявление версий и их обоснование примерами из текста (либо рассказ, либо прочтение)”.
4. Обобщение темы урока.
Далее предлагаю обратить внимание на первый вопрос, который был заявлен в начале изучения повести, и предоставляю возможность оформить свой смысл на несколько расширенный вопрос: “Кто виноват в гибели Лизы, и был ли у неё выбор?”
По своему выбору предлагаю отдельным учащимся прочитать последние записи, сделанные в своих тетрадях, особенно это важный момент для тех учеников, которые промолчали на предыдущих этапах урока.
Вот одна из основных версий: “Потеря Эраста равнозначна для Лизы утрате жизни. Дальнейшее существование для Лизы без него становится бессмысленным”.
Варианты зачитываются учениками. Другие, если считаю нужным, дополняют свои записи в тетрадях.
Свои выводы, как тоже значимые, я сделала в конце урока.
5. Домашнее задание.
В заключение урока предлагаю домашнее письменное задание на выбор:
- “Прожитый мной урок”.
- Статья в энциклопедию на тему: “Бедная Лиза” как героиня сентиментальной повести”.