Цель:
1. обучающая: продемонстрировать женское восприятие войны на примере стихотворения Ю. Друниной «Зинка»; показать, как все уровни текста помогают выразить чувства и переживания женщины на войне (композиция, лексика, выбор средств художественной выразительности и т.д.);
2. развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов учащихся;
3. воспитательная: способствовать воспитанию патриотических, гражданских чувств; воспитывать внимательное отношение к слову.
I. Активизация мыслительной деятельности
1. Эвристическая беседа
- Составьте ассоциативный ряд
мальчики к слову война девочки к слову женщина
- На доске подобраны иллюстрации к сегодняшнему уроку. Как думаете, о чём будем говорить сегодня?
- В чём предназначение женщины?
- Как думаете, совместимы ли понятия «война» и «женщина»? Почему?
Следовательно, тема урока «У войны не женское лицо».
2. Слово учителя
Женщина. Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура, Беатриче, Елена, Мария…. Многие из этих имён стали символами:
- преданности и верности – Пенелопа,
- красоты и женственности – Елена,
- вдохновения и почитания - Лаура и Беатриче,
- всепочитающей, заступнической любви к людям – Мария.
Женщина, призванная давать жизнь… Женщина – величайшее из творений
Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную женщиной.
Война – величайшее из проклятий.
Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся Женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания.
Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке, перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз видевшей, как на морозе у бойца «исчезает облачко у рта», жило сострадание к замученным бедами, хворями, боями «солдатикам», её ровесникам, вроде той Зинки – Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, её однополчанки.
II. Первичное восприятие текста.
1. Чтение наизусть стихотворения учителем.
Юлия Друнина
Памяти однополчанки –
Героя Советского Союза
Зины Самсоновой.
I
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька,
я – не против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый,
у меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт…
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг – приказ:
«Выступать вперёд!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
II
С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
III
…Знаешь, Зинка, я –
против грусти,
Но сегодня она – не в счёт.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
2. Рефлексия.
- Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно).
III. Анализ текста
1. Слово учителя.
Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… И на всех уровнях текста это хорошо прослеживается. Стихотворение одновременно лиричное, доброе и жёсткое, в нём звучит то песня-тоска по родному дому, то жёсткий военный марш.
Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.
2. Работа в группах (анализ частей).
1 группа
- Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? (Девчонки-подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворений форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив).
- О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме? (Малая родина живёт в душе каждого солдата:
- близкие люди: мама, мамка, друзья, любимый;
- родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кустики;
- запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённый хлеб, дым, т.е. русская печь. Ощущение чего-то родного, бесконечно близкого, всеобъемлющей любви и нежности, с одной стороны. А с другой - грусть, тоска по дому).
- I часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как? (Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении I части даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного)
- От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в I части? (От ритма, заданного автором:
- затишье – разбитая ель; гнилая, продрогшая земля;
- разговор подруг – яблочное захолустье, беспокойная дочка;
- военные будни – сырая шинель, светлокосый солдат – какое страшное сочетание!)
Последняя строфа является связующей между I и II частями.
2 группа
- Какие события нашли отражение во II части? Какие чувства они вызывают? Подтвердите ответ словами-опорами.
(Окружение – атака – бой - гибель Зинки. Окружение – с каждым днём становилось горше – ощущение близости смерти, чего-то неотвратимого, страшного, «потрёпанный батальон» - чувство безысходности; «шли без митингов и знамён» - без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели жить» - стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело», «укрывала, зубы сжав» - боль от потери близкого человека. Война – всегда трагедия).
- Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего? (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты, посмертная слава. Какие страшные слова!)
Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые бинты, чёрная рожь). Почему?
- Найдите во II строфе наиболее часто встречающийся звук. Что даёт этот приём?
([р] – имитация грохота боя – ужас происходящего)
- Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»? (Переход к III части; словно даже природа тоскует о смерти молодой, красивой, талантливой девушки).
3 группа
- Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в I части даже грусть светла, то в III она сродни безысходной тоске. Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное время. Меняется и форма по сравнению с I частью – монолог, обращённый к погибшей подруге и самой себе).
- Каким предстаёт образ матери? (Типичный образ матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично упоминание зажжённой свечи – огонёк надежды).
- Докажите тестом, что война отнимает у людей самое дорогое. (Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью – употребление многоточия; восклицательно-вопросительным предложением. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей).
Подведение итогов
В жизни каждого человека есть близкие женщины: бабушки, матери, сёстры, жёны, дочери, … Любите своих близких! Берегите их!
IV. Творческая работа
Если бы у вас появилась возможность задать автору вопросы, о чём бы вы её спросили?
Как могли бы сложится судьбы подруг, если бы не было войны?
- Выбрать любой вопрос и письменно на него ответить.
Д/З: выполнить стиховедческий анализ произведения