Цели и задачи:
- научить учеников писать письмо участникам войны, используя те лингвистические средства, которые предлагает учитель.
- развивать творческое мышление, способность сопоставлять, сравнивать,
анализировать, делать выводы; - воспитывать уважение к традициям, патриотизм, национальное самосознание, бережное отношение к семейным реликвиям.
Метод ведения урока — эвристический. В основе - гипотеза: могут ли фронтовые письма быть отражением эпохи?
Информационное поле урока:
- дать учащимся общие сведения о древних истоках эпистолярного жанра;
- сравнительный анализ писем немецких солдат и русских воинов;
- словарная работа над письмом ветерану;
- стилистические особенности личного и официально-делового письма в условиях войны.
Теоретическое обоснование урока:
- Человек как продукт эпохи, а письмо не столько средство общения, сколько способ самовыражения.
- Письмо суть монолог человеческой личности в рамках той или иной исторической эпохи.
Практическая часть: индивидуальная работа; словарный диктант;
- сравнительный анализ;
- опережающее задание творческого характера.
Материалы и оборудование:
- иллюстративный материал (репродукция картины Локтионова «Письмо с фронта», плакат «Родина - мать зовет»); книжная выставка;
- подлинное письмо-благодарность родственникам ветерана войны и наградной лист к медали «За боевые заслуги» как семейная реликвия; музыка песен Великой Отечественной войны;
- два ученика в костюмах солдат, встречающие гостей, читающие письма в стихах.
Опережающее задание: написать письмо ветерану, участнику войны. Эпиграф к теме:
Ты не страшись за край родной, Погибнем мы,
Но наши мысли оставят след Глубокий свой.
Даша Васякина - партизанка.
Я раньше любила волю, свободу,
простор, поэтому мне очень трудно
привыкнуть к неволе. А имя Зоя в переводе
с греческого есть жизнь. Ах, как
хочется жить, жить…
Зоя Байер. Из надписей на стенах
тюрьмы в г. Остров Псковской обл.
Ход урока
I. Слово учителя: С тех пор как существует письменность, существует и потребность общаться, посредством письма в том числе. Исследователи находят письма и на клинописных табличках в Древнем Вавилоне, и на папирусе в Египте, и на бересте на Руси.
Писать красиво и от души - целое искусство. Создание письма дисциплинирует ум, память, мышление. Нередко письма становились достоянием истории, в них находила свое отражение та или иная эпоха, нравы, традиции, национальный колорит страны.
Самое древнее любовное послание было найдено в Иране. Его можно отнести к 2000-му году до нашей эры. Влюбленный юноша по имени Гимиса просил о свидании девушку Дасбуай. Написание этого послания потребовало неимоверного терпения, а доставка - недюжинной силы, потому как, вытесано оно было на камне весом свыше 16 кг!
Самое короткое письмо написал Виктор Гюго книгопродавцу, желая узнать, как расходится его новый роман «Отверженные». Он послал письмо, в котором содержался всего один знак: «?». Книготорговец ответил письмом тоже из одного знака: «!» Ведь роман продавался отменно.
Самое долгое письмо доставили адресату спустя 286 лет. В этом письме, датированном 1718 годом, глава лютеранской церкви города Эйзенаха поручает духовенству выбрать нового священнослужителя, но по ошибке письмо было доставлено в другой город, где и осело в городском архиве почти на 300 лет.
Самым пишущим народом можно назвать финнов. Ежегодно под Рождество наши соседи отправляют 5 млн. открыток, т.е. примерно по 10 открыток на каждого финна.
Учитель: Это что касается письма вообще, но темой сегодняшнего урока, в связи со знаменательной датой, которую мы отметили вчера, будет тема «Фронтовые письма как отражение эпохи».
И надо сказать, что нам пришло уже одно письмо, оно адресовано Ильиной Кате.
(Учитель берет ножницы и пытается вскрыть конверт) - Что же я делаю? - спрашивает он.
Перлюстрируете корреспонденцию, - отвечают дети.
То есть?
Вскрываете чужое письмо.
Имеет ли право кто-нибудь вскрывать чужие письма?
Нет, конечно. Нередко люди попадали на каторгу или в лагеря, как это было с А.И. Солженицыным, который поделился своими мыслями о действиях руководства во время войны в личном письме, которое было прочитано, что имело печальные последствия для автора.
Поэтому, Катя, вскрывай свое письмо сама.
Индивидуальное задание: исправить ошибки в поздравительной открытке -получает задание ученица.
Ученики пишут словарный диктант:
Эпистолярный жанр, анонимное письмо, перлюстрировать корреспонденцию (вскрывать чужие письма), адресат, адресант, каллиграфический почерк, участник Великой Отечественной войны, медаль «За отвагу», фашистские оккупанты.
На фоне музыки песен военных лет звучат слова учащегося:
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Садились в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
«22 июня 1941 года» Степан Щипачев.
Слово учителя: Беда на нашу страну обрушилась именно в этот день. Полчища вооруженных до зубов иноземцев, покоривших всю Европу, перешли границу нашей Родины, и началась невиданная по масштабам истребления всего живого бойня. Только глубокая вера в справедливость, вера в будущее поддерживали жизнь нашего народа в тылу и на фронте. Огромную роль в поддержании духа советского народа играли письма. Они согревали теплом, дарили надежду, поддерживали людей в годину суровых испытаний.
Попытаемся сравнить письма советских солдат, сражавшихся за освобождение своей Родины, и письма немецко-фашистских захватчиков.
4 августа 1941 года младший лейтенант Алексей Ковалев написал в письме домой.
Ученик, в костюме солдата, читает:
Этот ветер - бродяга отчаянный
Твою песню сумел донести.
Песня тронула сердце нечаянно,
А у парня - приказ на груди.
Да, родная, теперь не до радости,
Не до малых душевных тревог,
Ради нашего общего счастья
Выполняем свой воинский долг.
Когда небо рокочет моторами,
Когда пушки ведут разговор,
Нужно всем и всегда быть готовыми Воевать за родимый простор.
Ты-то знаешь, что я не изнеженный,
Я и сам ведь, как ветер степной,
По дороге большой и заснеженной
Прокачусь, обогретый тобой.
Вот окончим свинцовые вьюги,
Отгремит боевая гроза –
Снова нежно обнимем друг друга,
Снова нежно посмотрим в глаза.
Ну, а если в живых не останемся,
Пусть другие долюбят за нас
С нашей жизнью не даром расстанемся
В этот грозный для Родины час.
Снова ветер-бродяга отчаянный
По дорогам степным проплывет,
Что-то в сердце затронет нечаянно
Кто-то песню о нас пропоет.
Младший лейтенант Алексей
Ковалев
4 августа 1941 года.
Учитель задает вопросы:
- какого стиля это письмо?
- о чем говорит в письме солдат?
- чувствуется в нем вера в победу, надежда на встречу?
- каким настроением проникнуто письмо?
- отразилась ли эпоха в письме солдата?
Нередко письмо, написанное поэтом своей жене, невесте, матери, становилось песней: «Жди меня» К.Симонова, «В землянке», «Темная ночь» А. Суркова.
Ученик, в костюме бойца, читает на фоне музыки:
Бьется в темной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко- далеко,
Между нами снега и снега,
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Учитель задает вопросы:
- каким чувством проникнуто это письмо поэта Алексея Суркова?
- что согревает солдата в суровых условиях войны?
- какого стиля письмо?
- скажите, а может ли письмо во время военных действий быть официально-деловым?
Учитель достает шкатулку и говорит, что здесь лежит драгоценность. Дети пытаются угадать, что же лежит в ней. А в ней лежит письмо, которому более 60 лет - это извещение о том, что отец учителя был награжден медалью «За воинскую доблесть», что давало какие-то льготы его жене, и призывает учащихся беречь семейные реликвии, хранить память об эпохе.
- А теперь послушайте отрывки из писем немецких солдат на родину:
«Знаешь, Хильда, уже 14 дней мы не получаем никакого продовольствия. Партизаны в тылу взрывают мосты и дороги, затрудняют продвижение обозов, а мы должны терпеть голод. Просто не находишь слов, чтобы описать наше состояние...»
ефрейтор Нойман.
«Мы находимся в адском котле, и кто выберется отсюда с целыми костями, будет благодарить Бога. Борьба идет до последней капли крови. Мы встречали женщин, стрелявших из пулеметов; они не сдавались.
солдат Пфушер 25/11 42г.
«Настроение ниже нуля, нас атакуют танки и казаки. Веет ледяная метель и нечего ни погрызть, ни покусать. У меня чрезвычайно тяжело на душе, и я должен сознаться, что наше руководство поступило легкомысленно, не учитывая возможного контрнаступления русских.
Нижние офицерские чины враждуют друг с другом, а бедный голодный пехотинец должен отдуваться за все. Можно прийти в отчаянье.
ефрейтор Отто Рейхнер. 13/XII 1941 г.
«Относительно русских мы сильно просчитались. Те, кто воюют с нами, не уступают нам ни в одном роде оружия, а в некоторых и превосходят нас. Что касается меня, то я уже сыт войной по горло.»
унтер-офицер Георг Бурхель, 14 дек. 1941г.
«Скажу вам одно: то, что в Германии называют героизмом, есть лишь величайшая бойня... Пусть никто на родине не гордится тем, что их близкие, мужья, сыновья и братья сражаются в России. Мы стыдимся нашей жизни.»
ефрейтор Карл Минер. 18 ноября 1942 г.
Слово учителя: - что можно сказать о настроении и самочувствии воинов фашистской Германии?
Учащиеся отмечают глубокое разочарование в действиях военного руководства, упадочническое настроение солдат от сознания, что война начата зря, отсутствие энтузиазма, неверие в благополучный исход сражений, глухое раздражение, горечь поражений, стыд и страх смерти, восхищение мужеством русских солдат, даже женщин. - нашла ли отражение эпоха в письмах с фронта?
Вы получили опережающее задание — написать письмо ветерану, участнику войны. Послушаем вас.
Дети читают письма.
По прочтении обсуждают работу по следующим критериям: эмоциональность, искренность, оригинальность.
Подведение итогов урока.
Письмо ветерану, участнику Великой Отечественной войны
Казачкова Юлия 8класс МОУ
СОШ № 24
Спасти народ, Европу от чумы - Вот гуманизм, и гуманисты - мы.
Я присоединяюсь к этим словам поэтессы Веры Инбер и хочу обратиться к Вам, дорогие наши соотечественники - гуманисты!
Сейчас, когда заросли траншеи и воронки от взрывов снарядов, зарастают и раны на сердце у людей, которые свергают памятники воинам-освободителям Европы. Стыдно и больно смотреть на государственных деятелей, которые забыли тех, кому обязаны свободой от чумы XX века - фашизма. Ведь самый страшный грех у всех, кто исповедует христианство, не измена и не предательство, а неблагодарность.
Я читала книги о войне и каждый раз поражалась смелости молодых людей: молодогвардейцев, Зои Космодемьянской, смотрящих прямо в глаза смерти, плюющих в лицо палачам. Разве можно забыть это?
И радует то, что много молодежи среди тех, кто отстаивает памятники своих предков, у кого жива в душе благодарность. Я бы очень хотела, чтобы каждый помнил героическое прошлое своей Родины и передавал эту святую память потомкам.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
(А. Твардовский)
Письмо ветерану, участнику Великой Отечественной войны
Шелякина Станислава 8 класс, МОУ СОШ № 24
Мы не просто вспоминаем дни войны, Не для слез и мемуаров вспоминаем. Люди мира вспоминать о нем должны, Мы об этом всей земле напоминаем.
М. Луконин.
Ветераны войны, наша гордость, патриоты России!
Пока живы, мы будем помнить о вас, и эту память воспримут наши дети и внуки.
Мой прадедушка Ахмед Абдулович Фаткулин ушел на войну простым солдатом, а вернулся весь в орденах и медалях. Он коренной сибиряк, родился и вырос в Томской области, где и прожил всю жизнь, а сибиряки никогда не сдаются! Я горжусь тем, что фамилия моего прадедушки красовалась на стенах Рейхстага. Он был кавалером двух орденов Славы. И хоть я его знаю только по фотографиям, я с восторгом думаю о том, что и ему, его смелости и бесстрашию, обязаны мы, что живем вот уже 60 лет под мирным небом. Что нам не нужно бросать свой дом, бежать и прятаться от врагов, голодать, стоять в очередях за куском хлеба и постоянно чувствовать смертельный страх за себя и своих близких. А как страшно умирать молодым, в расцвете сил, надежд, стремлений! Как страшно убивать, защищая свою жизнь.
Я очень боюсь, что недальновидные политики могут начать третью мировую войну, и этот кошмар может повториться снова.
Поэтому надо делать все, чтобы память об этом была жива всегда. Пока будет жива память о страшных днях войны, будет мир. Слава ветеранам войны!
Письмо ветерану, участнику Великой Отечественной войны
Ильина Екатерина,
ученица 8 класса МОУ СОШ № 24
Сыны и дочери России!
Хочу выразить Вам безграничную благодарность за то, что Вы дали нам, молодым, светлое будущее и безоблачное настоящее.
В то роковое утро 22 июня 1941 года, повернувшего ход истории вспять, в средневековье, вы вошли молодыми, зрелыми, полными сил. Вы верили, что это испытание вот-вот закончится, но война растянулась на долгих и страшных 4 года.
Родная земля стонала от Урала до Бреста. Война всегда смотрит глазами голодных осиротевших детей, бойцов, заживо сгоревших в танках, стариков, повешенных на дворе собственного дома.
Мне страшно смотреть хронику времен Великой Отечественной войны, но грустно становится, когда выясняется, что наши дедушки и бабушки когда-то сражались в боях за Родину, голодали, помогали партизанам или были в плену, в оккупации, имеют награды, а их внуки не знают этого.
Прошло много лет, но память остается с нами. Мы не забудем фронтовиков, которым война ранила душу, не забудем воинов, сложивших голову на поле брани. Светлая им память! Об этом должен; помнить каждый, потому что они связывают воедино поколения людей и заставляют гордиться своей страной и чувствовать сопричастность истории.
Низкий Вам поклон и безграничная благодарность от нас за мирное небо над головой.