Интегрированный урок внеклассного чтения в 6-м классе "Любимые стихотворения родителей в подростковом возрасте" (литература + информатика)

Разделы: Литература, Информатика


Цель:

  1. Продолжить работу по художественному осмыслению лирических произведений.
  2. Учить видеть, понимать, анализировать поэтические тексты.
  3. Уметь слушать других, вступать в дискуссию.
  4. Использовать ИКТ для углубления знаний и совершенствованию анализа.
  5. Отработка приёмов работы в среде графического редактора Paint.
  6. Использовать знания по организации поиска информации.

Перед данным уроком была проведена предварительная работа. В течение месяца ребята учили стихотворения наизусть. Сдали зачёт. Затем по желанию сделали рисунки. Их выставка - оформление доски.

Ход урока

На доске:

Прервалась дней связующая нить.

Как эти нити мне соединить?

В.Шекспир

Учитель: Какие странные строки взяла я лейтмотивом к нашему разговору. Как вы полагаете, эпиграф оправдан для сегодняшнего общения о предстоящей работе?

Да, ведь речь идет, прежде всего, о преемственности поколений, пониманием между родителями и детьми. И это понимание в данном случае через любимые стихотворения, которые одинаково дороги и им, и нам, хотя нас разделяет, прежде всего, социальная и возрастная грань.

Именно через любовь к “родному пепелищу” начинается взаимопонимание, близость и духовное единство в семье и в обществе.

И как раз поэзия помогает нам чувствовать духовное единение.

Учитель объясняет цели предстоящего исследования.

Работа в группах:

4 группы по шесть человек –

Художники

Литературоведы

Исследователи

Компьютерщики.

На фоне звучания музыки П.И.Чайковского “Времена года” (зима) учитель обращается к группе художников с просьбой объяснить, почему выбрана акварель и графика, как они поняли настроение обоих стихотворений. (Ребята объясняют, остальные по желанию делают записи).

Учитель:

- А если с помощью компьютерной графики попробовать передать своё впечатление от поэтических текстов. Оно будет отличаться от классического способа рисования красками и карандашами?

(Ответы самые разнообразные, но в основном шестиклассники признают, что эти рисунки будут более яркими, насыщенными и по цвету, и по настроению.)

(3 уч-ся садятся за компьютеры и включаются в работу)

3 уч-ся осталось на месте за столом и оставшимся 3 группам раздают листочки, где написаны словесные картинки восприятия стихов и их настроение (в цвете).

2 группе Литературоведов предлагает поискать материал по мировоззрению и мироощущению поэта и воспользоваться разными источниками информации: бумажными (энциклопедия по литературе, словари) и электронными (энциклопедия Кирилла и Мефодия и т.д.)

(Два человека садятся за компьютеры)

Следующая группа (исследователи) раздают всем уч-ся памятки (план анализа стихотворения и его примерные схемы); небольшие шпаргалки с напоминанием основных тропов.

После того, как определили настроение и цвет (особенно компьютерный вариант) и обсудили, приступаем к работе (по карточкам).

- Что создаёт настроение?

  • Группа исследователей работает над эмоционально окрашенной лексикой “зимнего утра”;
  • Группа литературоведов - “зимний вечер”;
  • Художники над организацией поэтического пространства стихотворений;
  • Компьютерщики определяют ритм и размер.

Итоги работы каждая группа оформляет на листах и использует для защиты во время ответов при подведении итогов.

Подводим итоги.

1 группа - о настроении данных лирических текстов

2 группа - о мироощущении поэта

3 группа - о своеобразии художественных текстов

4 группа - анализы (сочинение).

В заключении учитель литературы подводит итоги по проделанной работе, даёт оценку каждой группе и выделяет наиболее яркие сочинения. Учитель информатики оценивает работы учащихся, выполненные в графическом редакторе, учитывая эстетический вкус и сложность выполненного рисунка, а так же комментирует грамотность организации поиска информации на электронных носителях.

Карточки

Карточка №1

“Зимний вечер”

  1. Найти слова, которые прямо выражают чувства.
  2. Найти слова, которые прямо не называют чувства, а говорят о том, что видят и слышат герои стихотворения.
  3. Какие из этих слов поддерживают настроение печали?
  4. Какие слова самим своим звучанием помогают услышать звуки, о которых говорится в стихотворении?
  5. Как порядок слов в стихотворении помогает почувствовать, что речь идёт о вихре, о круговерти.
  6. Как построено стихотворение?

Карточка №2

“Зимнее утро”

  1. Как вы понимаете слово “нега”
  2. Как вы понимаете выражение “северная аврора”?
  3. Можно ли сказать, какое настроение у этого стихотворения? Или настроение меняется?
  4. Какие слова понадобятся, чтобы передать настроение последней строфы?
  5. Что изменилось бы в стихотворении, если бы в нём не было последней строфы?
  6. Можно определить, о чём это стихотворение?
  7. Выпишите ключевые слова. Как меняется динамика повествования?

Карточка №3

  1. При помощи каких художественных приёмов А.С.Пушкин создаёт настроение в первом и втором стихотворении? (Эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия, анафора)
  2. Определим рифму, ритм (перекрёстная, параллельная, кольцевая).