Цель:
- Продолжить работу по художественному осмыслению лирических произведений.
- Учить видеть, понимать, анализировать поэтические тексты.
- Уметь слушать других, вступать в дискуссию.
- Использовать ИКТ для углубления знаний и совершенствованию анализа.
- Отработка приёмов работы в среде графического редактора Paint.
- Использовать знания по организации поиска информации.
Перед данным уроком была проведена предварительная работа. В течение месяца ребята учили стихотворения наизусть. Сдали зачёт. Затем по желанию сделали рисунки. Их выставка - оформление доски.
Ход урока
На доске:
Прервалась дней связующая нить.
Как эти нити мне соединить?
В.Шекспир
Учитель: Какие странные строки взяла я лейтмотивом к нашему разговору. Как вы полагаете, эпиграф оправдан для сегодняшнего общения о предстоящей работе?
Да, ведь речь идет, прежде всего, о преемственности поколений, пониманием между родителями и детьми. И это понимание в данном случае через любимые стихотворения, которые одинаково дороги и им, и нам, хотя нас разделяет, прежде всего, социальная и возрастная грань.
Именно через любовь к “родному пепелищу” начинается взаимопонимание, близость и духовное единство в семье и в обществе.
И как раз поэзия помогает нам чувствовать духовное единение.
Учитель объясняет цели предстоящего исследования.
Работа в группах:
4 группы по шесть человек –
Художники
Литературоведы
Исследователи
Компьютерщики.
На фоне звучания музыки П.И.Чайковского “Времена года” (зима) учитель обращается к группе художников с просьбой объяснить, почему выбрана акварель и графика, как они поняли настроение обоих стихотворений. (Ребята объясняют, остальные по желанию делают записи).
Учитель:
- А если с помощью компьютерной графики попробовать передать своё впечатление от поэтических текстов. Оно будет отличаться от классического способа рисования красками и карандашами?
(Ответы самые разнообразные, но в основном шестиклассники признают, что эти рисунки будут более яркими, насыщенными и по цвету, и по настроению.)
(3 уч-ся садятся за компьютеры и включаются в работу)
3 уч-ся осталось на месте за столом и оставшимся 3 группам раздают листочки, где написаны словесные картинки восприятия стихов и их настроение (в цвете).
2 группе Литературоведов предлагает поискать материал по мировоззрению и мироощущению поэта и воспользоваться разными источниками информации: бумажными (энциклопедия по литературе, словари) и электронными (энциклопедия Кирилла и Мефодия и т.д.)
(Два человека садятся за компьютеры)
Следующая группа (исследователи) раздают всем уч-ся памятки (план анализа стихотворения и его примерные схемы); небольшие шпаргалки с напоминанием основных тропов.
После того, как определили настроение и цвет (особенно компьютерный вариант) и обсудили, приступаем к работе (по карточкам).
- Что создаёт настроение?
- Группа исследователей работает над эмоционально окрашенной лексикой “зимнего утра”;
- Группа литературоведов - “зимний вечер”;
- Художники над организацией поэтического пространства стихотворений;
- Компьютерщики определяют ритм и размер.
Итоги работы каждая группа оформляет на листах и использует для защиты во время ответов при подведении итогов.
Подводим итоги.
1 группа - о настроении данных лирических текстов
2 группа - о мироощущении поэта
3 группа - о своеобразии художественных текстов
4 группа - анализы (сочинение).
В заключении учитель литературы подводит итоги по проделанной работе, даёт оценку каждой группе и выделяет наиболее яркие сочинения. Учитель информатики оценивает работы учащихся, выполненные в графическом редакторе, учитывая эстетический вкус и сложность выполненного рисунка, а так же комментирует грамотность организации поиска информации на электронных носителях.
Карточки
Карточка №1
“Зимний вечер”
- Найти слова, которые прямо выражают чувства.
- Найти слова, которые прямо не называют чувства, а говорят о том, что видят и слышат герои стихотворения.
- Какие из этих слов поддерживают настроение печали?
- Какие слова самим своим звучанием помогают услышать звуки, о которых говорится в стихотворении?
- Как порядок слов в стихотворении помогает почувствовать, что речь идёт о вихре, о круговерти.
- Как построено стихотворение?
Карточка №2
“Зимнее утро”
- Как вы понимаете слово “нега”
- Как вы понимаете выражение “северная аврора”?
- Можно ли сказать, какое настроение у этого стихотворения? Или настроение меняется?
- Какие слова понадобятся, чтобы передать настроение последней строфы?
- Что изменилось бы в стихотворении, если бы в нём не было последней строфы?
- Можно определить, о чём это стихотворение?
- Выпишите ключевые слова. Как меняется динамика повествования?
Карточка №3
- При помощи каких художественных приёмов А.С.Пушкин создаёт настроение в первом и втором стихотворении? (Эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия, анафора)
- Определим рифму, ритм (перекрёстная, параллельная, кольцевая).