Урок внеклассного чтения в 8-м классе. "Родом не из детства – из войны" (по повести А.И. Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • на примере автобиографической повести А.И.Приставкина “Ночевала тучка золотая” показать тяжёлую жизнь детей во время Великой Отечественной войны и взаимоотношения их со взрослыми;
  • помочь учащимся разобраться в проблемах , поднятых автором, в том числе и такой, как “судьба человека в тоталитарном государстве”;
  • выяснить, почему дети оказались столь не защищёнными и что помогает им выживать;
  • способствовать формированию таких нравственных качеств, как милосердие, чуткость к чужой боли, толерантность, интернационализм.

Оборудование урока: портрет писателя.

Методические примеры: сообщения учащихся; аналитическая беседа по содержанию повести; использование межпредметных связей с историей.

Эпиграфы:

Эта книга – моё пережитое. Я ничего не придумал; всё, о чём в ней рассказываю, происходило на самом деле.
А. Приставкин

Мы хотели жить, животом, грудью, ногами, руками… Мы просто хотели жить... Не всем из нас повезло.
Из повести “Ночевала тучка золотая”

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Знаете ли вы, ребята, что на свете дороже всего?

Я совершенно точно знаю, что самое дорогое на земле – это вы, наши дети. Спросите об этом у любой матери, у любого отца. Спросите у любого народа – есть ли в мире что-то дороже детей? А кто считал, сколько детей убивает война? Ребёнок, переживший войну, ребёнок ли? И кто возвратит ему детство, которое у него отняла война? Что помнят они, военные подранки? Что могут рассказать? Оказывается, многое!

Об этом обжигающая повесть-воспоминание А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”, за которую писателю была присуждена Государственная премия СССР.

Юлия Друнина сказала о себе однажды: “Я родом не из детства – из войны”. Эти слова в равной степени можно отнести ко всему поколению Друниной и к маленьким героям повести Приставкина.

Итак, тема нашего разговора: “Родом не из детства – из войны”

На протяжении двух уроков мы будем наблюдать за жизнью ребят из детского дома во

время Великой Отечественной войны; краешком своего сердца прикоснёмся к чужой боли; попытаемся понять, что же помогает братьям Кузьминым выживать в нечеловеческих условиях и не просто выживать, но и сохранять в себе способность любить и верить. На примере повести Приставкина мы с вами впервые начнём обсуждать проблему “судьба человека в тоталитарном государстве”, а также выясним авторскую позицию в решении этой проблемы.

О войне написано много. И, наверное, много ещё будет написано. Но каждое новое произведение открывает неизвестную страницу той Великой и Священной, о которой мы с вами, к счастью, знаем только из книг, кинофильмов и рассказов очевидцев.

А.Приставкин не был участником Великой Отечественной войны (он был слишком мал, чтобы в ней участвовать: ему было 10 лет, когда началась война). Но он был среди тех ребят из подмосковского Томилинского детского дома, которых в 1944 году отправили на Северный Кавказ.

И поэтому его повесть можно назвать автобиографической. “Не умею придумывать, да такое, наверное, и нельзя придумать, - говорит писатель. – У меня нет брата. Всё остальное, описанное в повести, - правда” Слова, вынесенные в эпиграф к уроку, тоже указывают на автобиографичность повести.

Творческая история “Тучки” была непростой. Она долго шла к своему читателю.

2. Сообщение ученика (заранее подготовленного). Творческая жизнь “Тучки”. (Для подготовки сообщения можно использовать рассказ самого писателя о том, какой путь прошла повесть со времени первого её прочтения в узком кругу друзей до того дня, когда она была напечатана в журнале “Знамя”).

3. Слово учителя.

Таким образом, повесть “Ночевала тучка золотая” была написана в 1981 году, а напечатали её в журнале “Знамя” лишь в 1987 году. Что же было в ней такого, что заставляло прятать её от читателей?

Вам, детям послеперестроечной эпохи, трудно, наверное, представить, что было такое время, когда нельзя было говорить вслух всё, о чём думаешь, что инакомыслящие жестоко наказывались, а писатели, дерзнувшие говорить о недостатках советского образа жизни, прятали свои рукописи в “укромных уголках”, надеясь, что когда-нибудь они увидят свет.

Приставкин одним из первых писателей заговорил о судьбе человека в тоталитарном государстве.

4. Сообщение подготовленного заранее ученика “Характеристика тоталитарного режима” (Помочь подготовить такое сообщение может учитель истории).

5. Слово учителя.

Многие, прочитав повесть Приставкина, сделали для себя историческое открытие. Не из учебника истории, не из научной монографии, а из художественного произведения узнали люди о трагедии целых народов, которых по прихоти Сталина изгоняли со своей земли.

6. Сообщение подготовленного заранее ученика о событиях на Кавказе в 1944 году. (Подготовить сообщение поможет учитель истории).

7. Слово учителя.

Теперь, когда мы знаем историю создания произведения, имеем представление о времени, отражённом в повести, можно начинать наш разговор.

8. Беседа по содержанию повести “Ночевала тучка золотая”.

1. Вы по себе знаете, как разнообразен мир чувств ребёнка. Детьми же, живущими в Томилинском детском доме (и Кузьмёнышами в том числе), постоянно владело лишь одно чувство, которое глушило все остальные, - чувство голода.

Как об этом говорит автор повести?

2. Приставкин объединил своих героев общей фамилией, общим прозвищем; они – одно целое. Расскажите о Кузьмёнышах. Что, по-вашему, главное в них?

3. И хотя мы понимаем, что произведение художественное, нас, читателей, не покидает ощущение достоверности происходящего. Что придаёт повести художественную убедительность?

4. В повести немало эпизодов, вызывающих улыбку, и всё-таки…. почему же так хочется плакать?

5. Война зажала детей в угол, как опасность загоняет в норы зверей. Она ещё долго будет напоминать о себе ночными кошмарами. Мы видим, как корчится в муках, изнемогая от непосильного напряжения и боли, детская душа, душа – сирота, оказавшаяся один на один перед лицом вздыбленного мира.

Но только ли война виновата в том, что дети оказались столь не защищёнными? (Учащиеся говорят о людях, которые не смогли помочь детям, уберечь, спасти их).

6. Не сложилось ли у вас впечатления, что злых людей больше, чем хороших? (Учащиеся рассказывают о тех людях, которые по мере сил и возможностей детям помогали: Пётр Анисимович Мешков, “шоферица” Вера, Регина Петровна, тётка Зина и др.)

7. В повести Приставкина много сцен, поражающих своей жестокостью. И всё-таки самый страшный – смерть Сашки.

Чтение эпизода заранее подготовленным учеником.

8. Я понимаю, что анализировать этот эпизод трудно, может быть, даже невозможно. И всё же…

Если бы вы были режиссером фильма, поставленного по “Тучке”, какой режиссерский (или операторский) приём вы бы использовали, чтобы передать трагизм случившегося?

(Ребята называют разные приёмы: чёрно-белое изображение; замедленная съёмка; особая, траурная музыка или, наоборот, жуткая тишина, как будто отключили звук; изображение гор и голос Сашки: “Но остался влажный след в морщине старого утёса…” и др.)

9. А дальше ещё страшнее…..

Кольке нужно похоронить Сашку, похоронить часть самого себя. Чтение внутреннего монолога Кольки.

Почему Колька так решил проститься с братом? Почему не похоронил его?

10. Часто говорят: “Устами младенца глаголит истина”. Конечно, Колька не младенец, но и не взрослый. Какая истина звучит из его уст?

Учитель: Наверное, смерть Сашки – это и есть естественный финал повести. Финал той её части, которая написана по законам реалистического повествования. И возможно, автор мог бы на этом остановиться, Но очень понятно и то, что он на этом остановиться не может. Не может поставить точку на бессмысленной человеческой злобе, не предложив ничего взамен. Так в повести появляется чеченский мальчик Алхузур, новый брат Кольки.

Вопросы для обсуждения на втором уроке.

1. Почему и у взрослых и у детей, оказавшихся в благодатном краю, на обетованной земле Кавказа, возникает ощущение тревоги? (Детали, на которые обращает внимание автор)

2. Как чеченцы, которых выселяют с их родных территорий, этому сопротивляются? Чем можно объяснить их жестокость, если, конечно, её объяснить можно?

3. Почему чеченцы стреляли в Регину Петровну? Что её спасло?

4. Как помогают друг другу Колька и чеченский мальчик Алхузур?

5. Зачем, на ваш взгляд, Приставкин показывает эпизод разорения чеченского кладбища?

6. Почему Колька, когда выступал на новогоднем утреннике, не смог рассказать стихотворение до конца, несмотря на то что ему все подсказывали?

7. Почему в финале повести Колька плачет, ведь его так и не смогли разлучить со своим названым братом?

8. Чему, на ваш взгляд, учит произведение Приставкина, и нужно ли нам сегодня говорить о страшных, трагических страницах нашей истории?

Учитель.

И хотя в повести много жестоких сцен, в финале её торжествует не злоба, не насилие, не разъединение – торжествуют любовь, самоотверженность и братство. И ещё, утверждает Приставкин , “зло не бывает локальным”. Чья-то несправедливость, жестокость, против кого бы она ни была направлена, так или иначе направлена на всех. В этом смысле “мы все связаны одной судьбой”.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: “Почему повесть с трагическим содержанием носит такое светлое и лёгкое название “Ночевала тучка золотая”?