Цели:
Обучающая: ознакомиться с великим русским художником В.Г. Перовым и его картиной “Тройка”; учить детей внимательно рассматривать картину и различать цвета, определить фрагменты и осмысливать её содержание.
Развивающая: развитие общего кругозора, устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная: вызвать чувства сострадания и любви к детям.
Методы работы над картиной:
- Наблюдение
- Деление картины на фрагменты
- Сравнения
- Рассуждения
- Ответы на вопросы
- Рассказ
- Письмо
Наглядные пособия:
- Портрет В.Г. Перова. Автопортрет (1870)
- В.Г. Перов “Портрет А.Н. Островского” (1871)
- В.Г. Перов “Портрет И.С. Тургенева (1872)
- В.Г. Перов “Портрет Ф.М. Достоевского (1872)
- В.Г. Перов “В.И. Даль” (1872)
- Автопортрет В.Г. Перова
- И.Н.Крамской “Портрет П.М. Третьякова” (1876)
- В.Г. Перов “Тройка” (1866)
- В.Г. Перов “Приезд гувернантки в купеческий дом (1866)
- Кластер цветов по картине “Тройка”
Ход урока
Организационная часть. Сообщение темы и цели урока.
I. Вступительная часть.
1. Работа над понятием слова “тройка”.
Вопрос: Ребята, что означает слово “тройка”?
Ответ: Оценка, цифра, сакральное число, карт, костюм, тройка лошадей, комиссия из трёх человек, картина В.Г. Перова “Тройка”.
2. Знакомство с В.Г. Перовым (Приложение 8) .
Словарная работа. (Приложение 1)
Рассказ.
Вопрос: Ребята, где вы встретились впервые с именем великого русского художника Василия Григорьевича Перова?
Ответ: При изучении творчества И.С. Тургенева (6 класс: “Муму”, 7 класс: “Бежин луг”, “Бирюк”).
В 19 веке в искусстве шли бурные споры. Художники старшего поколения и их богатые покровители считали, что надо изображать только прекрасное, героическое, а не простое. Повседневное считалось “низким”. А молодые художники говорили, что такое искусство не только неправильно, но и вредно. Ведь оно приукрашивает жизнь, а значит, искажает её, обманывает людей.
Перов и его друзья тоже считали, что надо видеть в жизни другую красоту, подлинную, и находили её в русской природе, в жизни простых людей. Свои картины эти живописцы старались сделать близкими и понятными народу, посвящали их крестьянам, городской бедноте.
И вот молодые художники решили организовывать выставки сами и знакомить со своими произведениями не только жителей столицы, но и других городов. С картинами они ездили по всей России. Их стали называть художниками-передвижниками.
Василий Григорьевич Перов тоже был художником-передвижником.
Родился он в 1833 году в сибирском городе Тобольске. Родители его были люди образованные, хотя и небогатые. В доме Вася слушал музыку, видел картины. Бывали у них и художники.
Грамоте мальчика обучала мать. Когда из города переселились в деревню, он стал учиться у дьячка. Всё свободное время мальчик проводил с крестьянскими ребятами и очень с ними подружился.
Когда Васе исполнилось десять лет, для продолжения учения его отправили в город Арзамас. Здесь он учился в начальном училище, а затем два года в художественной школе А.В. Ступина. В ней проявились его большие способности как художника-живописца.
Родители решили продолжить художественное образование сына и привезли его в Москву. Он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое успешно закончил.
Академия художеств в Петербурге заметила талант Перова и направила его за границу, чтобы он пополнил своё образование, посетил музеи, мастерские художников. Живописец создал там немало замечательных картин.
По возвращении на родину Василий Григорьевич стал много работать над портретом. Им созданы замечательные портреты русских писателей. (Приложение 2)
Художник написал много и других картин. За “Тройку” (Приложение 3) и за картину “Приезд гувернантки в купеческий дом” (Приложение 4) Перов получил звание академика .
Большинство картин В.Г. Перова в настоящее время украшают зал в знаменитой Третьяковской галерее в городе Москве. Они стали славой русского искусства.
3. Знакомство с П.М. Третьяковым.
Вопрос: Как дошли до нас картины великих художников?
Ответ: Благодаря Павлу Михайловичу Третьякову (Приложение 6) , который, начиная с 1856 года, стал собирать картины русских художников, поставив целью создания общедоступного музея национального искусства. Родом он был богатым человеком, но крепко дружил с художниками, вышедшими из среды простого народа. После своей смерти он решил завещать галерею Москве.
II. Подготовительная часть
1. Словарная работа по сюжетам картины. (Приложение 7)
2. Репродукция картины.
На картине ученики-мастеровые везут воду. Она написана В.Г. Перовым в 1866 году. Прошло более ста лет с тех пор, как люди впервые увидели её. Она и теперь восхищает зрителей.
Высота картины больше метра, ширина – более полутора.
Картина написана на холсте, масляными красками. Художников, которые создают картины, называют живописцами, а их искусство – живописью.
Язык живописи – краски. Чтобы узнать, о чём они рассказывают, надо сначала внимательно рассмотреть, что изобразил в своей картине художник – ознакомиться с её сюжетом. Но это ещё не всё. Очень важно понять, как удалось живописцу выразить этот сюжет, передать его содержание.
Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины “Тройка” и её части – фрагменты.
3. Тренинг цветового восприятия по картине “Тройка”
Вопрос: Ребята, а вы умеете различать цвета? Какого цвета красок больше использовал автор: тёмные или светлые?
Ответ: Автор использовал больше темные цвета. Светлые краски только на лицах детей.
Учитель: Значение цвета для нас огромно, но мы не всегда осознаём это. Цвет может быть причиной изменения нашего настроения, самочувствия, работоспособности. От цвета зависит и то, как будут нас воспринимать окружающие. Иоганн Вольфганг Гёте сказал: “Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют”. Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостной. Давайте представим на миг мир чёрно-белым. Какова бы была тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной…
Таким образом, цвета бывают окрашенные и обесцвеченные. Окрашенные – красный, жёлтый, зелёный, голубой, оранжевый, синий, розовый и т.д. Обесцвеченные – белые, серые, чёрные. Окрашенные цвета условно делят на тёплые и холодные. Тёплые – жёлтые, красные, оранжевые. Холодные – синие и голубые.
Вопрос: Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину и определим, какие именно цвета красок использовал автор?
Ответ: В.Г. Перов пользуется больше серыми, коричневыми, чёрными, белыми, зелёными, розовыми красками.
Учитель: Серый цвет – нейтральный, он не образует никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Он отгораживает от внешних воздействий.
Зелёный – цвет, с добавлением голубизны, является выражением постоянства. Зелень – это символ жажды власти.
Красный – цвет с примесью жёлтого – это выражение жизненной силы.
Коричневый – смесь красного и жёлтого – обозначает чувственную впечатлительность, означает существование сильной потребности в отдыхе и расслаблении.
Чёрный цвет отражает процесс торможения, ограничения внешних воздействий и поэтому служит символом отречения.
Белый – цвет без признаков жизни.
Розовый – это смесь красного и белого – символ тепла.
III. Основная часть
1. Составление кластера цветов по картине (Приложение 5).
Вопрос: Ребята, какие цвета вам больше нравятся на картине?
Ответ: На картине мне больше нравится розовый цвет.
Вопрос: Что именно этим цветом изобразил автор?
Ответ: Этим цветом автор изобразил лица детей.
Вопрос: К какому цвету относится розовый: к тёплому или холодному?
Ответ: Розовый относится к теплому цвету.
Вопрос: Что окружает лица детей?
Ответ: Лица детей окружают: зима, крепость, башня, буран, снег, чёрные птицы, бочка, холодные сосульки, прохожие, старые одёжда, неудобная обувь, верёвка на груди, собака, горка, ворота, дорога.
Вопрос: Какого они цвета?
Ответ: Они изображены грязными, чёрными, серыми, коричневыми, белыми, невесёлыми, холодными.
Вопрос: Почему у девочки платье тепло-розоватое?
Ответ: Розовый цвет – символ света и добра. Эта девочка – символ будущей матери. Только любовь может спасти мир.
2. Почему картина называется “Тройка”?
В старину, когда ещё не было ни автомобилей, ни автобусов, да и железных дорог было мало, люди ездили на лошадях и в дальнюю дорогу отправлялись на тройке. В коляску или сани запрягали трёх лошадей. Та лошадь, что находилась в центре, называлась “коренником”, а две по бокам – “пристяжными”.
Перов назвал свою картину “Тройка”.
Только изобразил он на ней не совсем особенную упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой.
Дорога, заснеженная, скользкая, идёт вверх вдоль высокой стены старинного монастыря. Бочка накренилась – вот-вот упадёт. Одинокий прохожий пожалел ребят, он старается подтолкнуть сани в гору.
Чуть видны в сгущающихся сумерках каменная башня и суровые стены монастыря, еле заметна и фигура прохожего. Темнота страшит детей. Они тянут сани изо всех сил, чтобы скорее добраться до дома. Того и гляди разразится буран. Недаром так тревожно взметнулась стая чёрных птиц.
3. Работа над фрагментами.
Вглядитесь внимательно в героев картины. Вы видите – их трое: два мальчика и девочка.
Средний мальчик – “коренник” в “тройке”. Он постарше, чем его “пристяжные”, ему лет двенадцать. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею, да и летний картуз совсем не греет.
На лице у мальчика – страдание, усталость, озабоченность. Лицо не очень красивое, но привлекательное - смелое, доброе. Мальчик чувствует себя старшим. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную тяжесть поклажи взял на себя.
А теперь посмотрите на мальчика в чёрном, рваном пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил – голова в чёрном картузе бессильно склонилась на бок. Легко заметить, что характер у него совсем не такой решительный, как у старшего. Лицо тоже утомлённое, но совсем другое: нежное и грустное. Мальчику, видимо, нет и десяти лет.
Примерно такого же возраста и девочка. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове – лёгкий. Тёмные волосы в беспорядке выбились из-под него, разметались по ветру. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Из-под завернувшейся полы виднеется дешёвое ситцевое платье – ветхое, выцветшее. Башмаки тоже чужие – огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по скользкой дороге…
Вот какую “тройку” показал художник в своей картине. Как много он рассказал нам. Но самое главное – заставил почувствовать тяжёлую участь бедных детей. И у вас, наверное, сразу возник вопрос: почему дети везут бочку с водой – непосильный для них груз?
IV. Закрепительная часть
1. Сто лет назад.
Вам, ребята, живущим радостно и счастливо, очень трудно представить, как тяжело приходилось простым людям, особенно их детям. До революции Россией правил царь. Богатые и знатные заставляли бедных работать на себя.
Крестьяне-бедняки не могли прокормить своих детей и часто привозили их в город, чтобы отдать в услужение богачам или в учение ремесленникам. Учеников – мастеровых и изобразил художник в своей картине.
Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили впроголодь, одевали в чью-нибудь изношенную негодную одежду. Спать пришлось где попало: в подвалах или чуланах, чаще всего на полу, на жёсткой подстилке. Учили мало, а трудиться заставляли с утра до ночи, поручая самую грязную, тяжёлую, порой непосильную работу.
За малейшую провинность, а то без всякой вины, “для острастки”, хозяева били учеников. О том, как жилось такому мальчику “в учении” у сапожника, правдиво поведал великий русский писатель А. П. Чехов в своём рассказе “Ванька”.
Детям, которых вы видите на картине, пришлось везти воду в бочке. В то время, даже в городах, водопровод был не во всех домах. Бедняки приносили воду в вёдрах из реки, озёра или колодца. Были в городах и водовозы. Они в бочках развозили воду по домам, и им за это платили.
Дети, которых нарисовал художник, везли воду для своих хозяев.
2. Как создавалась картина?
Много эскизов сделал художник, пока нашёл верное решение. Он поместил детей на переднем плане, почти в центре картины. Они изображены крупно, расположены так, что каждого можно хорошо рассмотреть. И краски живописец использовал таким образом, чтобы выделить ребят. Они написаны густыми, плотными мазками, ясно и отчётливо.
Всё другое на картине, наоборот, приглушено. Стену и башню монастыря, дерево, фигуру прохожего, небо, птиц художник изобразил как бы окутанными туманом вечернего сумрака. Теперь эти предметы служат фоном, на котором “тройка” сразу стала главной.
В картине нет ничего лишнего, случайного.
Достоверно изобразил Перов и то, как тяжело детям везти бочку. Это чувствуется в напряжённой позе старшего мальчика, в том, как глубоко врезалась верёвка в плечо его младшего товарища, как вцепились в неё, чтобы удержать, руки девочки.
Тяжесть детского труда передана и фигурой прохожего, подталкивающего сани. Он наклонился вперёд, и ему, взрослому, видимо, очень трудно.
К тому же дорога идёт в гору. Видите, как опасно накренилась бочка, того и гляди, упадёт, и вода разольётся.
Рядом с детьми собака. Она легко и весело бежит, быстро перебирая лапками. Это усиливает ощущение движения.
Много думал живописец над тем, где, в каком месте города поместить “тройку”. Он исходил всю Москву, пока не нашёл крутой подъём от Трубной площади к Сретенским воротам. Здесь дорога идёт вдоль стены мрачного монастыря. Суровость, неприветливость этого места вполне соответствовала замыслу картины о несчастной доле бедных детей.
Долго Перов не мог представить себе образ старшего мальчика. Ему хотелось, чтобы в нём отразились черты многих детей, занятых подневольным трудом. И художник снова ходил по улицам Москвы, надеясь встретить такого подростка.
Однажды он увидел крестьянку с сыном, смелое, умное лицо которого так понравилось художнику, что он понял: именно такого мальчика он хочет изобразить.
Перов сделал с мальчика много рисунков-этюдов, прежде чем перенести его образ в картину.
Мальчик вскоре умер от болезни и непосильного труда. И Перов подарил портрет мальчика его матери.
Большое значение для картины имеет колорит, то есть сочетание цветов. В “Тройке” он помогает создать впечатление сурового зимнего вечера и передать детское горе.
Перов подобрал, в основном, не яркие краски, а серовато-коричневого и тёмно-коричневого тонов, иногда с чуть проступающим зелёным.
Кое-где краски светлее: снег на дороге, сосульки на обледенелой бочке. Но снег не белый, а серовато-грязный, городской.
Красками чуть розоватого тёплого тона написаны лица детей, кончик выцветшего платья девочки. Тёмными пятнами выделяются одежды детей, фигура прохожего, мечущиеся в воздухе птицы. Сочетание красок тёплых тонов с серыми, холодными усиливает тревожное настроение.
V. Заключительная часть. Регламент со словом “дети”.
Дети – больные, уставшие, обессиленные, измученные, обездоленные, голодные, страдальческие, полусонные.
У детей очень трудная жизнь.
Детям нужен отдых.
Детям холодно.
У детей очень трудная жизнь.
Дети не рады жизни.
У детей жизнь хуже собачей жизни.
Даже ветер дует навстречу детей.
У детей непосильный труд.
У детей нет будущего.
Дети долго не проживут.
VI. Конечная часть. Свободное домашнее задание
1. Написать сочинение по плану:
- Расскажите немного о великом русском художнике В.Г. Перове.
- О чём рассказывает автор на этой картине?
- Какого цвета красок использовал автор?
- Что окружает детей?
- Какие чувства у вас вызывает эта картина?
2. Нарисуйте картину о своём детстве.