Тема урока: Древнерусская литература. Русская летопись. Повесть временных лет. «Сказание о Кожемяке».
Цель урока: знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусских летописей; раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы; осознание себя звеном в цепи поколений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация.
ХОД УРОКА
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
С.Лихачев
1 слайд (Приложение)
– Начинаем знакомство с новым разделом литературы «Древнерусская литература». Поговорим о древнерусском летописании «Повесть временных лет». Познакомимся с отрывком из «Повести» «Сказание о Кожемяке».
2 слайд
Цели урока:
- знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусской летописью, с первыми летописцами;
- раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы;
- осознаем себя звеном в цепи поколений.
3 слайд
– Хочу обратиться к словам Дмитрия Сергеевича
Лихачева – один из лучших знатоков
древнерусской литературы в нашей стране,
благодаря ему мы можем познакомиться со многими
произведениями старины: его переводы древних
произведений на современный язык точны, научны и
понятны.
«Древнерусская литература наполняет нас
гордостью за наших далёких предков
предшественников, учит нас с уважением
относиться к их труду, борьбе, к их заботам о
благе родины».
– Как вы понимаете слова Лихачёва, что
древнерусская литература наполняет нас
гордостью за наших предшественников?
– Что такое гордость? Обратимся к толковому
словарю.
Гордость – чувство собственного достоинства,
самоуважения.
– Что значит – наполняет гордостью?
– Чему учит? Почему?
4 слайд
Проблема урока:
– Перед нами стоит проблема: как строили многие поколения здание русской культуры в течение урока, работая с произведениями, мы должны решить эту проблему.
5 слайд
– Но мы не можем продолжить работу, не познакомившись с основными литературными терминами, по теме урока. Откройте тетради, запишите тему урока, основные понятия.
6 слайд
– Поработаем и разберёмся с каждым термином.
Кто такой летописец?
Летописец Пимен – это монах Чудова монастыря,
живший во времена Бориса Годунова.
Имя в истории и литературе. Пимен Никитич Орлов
(1812 – 1863) – живописец, сын крестьянина
Получив кое-какое знакомство с живописью у
странствующего маляра, стал разъезжать по
Малороссии и писать для помещиков образа и
портреты, иногда красить крыши и полы; затем
поступил вольноприходящим учеником в
Императорскую Академию художеств, где главным
наставником его был К.Брюллов. В 1841 г. поселился в
Риме, где составил себе репутацию прекрасного
портретиста. Ещё большую известность он приобрёл
своими картинами на сюжеты из итальянского
народного быта, каковы: «Осенний праздник» (в
Румянцевском музее), «Девушка, возвращающаяся с
жатвы» и др. В 1857 г. Орлов, оставшийся до конца
жизни в Италии, был возведён в звание академика.
Монах Пимен – летописец, выведен А. С. Пушкиным в
драме «Борис Годунов», с которым вы будете
знакомиться в старших классах. Эта сцена
происходит в келье Чудова монастыря в 1603 г.
Таким увидел и услышал летописца Пимена Пушкин.
– Давайте обратимся к эпиграфу «Исполнен долг,
завещанный от Бога».
– Как вы думаете, о каком долге идёт речь?
Чтение учителем отрывка монолога учителем.
– В чём видит Пимен свой долг? (Ведение записей
летописи, усердный труд, «праведных сказаний»,
которые донесут потомкам историю Родины, и есть
долг, завещанный от Бога.)
Вывод: читая летопись, мы слышим живой голос далёких предков. Произведения прошлого разрушают преграды времени, и мы силой воображения можем представить себя участниками тех далёких событий, что и как происходило, ощутить аромат времени. В этом нам и помогают наши заботливые предки – летописцы, их огромный труд, тянущий нить истории из глубины веков в будущее.
7 слайд
– Что такое летописание? Летопись?
Древние книги изложили нам всемирную историю. В
этой грандиозной всемирной истории надо было
определить место русского народа, и тогда
рождается жанр, которого не знала иная
литература – летописание. Летописание началось
на Руси в XI веке. Первым летописцем был монах
Киево-Печёрской Лавры Никон, которого называли
Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он
активно включался в политическую борьбу против
тех киевских князей, которые свои интересы
ставили выше общерусских, дважды был вынужден
бежать в Тмутаракань.
В конце жизни Никон стал игуменом
Киево-Печёрского монастыря. Тогда-то, видимо, он и
трудился над летописью.
8 слайд: Нестор
– В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» – одно из замечательных произведений русской литературы. Она представляла собою своеобразную историческую энциклопедию.
Чтение учителем отрывка из летописи.
9 слайд: Сильвестр
– До нас дошла эта повесть, переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Эта «Повесть» – плод творчества нескольких поколений летописцев. Ведь книгопечатание в те времена не было, книги переписывались от руки, доверялся этот труд избранным учёным – книжникам. При переписывании летописей последователи неизбежно вносили какие-то добавления, поправки, а то и ошибались иногда. Кроме того, добавляли новые сведения, поскольку летописи велись строго по годам. и всё важное, что случилось за год, вносилось в летопись.
Анализ по вопросам учителя.
– Почему так важно было для наших предков
записать, что « в лето» такое-то происходили
такие-то события? (Потому что жизнь
представлялась единым потоком, приобретала
общечеловеческое значение, каждый человек мог
ощутить себя причастным миру, истории родной
страны, всего человечества.)
– Какие черты автора летописи проявляются в
таком отношении к истории? (Патриотизм и
одновременно общечеловеческие идеалы, уважение
к другим народам.)
10 слайд: «Сказание о Кожемяке»
– Русской литературе без малого 1000 лет. Самое
значительное произведение древнерусской
литературы – летописи.
Летописцы не только стояли в центре политической
борьбы своего времени, но и были учёными
–историками. Летописи написаны сжато,
выразительно. Оживают под пером летописца
события и люди далёких лет.
– Прочитаем и мы отрывок из «Повести временных
лет» – «Сказание о Кожемяке».
Читает учитель. При чтении отмечаем непонятные слова.
– Когда произошли события сказания и кто тогда
правил на Руси?
– Какие непонятные, незнакомые слова
встретились?
11 слайд. Анализ
– Разберёмся в прочитанном. Анализ по вопросам слайда.
12 слайд. Составление плана
Работа с учебником.
– Давайте обратимся к статье в учебнике Д. С. Лихачёва о «Повести временных лет». Составим план по прочитанной статье. (Читает сильный ученик)
Сначала устно по вопросам учителя.
– Столица Древней Руси?
– При чьём правлении создавались первые
летописи?
– О чём пишет первый летописец? Кого прославляет?
– Как выглядели первые книги, создавались?
– Кого осуждает?
Записать план в тетрадь со слайда.
13 слайд
– Как же строили многие поколения здание русской культуры? (Ответы учащихся)
14 слайд
– Вернёмся к проблеме, которая стояла перед
нами в начале урока. Обратимся к словам Лихачёва.
– Каким трудом, борьбой, заботой?
Вывод: видя каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы осознаём себя частью всемирной истории и культуры.
15 слайд. Домашнее задание
Список используемой литературы:
1. Универсальные поурочные разработки по
литературе. К учебникам-хрестоматиям: В. П.
Полухиной (М.: Просвещение); Т. Ф. Курдюмовой (М.:
Дрофа)
2. Энциклопедический словарь
3. А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена «Ночь. Келья в
Чудовом монастыре»)
4. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm
5. www.rcio.rsu.ru