Цель:
- показать особенности авторского изображения войны, выявить позицию М.А.Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны;
- воспитывать в учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия.
Оборудование: портрет М.А.Шолохова, иллюстрации к роману «Тихий Дон».
Предварительное домашнее задание:
1) найти в тексте цитату, которая бы отразила тему урока.
2) перечитать кн.2 ч.5; кн.3 ч.6
Ход урока
I. Введение в тему.
- Новая ли это тема в русской литературе?
- Были ли попытки до М.А.Шолохова изобразить гражданскую войну? (А.Серафимович «Железный поток», Д.Фурманов «Чапаев», А.Фадеев «Разгром»)
- В чем их особенность, отличие от романа Шолохова? (Отображали войну односторонне, показывая героизм красных, это было воспевание подвига)
- А как М.А.Шолохов изображает войну? (Мы видим войну глазами обеих противоборствующих сторон, и трудно определить, какая из них права)
II. Тема войны в творчестве поэтов XX в.
Эта тема была близка и поэтам Серебряного века – М.Волошину, М.Цветаевой.
Чтение стихотворения М.Цветаевой.
Ох, грибок, ты мой грибочек, белый груздь!
То, шатаясь, причитает в поле – Русь.
Помогите – на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.
- Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань!
Аль у красного пропадал –
- Ря-азань.И справа и слева
И сзади прямо
И красный и белый:
- Мама!Без воли – без гнева –
Протяжно – упрямо –
До самого неба:
- Мама!
- О чем это стихотворение?
- Какова авторская позиция?
- Близка ли она М.А.Шолохову?
III. Определение название урока.
- Какое заглавие, взятое непосредственно из текста, вы могли бы предложить к сегодняшнему уроку? («Вся Россия в муках великого передела…», «В мире, расколотом надвое», «Россия всходит на Голгофу...»)
- Что такое Голгофа? В каком значении автор употребил эти слова?
- Как в словах автора выражается отношение к гражданской войне?
IV. Исследовательская работа.
Попробуем определить на уроке позицию автора «Тихого Дона». Для этого, работая с текстом, находим слова, определяющие состояние человека на войне и отношение автора к войне. По ходу урока заполняется таблица:
Состояние человека на войне |
Автор и герои о войне |
1. Что несет с собой война, в первую очередь, мирным жителям, женам, матерям?
2. Слова автора являются предупреждением о том, что несет с собой война. Она сама по себе страшна. Но еще страшнее, если это война гражданская, братоубийственная. Какие эпизоды, сцена произвели на вас самое сильное впечатление, потрясли вас? (казнь подтелковцев, «работа» Бунчука в трибунале, казнь Лихачева, месть Дарьи за убитого мужа)
3. В главах кн.2 и кн.3 автор дает подробные списки убитых. Почему? В чем их отличие? (Жестокость одних порождает жестокость других)
4. Рассмотрим главы из кн.3. Какой видят войну уставшие солдаты? Обратить внимание на изображение природы.
5. Почему автор не изображает в романе героев, совершающих подвиги, как Морозка, Метелица, Чапаев? Их не было?
6. Казалось бы, люди ожесточились. И с белой, и с красной стороны проливается кровь. А было ли присуще им чувство сострадания? (анализ эпизода с Мишкой Кошевым)
V. Рефлексия.
1. Так каким мы увидели человека на войне? (работа по заполненной таблице)
2. А это статистика: во время гражданской войны за 4 года (1918-1922) Россия потеряла 13 миллионов человек. Из них примерно 2 миллиона покинули страну, потери красных и белых на полях сражений тоже равны почти двум миллионам, жертвами террора стали 1,5 миллиона россиян, 7,5 миллиона погибли от болезней и голода.
3. Б.Васильев, наш современник, автор многих произведений о войне, сказал: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия…». Прокомментируйте эти слова.
4. Запишите свой вывод.
5. Вторая книга «Тихого Дона» неожиданно заканчивается пейзажем. В чем его смысл, символичность? (Автор использует прием контраста, антитезы, противопоставляя насилию, смерти животворящие силы природы.)
VI. Чтение подготовленным учащимся стихотворения М.Волошина «Гражданская война».
…И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда с нами!»А я стою один меж ними
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других…
VII. Подведение итога: М.А.Шолохов впервые в русской литературе заговорил о гражданской войне как о трагедии для всего народа.
VIII. «Пути искания Григория Мелехова» - этот вопрос будет домашним заданием.