Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв (по культуре Серебряного века)

Разделы: Литература


Тема: Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
(по культуре Серебряного века)

Цель: создание условий для погружения учащихся в эпоху Серебряного века, осознания ими значимости этого периода русской культуры, ее богатства и красоты.

Задачи:

  • познакомиться с творчеством русских художников, композиторов, поэтов, понять значение их творчества;
  • развивать творческие способности учащихся, воображение, речь, умение рассуждать, доказывать свое мнение, оценивать друг друга;
  • воспитывать чувство прекрасного, любви к искусству, уважения к культуре своей страны.

Оборудование урока: тексты, картины художников, свечи на столах, компьютерное сопровождение, соответствующая одежда того времени.

ХОД УРОКА

I. Вводно-мотивационный этап

– Сегодня у нас обобщающий урок по культуре Серебряного века и мне бы хотелось узнать ваше мнение об этом периоде.    Но прежде я прочитаю стихотворение одного из поэтов Серебряного века («Маки» – музыка звучит, слайд)
– О чем это стихотворение? (Текст на экране.)
– О Маках, о жарком лете; об увядании природы.
– Да, и восхищение цветами, миром, и сострадание ко всему живущему, обреченному на смерть, о том, что все приходит и уходит. 
– Это стихотворение написано И.Анненским, поэтом Серебряного века, который как никто другой понимал и чувствовал связь со своей эпохой, с историей, веком, который уже слышал гул катастрофы.
«Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?», – писал другой поэт эпохи А.Блок. Трагизм  эпохи предчувствовали многие поэты и писатели, философы и художники.
 (Показ слайдов, портреты.)   
–  Где же спасение? Русский философ Н.Бердяев считал, что высшая ценность бытия – уникальная человеческая личность. Высшее предназначение человека – это творчество! Именно в творчестве находили спасение многие. И свет души этих многих помогал верить в добро и справедливость, любовь и красоту.
Давайте зажжем наши свечи, свет которых будет для нас сегодня символом того неугасимого света души людей искусства, которые творили Русский Ренессанс.

II. Постановка условия задачи

– Запись темы урока в тетрадях.
– А теперь давайте объявим свои проекты, которые вы приготовили.

  1. Проект «Поэзия М.Волошина».
  2. «Музыка. А.Скрябин».
  3. «Живопись. К. Малевич».

– Пусть каждая группа определит задачи, которые должны решить все в процессе обсуждения.

  1. Поэзия. М.Волошин.

– Прослушать стихи поэта и выразить свое отношение.
– Понять позицию поэта в годы перемен.

  1. Музыка. А.Н.Скрябин.

– Что было главным для композитора в его произведениях?
– Какие чувства вызывает у вас музыка Скрябина?

  1. Живопись. К.Малевич.

– Чем отличаются картины К.Малевича от известных вам картин русских художников?
– Ваше отношение к картине «Черный квадрат».

Общая задача урока: Какую закономерность можно обнаружить в разных видах искусства? Ваше отношение к русской культуре этого периода?

III. Операционно-содержательный этап

1. М. Волошин.

– биография поэта.
– анализ стихотворений: «Портрет», «Террор».

Вывод: Стихотворение «Портрет» написано от имени возлюбленной, причем в виде своеобразной самохарактеристики.
Образ возникает благодаря синтаксическим повторениям: я акварель, я стебель, я легкость, я изморозь, я мерцанье…
Этот образ очень нежен и хрупок:
«Жемчужная акварель», «бледный стебель», «изморозь зари»…
Стихотворение поражает легкостью и изяществом.

– «Террор». Стихотворение написано 26 апреля 1921 г. По времени написания оно о красных.
Страшные чеканные строки. Свободный стих. Здесь не нужна рифма, потому что это эпическое стихотворение, не лирическое.
Позиция самого поэта: «в эпохи всеобщего ожесточения и вражды надо, чтобы оставались те, кто могут противиться чувству мести и ненависти и заклинать обезумевшую действительность благословением».

В дни, когда справедливость ослепшая меч обнажает,
В дни, когда спазмы любви выворачивают народы,
В дни, когда пулемет вещает о сущности братства,
Верь в человека.

(«Поэту» 1925 г.)

И сам он верил в Россию. (Стихотворение «Неопалимая купина» читает ученик).

2. Музыка. А.Скрябин

Композитор стремился к синтезу звука, цвета и смысла. В музыке Скрябина есть стремление к познанию таинственных глубин бытия, жажда личного освобождения…

3. Живопись. К.Малевич

Поиски новых пространственных отношений приводят художника к созданию собственного авангардистского течения – супрематизма.
«Черный квадрат» – это взгляд в будущее. Надвигающееся темное пространство втягивает человека. Может, это было пророчество? О тех испытаниях, которые последовали для России после 1913 года.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Каждая группа оценивает проекты других, сравнивает.
– Группа экспертов оценивает проекты всех и задает вопросы всем; подводит итоги.

Общий вывод по уроку: закономерность в том, что все три вида искусства отражали действительность и все были очень тесно связаны между собой.

Вопрос классу: В чем феномен Серебряного века?

Помимо этого каждый из представителей искусства понимал свою роль, свое высокое предназначение. Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала художников, музыкантов, поэтов, писателей на художественное своемыслие, на дерзкий полет фантазии, на сложнейшие духовные искания, на небывалый творческий взлет!
А когда этот взлет возможен?
Когда душа свободна! Самое скандальное стихотворение К.Бальмонта заканчивается так:

Пусть будет завтра и мрак и холод,
Сегодня сердце отдам лучу.
Я буду счастлив! Я буду молод!
Я буду дерзок! Я так хочу!

Вопрос классу:

– Мне бы хотелось узнать ваше мнение о современной культуре, и нужна ли нам культура прошлого? (Учащиеся отвечают на вопрос).
– Чтение любимых стихотворений (если осталось время).

Домашнее задание:

  • иллюстрации к любимым стихотворениям;
  • сочинение об одном из видов искусства.