Н.А. Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой. Анализ стихотворения "Гроза идет", 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: Познакомиться с поэтом Н. А. Заболоцким и его творчеством.

Задачи:

  1. Дать представление о Н.А. Заболоцком как человеке и поэте, познакомиться с лирикой через стихотворение “Гроза идёт”;
  2. Учить чувствовать загадку поэтического текста, уметь понять её;
  3. Воспитывать любовь к великому искусству слова;

Словарная работа: поэтический авангард, группа ОБЭРИ, поэт-натурфилософ, звукопись, аллитерация, ассонанс, вольтовая дуга.

Оборудование: портрет Н. А. Заболоцкого, фотография памятника, репродукция картины М. Н. Воробьёва, выставка книг, текст стихотворения “Гроза идёт”, электрическая лампочка.

Ход урока

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Н.А. Заболоцкий.

I. Подготовка к восприятию стихотворения

а) Слово учителя: “Моя жизнь навсегда связана с искусством. Я отрёкся от житейского благополучия, от общественного положения, отрёкся от своей семьи для искусства. Вне его я ничто”. Так писал Николай Алексеевич Заболоцкий в письме к своей будущей жене в конце 1928 года; после долгих и мучительных поисков почувствовал себя уверенно в поэзии и готовил к печати свою первую книгу “Столбцы”. Преданность своему делу, поэзии была характерной чертой поэта.

Блок чёрного камня (показ фотографии!) венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое существо, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения (уже знакомого вам!) “Журавли”. Опрокинутое в бездну небесное создание, не утратившее и в последний миг своего “дивного величия”. Геометрическая фигура символизирует его жизнь, обречённую трагедией.

А каким Н.А. Заболоцкий был в жизни?

б) Сообщение 1-го ученика: родился Н.А.Заболоцкий в Вятской губернии в семье крестьянина. Физическое здоровье передалось по наследству. Отец-агроном любил размышлять о загадочных вопросах бытия. Эта любовь к вечности и бесконечности перешла к сыну. Заболоцкий был сдержанным, порядочным, собранным, несуетным, целеустремлённым человеком, даже гулять не любил без цели. Прожил трудную жизнь, 8 лет из которой пробыл в лагерях, во время пыток никого не предал, не оговорил. Допросы закончились психбольницей. Жизнь—инфарктом.

в) Сообщение 2-го ученика: литературное наследие Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенного человека. Его творчество - связующее звено между эпохой поэтического авангарда 20-30-х годов и поэзией второй половины ХХ века. Начинавший как один из знаменитейших представителей группы ОБЭРИу, плечом к плечу с такими мастерами художественного эксперимента, как Д. Хармс, Н. Олейников, А. Введенский и другие, Заболоцкий вошёл в литературу 50-х годов уже как поэт-натурфилософ, отливший в классически строгие формы неторопливые медитации о сущности человека и его взаимосвязи с окружающим миром.

II. Первичное восприятие стихотворения

а) Чтение учителем для того, чтобы дети не только следили (текст есть у каждого) и слушали, а услышали завораживающую интонацию стихотворения, почувствовали загадку текста.

ГРОЗА ИДЁТ

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он - кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплён,
Он стоит, и мёртвая корона
Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы, почерневшие с вершины,
Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнём сжигали на лету.

Почему же надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе всё тот же лютый голод,
И любовь, и песня до конца!

1957 год.

III. Проверка первичного восприятия

а) Беседа:

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем?

- Почему?

- Кого вы увидели? Что?

- Можно ли подобрать к стихотворению музыку? Какую?

- Каким краскам отдаёт предпочтение автор?

- Не хочется ли вам его нарисовать?

- Что бы вы изобразили?

б) Обращение к полотну М.Н. Воробьёва “Дуб, раздробленный молнией”.

Учитель: Восприятие мира и природы как бесконечного процесса становления и разрушения было характерно для произведений художников-романтиков. В одной из картин М.Н. Воробьёва, посвятившее своё творчество поэтическому городскому пейзажу, эта тенденция романтического искусства нашла особенно яркое воплощение. Живописец представил на холсте не гармонический, спокойный и упорядоченный мир, а мир непредсказуемый и неподвластный.

Основанием для написания картины стала внезапная смерть жены, ставшая тяжёлым испытанием для художника. На время он и вовсе оставил живопись. Не лишённый музыкального дарования, художник, сидя в своей мастерской, часами играл на скрипке. Однажды он стал свидетелем сильной грозы, когда страшные порывы ветра срывали крыши и ломали деревья.

Гроза не пощадила и дуб, посаженный во дворе Академии художеств ещё во времена Екатерины II. На глазах у художника сильный порыв ветра сломал одну из самых больших ветвей дерева, которая с гулким грохотом рухнула на землю. Воробьёв мастерски запечатлел на своём полотне вспышку молнии и сильнейший порыв ветра, выгибающий могучие ветви дерева и срывающий пенистые буруны с поверхности воды.

Драматизм полотна усиливается бросающейся в пучину вод женской фигурой, которая едва заметна. Художник здесь прибегнул к аллегории—изобразить отвлечённую идею или явление действительности в форме конкретного образа, выполняющей роль метафорического приёма.

IV. Постановка учебной задачи: аналитическое чтение стихотворения.

Мини-задачи: анализ должен показать, как глубоко дети понимают стихотворение, идею, чувства, образы; как они создаются; какими средствами; рассмотреть название; рассмотреть композицию. Понять художественный мир; выяснить, есть ли сюжет; выяснить, что на первом плане: события или переживания героя. Отметить, как представлено время и пространство; увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания; понять метрику, ритм, строфу, рифму, ассонанс, аллитерацию. Вписать стихотворение в контекст творческого пути поэта, направления, эпохи.

V. Прочтите 1-е четверостишие (строфу) Намечена ли в нём тема? Да. Это видно из названия. Тема в том, что гроза идёт. Как идёт? Движется, Слово повторяется дважды. Движется через тучу, молнии и гром. Туча нахмуренная, значит, грозная, тёмная, чем-то, наверное, обиженная; тянучая, значит, вязкая, противная, всё поглощающая; да ещё и огромная - полнеба захватила. Молнии-вспышки сравниваются с фонарём в приподнятой руке. Приставка “при” даёт понять, что вспышки низки, молнии близки. Они могут в любой момент ударить, даже убить. Очень яркие эпитеты. И всё это в одном предложении, которое осложнено деепричастным оборотом и однородными членами. Герой только туча. Движение есть, но оно медленное пока. Есть ли конкретные предметы? - Да: туча, фонарь, рука. Что они изображают?- Туча-признак грозы. Есть ли игра света?- Есть. Туча нахмуренная и фонарь. А есть ли аллитерация, ассонанс (вспомните, что это?) - Да! ОбЛожив поЛнеба вдаЛеке и с фонаРём в пРиподнятой Руке. Мы видим яркий контраст плавных и нежных (л), режущих и резких (р) Это аллитерация. Быть ли беде??? Но ритм спокойный. Рифма перекрёстная по 10 и 9 гласных; 5 и 4 стоп.

VI. Рассмотрим 2-е четверостишие. О чём оно нам говорит?- Гроза пришла! Пришла беда! Сверкают молнии, бьют, гром каменный гремит, кого-то ловит. Кого?- Появляется некто он - лирический герой. Его-то молнии ловят и бьют, а мы знаем, что его арестовали, он был в лагере и работал чертёжником. Не здесь ли можно упомянуть колесницу, якобы извергающую гром и молнию всемогущего Бога, а в настоящей жизни - Сталина? Какой яркий приём здесь использован? – Эпитет - сломанные молнии - в действительности молнии такие и есть (можно нарисовать в тетради, пользуясь картиной Воробьёва) Света здесь больше - сверкают; серебром - тоже серебристый металл. Наблюдается тот же яркий контраст (л) и (р) Модальная частица “сколько”, повторяющаяся два раза, усиливает напряжение, и мы ждём, а что же будет дальше? И предложение восклицательное.

Музыка. П. И. Чайковский “Времена года. Лето”

VII. Так как 3-е четверостишие тоже начинается с этой частицы “сколько”, напряжение достигло предела. Герою робко, но страха нет, он просто сливался поневоле - сказался опыт жестоких испытаний. Тень исчезла совсем - всё в белом блеске вольтовой дуги (попросить объяснить про дугу в электрической лампочке, что такое вольт, они физику изучают) А предложение опять восклицательное. Но движение замедленное - любой школьник пояснит, что в грозу быстро передвигаться нельзя, поэтому – замедлял – робкие - шаги – сливаясь -остановка движения.

VIII. Что мы видим далее? - Гроза прошла. Она быстротечна. Но что после неё? Рассматриваем 2-ю часть стихотворения. Что видим?- Выступает ещё один конкретный предмет-КЕДР. Но он расколот надвое, точнее расщеплён. Он пока стоит, но корона его (ветви) мертва. Нутро дерева древесина - это сердце - оно ранено огнём; иглы обгорели, они ещё тлеют и сыплют искрами-звёздами. Краски автор смешивает, подчёркивая, что натворила гроза. Светлый цвет для Заболоцкого (да и других поэтов) означает внутреннюю чистоту, ясность помыслов, открытость души, поэтому. Как ни страшна гроза, яркие цвета в стихотворении преобладают. Обратимся к воспоминаниям В. А. Каверина (у каждого есть): “Он был непроницаемым. От него веяло какой- то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность ... ”

IX. Об этой важности он и говорит далее, сравнивая себя с кедром не только по высоте, но и по значимости поэзии (он не только писал стихи, но и занимался переводами - “ Витязь в тигровой шкуре”, “ Слово о полку Игореве”-), просит петь песню. Ведь при жизни его (Н.А.Заболоцкого) много ругали: подражал Маяковскому, Блоку, Есенину; за книгу “Столбцы” (сатира на быт); за “Вторую книгу”, (за вечные вопросы бытия) Потом арест - в марте 1938 года, 10 лет молчания. Это и есть молнии, которые его сжигали на лету, не давая вырасти, опериться. Он говорит: “Я не умер”.

ВЫВОД: “Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он делал, было проникнуто глубоким достоинством поэта ... Его стихи-стихи против подлости, против косности в быту и сознании ... Поэзия его поучительна, потому что она основана ·на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы”, - пишет в воспоминаниях В. А. Каверин.

ОБОБЩЕНИЕ: Так чему же нас учит стихотворение Н.А.Заболоцкого? Какое создаёт настроение? Как соединяются в стихотворении аллегорические и конкретные образы? О ком больше говорится в стихотворении - о грозе или о людях? Докажите примерами. Есть ли в стихотворении элементы описательности? Определите роль эпитетов ... и других фигур?

Домашнее задание:

1) Проанализировать любое понравившееся стихотворение Н.А. Заболоцкого.

2) Нарисовать это стихотворение.