Урок литературы в 9-м классе "Страница из «энциклопедии русской жизни», или Некоторые аспекты кулинарного антуража в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Тема: “Страница из “Энциклопедии русской жизни” (…или некоторые аспекты кулинарного антуража в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”).

Цели:

  1. Познавательная – познакомить учащихся с некоторыми аспектами кулинарного антуража в романе “Евгений Онегин”.
  2. Развивающая – совершенствовать навыки творческого, сознательно- исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
  3. Воспитательная – вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.

Тип урока: интегрированный, с применением информационно-коммуникационной технологии.

Оборудование: мультипроектор, диск с презентацией, раздаточный материал, словарь иностранных слов, толковый словарь, текст “Евгения Онегина”, кулинарная энциклопедия, плакат для рефлексии, фишки (апельсины, лимоны, ананасы).

Методы: проблемно-развивающий, поисково-исследовательский.

Форма работы: групповая, парная.

Приложение 1.

Ход урока.

План:

1. Оргмомент.

2. Актуализация.

“Погружение” в атмосферу урока, чтение учителем наизусть отрывка из романа “Евгений Онегин”) и узнавание отрывка:

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Слово учителя:

- Вы, конечно, узнали из какого произведения этот отрывок?

- Как вы думаете, прав ли был В.Г.Белинский, назвав этот роман “Энциклопедией русской жизни”? Докажите.

-Давайте проверим, насколько мы с вами правы, доказывая, что роман А.С.Пушкина – это “энциклопедия русской жизни”. (Слайд 2)

- “Евгений Онегин” - произведение уникальное, не имеющее аналогий ни в русской, ни в мировой литературе. И мы имеем возможность представить, как жили в XIX веке представители высшего “света” и патриархального поместного дворянства.

Сегодня мы войдем в эту эпоху необычным путем, рассматривая одну из сторон русской действительности, которую Пушкин показывает в своем произведении, и постараемся увидеть, как кулинарное искусство зависит от уклада жизни светского человека и в городе, и в деревне.

Я думаю, что вам интересно будет узнать, что предпочитал в своем рационе молодой светский человек 20-30-х годов XIX века.

Нельзя не согласиться с автором кулинарной книги XIX века “Кушать подано” Похлебкиным, который писал, что “еда – не просто еда, а хорошая, очень вкусная, богатая еда – лишь один из компонентов жизни, не признавать которого было бы непростительным лицемерием”. (Слайд 3)

Я предполагаю, что вы при чтении недостаточно обращали внимание на то, чему Пушкин уделил сравнительно большое место в романе, поэтому на нашем уроке речь пойде об еде и тема нашего урока будет звучать так: “Страница из “Энциклопедии русской жизни” (…или некоторые аспекты кулинарного антуража в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”). (Слайд 4)

3. Работа с понятиями и со словарями.

- Ребята, какие слова в названии темы вам непонятны?

- Что вы можете сказать об их происхождении?

- Как вы думаете, по какому словарю нам удобнее проверить толкование этих слов? Найдите толкование этих слов.

Аспект – (лат.) точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие.

Антураж – (франц.) окружающая обстановка, окружение.

(Слайд 5)

Наш главный герой Евгений Онегин - живет и в сельской, и в городской местности.

- Как вы думаете, еда в деревне будет отличаться от городской? А почему?

- В романе есть несколько “кулинарных” отступлений, в которых описывается меню ресторана “Talon” в Петербурге и домашнего дворянского застолья в поместье у Лариных. По всему произведению рассеяны точные сведения о различных блюдах, готовых кушаньях и напитках. Все это создает “кулинарный” фон романа, который, в свою очередь, является показателем реальности описываемых событий.

4.Объявление цели урока.

- Целью нашего занятия будет исследование текста, в процессе которого мы познакомимся с некоторыми аспектами кулинарного антуража в романе “Евгений Онегин”. На основе этого мы сделаем выводы о том, какие блюда предпочитал в своем рационе Евгений Онегин, сам А.С.Пушкин и его современники, и какое влияние на формирование личности героя оказали особенности кулинарного искусства.

5. Исследовательская работа.

Задание для 2-х групп:

Используя раздаточный материал, попробуйте проанализировать своеобразие блюд из “кулинарных” отступлений в произведении А.С.Пушкина “Евгений Онегин” и составить оригинальные меню ресторана TALON в Петербурге и домашнего дворянского застолья в поместье у Лариных. (Слайд 6)

Приложение 2.

6. Результаты по исследованию текста.

- Итак, время самостоятельной работы подошло к концу. Давайте посмотрим, какие блюда были любимыми и традиционными в “онегинскую эпоху”?

(Слайд 7)

- А теперь проверим, насколько правильно составленное вами меню соответствует действительности. (Слайд 8)

7. Подведение итогов.

- Какой вывод мы можем сделать по данной теме

- Как относится поэт к русской и зарубежной кухне?

- Зачем Пушкину понадобились “кулинарные “ отступления в произведении?

Вывод:

- С помощью кулинарного фона поэт подчеркивает всю несовместимость Онегина с провинциальной средой, бытом Лариных, готовит читателя к событиям, чреватым горькими последствиями. (Слайд 9,10)

Пушкин очень серьезно относится к кулинарному антуражу, используя его не только в качестве иллюстрации к бытовым эпизодам, но и как убедительный аргумент в развитии действия.

- В нашем маленьком исследовании мы еще раз убедились, что гений велик и в малом. А.С.Пушкин был хорошо осведомлен в вопросах современной ему кухни: в названиях блюд, в деталях их приготовления, кулинарной лексике. Он с блеском использует кулинарный антураж для создания яркой и полной картины жизни различных слоев российского дворянства. Это и позволило В.Г.Белинскому назвать роман Пушкина “энциклопедией русской жизни”.

(Слайд 11, 12)

8. Домашнее задание.

(На выбор: творческое, дифференцированное) (Слайд 13)

  • Составить меню молодого повесы XXI века.
  • Провести исследование отрывка “Обед у губернатора” по роману Н.В.Гоголя “Мертвые души” и написать небольшое резюме по этому поводу.

9. Тест. (Слайд 14 - 17)

- А сейчас проверим, что в процессе урока вы усвоили, узнали нового?

Возьмите листочки, подпишите фамилии и выполните тест.

1. Каким эпитетом наградил Пушкин “Страсбурга пирог”?

А) Нетленный;
Б) Горелый;
В) Испорченный.

2. Какое блюдо Пушкин именует на деревенский лад, язвительно подчеркивая провинциальное “смешенье языков, французского с нижегородским”?

А) Бифштекс;
Б) Бланманже;
В) Жаркое.

3. “Незатейливое”, простое, сытное блюдо традиционной русской кухни. Существовало предание, что чем больше (?) съешь во время масленицы, тем более урожайным будет год.

А) Блины;
Б) Пироги;
В) Торты.

4. Что любил пить по утрам в деревне Евгений Онегин?

А) Кофе;
Б) Чай;
В) “Ростбиф окровавленный”.

5. Донское шипучее вино, названное в честь станицы.

А) “Вино кометы”;
Б) Брусничная вода;
В) Цимлянское.

6. Горячее, истинно французское блюдо, приготовленное из земляных грибов?

А) Лимбургский сыр;
Б) Трюфели;
В) Жирные котлеты.

7. Как относится Пушкин к зарубежной кухне?

А) Предпочитает только русские блюда;
Б) Любит ее своеобразие, оригинальность и уважает традицию;
В) Постоянно иронизирует по этому поводу.

8. Кулинарный антураж в романе “Евгений Онегин” используется

А) Как литературная традиция;
Б) Как доказательство преобладания французских блюд на русском столе;
В) Как убедительный аргумент в развитии действия.

10. Взаимопроверка. (Слайд 18)

Ответ:1-А;2-Б; 3-А; 4-А; 5-В; 6-Б; 7-Б; 8-В.

А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работу у своего одноклассника.

Поставьте оценку:

“5” - 0 ошибок;
“4” - 2 ошибки;
“3” - 4 ошибки.

11. Рефлексия. (Слайд 19)

Приложение 3.

- Наш урок подходит к концу. Я думаю, что он запомнится вам своей необычностью, так как не часто мы имеем возможность поговорить об еде на уроках литературы, а читая произведение, не всегда придаем этому значение.

- Сейчас я попрошу вас оценить свое участие в уроке.

Перед вами большая ваза, ее нужно “наполнить фруктами”. Прочитайте внимательно инструкцию, выберите 1 фрукт по вашему вкусу и положите в вазу.

- Спасибо за урок!