Литература
-
Внеклассная работа по предмету как аспект формирования рефлексивной деятельности: "Интеллектуальный марафон по литературе" 2008
В статье представлена одна из форм проведения "Интеллектуального марафона" в школе. Материал содержит 3-х уровневые задания для 9–11-х классов.
-
Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий" 2008
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе. А.Погорельский. "Черная курица" 2008
Это второй урок по данному произведению. Урок способствует развитию творческой деятельности, познавательному интересу, пониманию учащимися текста литературного произведения. Способствует развитию у учащихся уважительного отношения друг к другу, умению слушать и принимать другое мнение. Способствует воспитанию чувства переживания, доброты.
-
Урок — читательская конференция по теме "Детективная литература" 2008
Ввести детей в мир литературы, заинтересовав их необычным для изучения жанром детектива, новой формой урока, возможностью выбора задания. Показать безграничные возможности литературы (обилие жанров, героев, сюжетов) убедить, что каждый может найти свою любимую книгу. Акцент на личностно ориентированное обучение: ученик сам определяет, что будет изучать, выбирает тему, форму выступления; самостоятельно работает с дополнительным материалом, используя возможности библиотек, Интернета и т.д.
-
Урок-беседа "Тема любви в творчестве А.И. Куприна" 2008
Цели урока: осмыслить значение слова "любовь", пользуясь описанием этого чувства в произведениях А.И. Куприна; развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся; воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.
-
Урок литературы. А.С. Пушкин. Болдинская осень 2008
Урок знакомит учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина - Болдинская осень.
-
Открытый урок литературы с использованием информационных технологий по теме "Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»" 2008
В данной работе представлен открытый урок литературы с использованием информационных технологий. Информационные технологии позволяют активизировать мыслительную деятельность десятиклассников, сделать мой урок более интересным и эффективным. Урок "Любовь в романе "Отцы и дети" И.С. Тургенева" включает в себя и беседу с учащимися, и групповые формы работы, и игровые моменты.
-
Внеклассное чтение в процессе обучения и воспитания 2008
Уроки внеклассного чтения в системе с воспитательными мероприятиями существенно обогащают духовно-нравственные мотивы становления личности. В целом ребята стали серьезнее, ответственнее. Они свободно высказывают свое личное мнение по обсуждаемым вопросам, с желанием выполняют письменные творческие работы, индивидуальные задания.
-
Использование новых информативно-коммуникативных технологий в преподавании раздела "Строительное дело" в образовательной области "Технология" 2008
Работа знакомит с использованием новых информационных технологий в преподавании основ проектирования зданий гражданского назначения.
-
"Маленькие трагедии" А.С.Пушкина. Трагедия "Моцарт и Сальери" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с "Маленькими трагедиями" А.С. Пушкина, в которых поэт обличает человеческие пороки.
-
Урок литературы в 1-м1 классе "Мужество и боль Чернобыля" (по роману Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва") 2008
Данную разработку можно использовать не только при изучении творчества С.Алексиевич, но и для проведения вечера памяти, посвященного трагедии в Чернобыле, необходимо только дополнить фрагментами из романа.
-
В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире 2008
Урок является вступительным при изучении творчества В.В. Маяковского. Учащиеся уже знакомы с его личностью и стихотворениями. Поэтому на уроке повторяются и одновременно углубляются сведения из его биографии, выявляются особенности его творчества. Интересна форма урока - ролевая игра, где учащиеся исполняют роли самого В.В. Маяковского, его друзей и близких, корреспондентов, критиков, литературоведов. Это позволяет "вжиться" в ту эпоху, полнее представить личность поэта, его литературное творчество. Важно обращение к страницам истории родного города Армавира, связанным с пребыванием поэта.
-
Проект "Стратегия успеха" 2008
Цель проекта: формирование гармонически развитой личности, способной адаптироваться к любым социально-экономическим, географическим, этнокультурным условиям путем применения инновационных технологий в учебно-воспитательной деятельности. В основу проекта заложено 4 главных принципа: освещены 10 ступеней к успеху.
-
Разработка урока литературы в 11-м классе по теме "Поэма С.Есенина «Анна Снегина»". Защита творческих проектов 2008
Представленный урок проводился после изучения творчества С.Есенина. Для защиты группы учащихся подготовили проекты в форме литературного альманаха, в форме киносценария по поэме С.Есенина "Анна Снегина", исследовательские проекты и компьютерную презентацию.
-
Методическая разработка внеклассного мероприятия на русской литературе "Мир А.С. Пушкина" 2008
Методическая разработка дает представление о А.С. Пушкине как о человеке неординарном, позволяет провести параллели между прошлым и настоящим. Представленный материал может быть использован при проведении внеклассной работы, при оформлении литературной газеты, альманаха.
-
Об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном лицее 2008
Статья посвящена подготовке специалиста в учебных заведениях начального профессионального образования в условиях информатизации общества. Предложены различные варианты использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения качества преподавания.
-
Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина. 5-й класс 2008
Разработка представляет собой литературную игру по сказкам А.С. Пушкина. В ходе игры учащиеся смогут продемонстрировать знание художественных текстов, умение объяснять значение устаревших слов. Игра воспитывает уважительное отношение к слову как таковому, помогает обогатить лексикон учащихся. Материал игры можно использовать во внеклассной работе по предмету и после изучения темы "Сказки Пушкина".
-
Литературная игра-соревнование "Литература плюс" (разработка внеклассного мероприятия по литературе) 2008
Литература игра-соревнование "Литература - плюс" посвящена городу комсомольской славы - Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края. Она даёт возможность расширить и углубить знание учащихся в живописи, музыке, географии, истории, поэзии, прозе Дальнего Востока; способствует развитию творческих способностей учащихся.
-
Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою…" 2008
"Сеять разумное, доброе, вечное", - к этому обязывает профессия педагога. Учитель должен формировать духовно-развитую, нравственно здоровую личность. Для этого существуют разные формы работы, одна из которых - внеклассные мероприятия. Литературно-музыкальная композиция "На любовь свое сердце настрою..." создавалась с целью формирования у учащихся доброты, милосердия, умения любить, понятия о том, что любить - это настоящее искусство, которому надо учиться у редчайших художников слова.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?" 2008
Предметом исследования является проблема совести, рассматриваемая на материале художественного произведения - сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и публицистической статьи Ф.Искандера "Откуда взялась человеческая совесть?..."
-
Методическая разработка урока литературы. Анализ комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2008
Урок предназначен для учащихся 9-10-х классов (в зависимости от программы) и рассчитан на 2 учебных часа. Урок знакомит учащихся с жанром комедии; выявляет конфликт, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассматривает комедию с позиций канонов классицизма и отступления от них.
-
"Родине поклонитесь". Урок литературы по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Деревня", 10-й класс 2008
Задачи урока: развивать навыки аналитической работы с художественным текстом и ассоциативное мышление учащихся; помочь учащимся прочувствовать силу лирического проникновения в духовную жизнь человека, осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором, оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенева; создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.
-
Интегрированный урок (история + литература). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте) 2008
Урок уместен в рамках повторения в 10-м классе. Помимо обобщения изученного материала он включает в себя защиту ученических проектов по ряду проблем: "Слово" как отражение сознания древнерусского человека, исторический аспект и взаимоотношения с половцами по "Слову". Такая подача материала позволяет учащимся увидеть прошлое страны и литературы на новом уровне, определить отношение к историческому прошлому, осознать проблемы настоящего, выявить общечеловеческое значение "Слова".
-
Трагизм восприятия жизни на рубеже двух веков. (По рассказу Бориса Зайцева "Волки"). Урок литературы в 11-м классе 2008
Предложенный урок нацелен на выявление некоторых особенностей литературы начала XX века и знакомит учеников 11-го класса с одним из этапных произведений творчества Б.Зайцева. На уроке ученики познают художественный мир писателя в рассказе "Волки" благодаря целостному анализу, постановке проблемных вопросов и музыкальному сопровождению.
-
Интегрированный урок (информатика + литература) в 11-м классе по теме: "Решение задач (Пушкин и Михайловское)" 2008
Предлагается конспект урока по теме "Решение заданий ЕГЭ по информатике ("Пушкин и Михайловское")". Учебно-игровой урок проводится в виде соревнования между двумя командами учеников, на уроке обеспечивается многократная смена видов деятельности, создаются условия для быстрого применения новых знаний, обеспечивается обратная связь, накопление оценок.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева "Ася". Анализ текста". На данном уроке организуется поисково-исследовательская работа учащихся по лингвистическому анализу литературного текста. На материале литературного текста проверяется усвоение темы "Однородные члены предложения".
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) "Образ твой, над Русью вознесенный, сквозь века указывал нам след" 2008
Интегрированный урок русской литературы и изобразительного искусства дает возможность познакомиться с историей «Владимирской Богоматери», подумать о великом смысле Слова христианского, задуматься над нравственными понятиями, увидеть связь литературы, живописи и жизни.
-
Урок чтения "Книги в кругу семьи" 2008
Цель урока литературного чтения - привлечение внимания учащихся к книге и к чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, привитие устойчивого и осознанного интереса к чтению.
-
Урок литературы в 7-м классе "Если быть внимательным" (по рассказам Б.Петрова) 2008
Урок разработан по творчеству красноярского писателя Б.Петрова. Урок построен по схеме, противоположной традиционной: не от биографии к творчеству, а от творчества - к коллективному составлению биографии. В результате проведенных уроков в двух разных классах получились интересные творческие работы.
-
Урок. Заочная экскурсия "Музеи Габдуллы Тукая в Татарстане" 2008
Урок разработан с учётом национально-регионального компонента. Его целесообразно провести после изучения лирики А.С. Пушкина в 9-м классе в форме заочной экскурсии. Урок сопровождается демонстрацией портрета поэта, карты Республики Татарстан, видеозаписей, открыток, фотографий, изображающих достопримечательности, связанные с именем Г.Тукая, домов-музеев, их комнат и др.