Литература
-
Использование информационных технологий на уроках литературы 2008
При изучении рассказа сибирского писателя И.И. Пантелеева "Голубые звёзды" в 6-м классе, используется метод проектов, позволяющий учащимся самостоятельно в сотрудничестве друг с другом решать и детально разрабатывать проблемы, выявленные ими же в ходе "мозгового штурма". Представленный урок является заключительным. Перед этим занятием учащимися проводились исследования над самостоятельно выбранными темами в течение двух недель. Результаты исследовательской деятельности представлены в виде презентаций. Данный проект - пример деятельностно-ценностного подхода в преподавании Литературы Красноярского края, так как учащиеся получают представление об истинных ценностях, активной жизненной позиции, имея возможность воспитать в себе подобные качества.
-
Урок литературы в 7-м классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри". "Зачем человек житет на земле?" 2008
Цель урока – проанализировать сюжет поэмы, охарактеризовать образ главного героя и ответить на вопрос «Зачем человек живёт на земле?» Урок начинается с анализа высказываний Василия Ключевского и Жана Лабрюйера о том, что значит жить. При помощи красок и стекла ребята отвечают на вопрос: какие чувства рождает у них гибель главного героя.
-
Урок по литературе на тему "Пейзаж в русской живописи 80–90-х гг. XIX в." 2008
Велика и многогранна сила природы. Понять всё это - задача, стоящая перед каждым человеком, в том числе и писателя, и музыканта, и художника. Понять душу природы стремились и художники-передвижники.
-
Открытый урок русской литературы в 4-м классе. Тема: Обобщающий урок по разделу "Мы с папой и мамой" 2008
Обобщающий урок русской литературы для 4-го класса по разделу «Мы с мамой и папой». Урок составлен по учебнику «В одном счастливом детстве» Бунеева.
-
Тема: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка"), 7-й класс 2008
Большое внимание на уроке уделяется воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Учащиеся вспоминают биографию А.П. Платонова, отвечают на вопросы по рассказу, делятся своими размышлениями. Это помогает детям глубже осмыслить содержание рассказа, развивает речь, способность к анализу и обобщению, умение формулировать свои мысли.
-
Творчество Н.А. Некрасова 2008
Занятие рассчитано на материал 6-го класса, связанный с творчеством Н.А. Некрасова. Оно может быть проведено и в старших классах путём добавления и корректирования заданий и вопросов. В ходе увлекательной игровой деятельности у учащихся развивается мотивация к чтению и возникает интерес к изучению классики. Образовательный процесс построен так, чтобы образы, мысли и чувства Н.А. Некрасова стали частью внутренней жизни ребят, оказали влияние на их мировосприятие, формировали их нравственное и эстетическое сознание.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Необычная судьба Ф.И. Тютчева — человека и поэта" 2008
Урок знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, выявляет особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер его творчества и личность; пробуждает интерес к судьбе и творчеству поэта.
-
Взгляд на ГУЛАГ в творчестве А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова ("Один день Ивана Денисовича" и "Колымские рассказы") 2008
Вашему вниманию предлагается урок литературы в 11-м классе. В статье рассматриваются два писателя: А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов.
-
"Птица счастья" в якутских народных сказках. Мастерская творческого письма "Птица счастья завтрашнего дня…" 2008
Вашему вниманию предлагается статья, в которой вы познакомитесь с особенностями якутских сказок и проектом "Птица счастья".
-
Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом" 2008
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой...
-
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках литературы 2008
Статья представляет обобщенный опыт работы по организации учебно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Предлагается система заданий, способствующих развитию надпредметных умений и навыков, типы и темы исследовательских работ. Обосновывается целесообразность исследовательской деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса.
-
Зима в стихотворениях русских поэтов 2008
Интеллектуальные и духовные способности учащихся развиваются постепенно в процессе обучения. Уроки работы с лирическим произведением – одна из возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, наблюдать, анализировать, обобщать. Осторожный и вдумчивый анализ текста рождает более глубокое его понимание и сопереживание.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Сочувствие надо иметь" (по программе Г.С. Меркина и др.) 2008
Предствленная работа развивает умение наблюдать над художественным словом, показывает роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности. Формирует умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать). Привлекает внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям.
-
Литературно-экологический праздник "По страницам Красной книги Красноярского края" 2008
Проблема охраны природы очень актуальна в наши дни. В прошлом веке люди всерьез стали беспокоиться о сохранении природы. Не обошла эта беда и наш край. Красная книга содержит сведения о редких и исчезающих видах животных и растений в Красноярском крае. Литературно-экологический праздник "По страницам Красной книги Красноярского края" - это призыв к будущим поколениям сохранить уникальную природу и животный мир нашего края.
-
Интегрированный урок, 10-й класс, английский язык + русская словесность 2008
Залог успешности работы с учениками на интегрированном уроке - четкая скоординированность целей обучения двум школьным предметам, выработка единых методических подходов к обучению. Выбирая тот или иной прием или форму работы с детьми, учитель должен учитывать два аспекта - научное обоснование метода и психолого-возрастные особенности учеников. Предлагаем разработку интегрированного урока по русской словесности и английскому языку. Основным направлением организации лингворечевой деятельности учащихся на таком уроке является работа с готовым текстом и конструирование собственного.
-
Интегрированный урок, 5-й класс, русская словесность + музыка + ИЗО 2008
Учащиеся, слушая музыку, работая с картинами художников, анализируя художественный текст, приходят к выводу, что у каждой из этих областей свои средства создания образа. Но некоторые из них могут являться средством создания образов не только в одной из них (например, ритм, интонация). Учащиеся должны усвоить на таком уроке, что образ является формой чувственно-образного восприятия мира, поэтому для исследования был выбран один объект - метель.
-
Методическая разработка урока-игры по литературе "Крестики-нолики" по произведению В.Ю. Драгунского "Девочка на шаре" 2008
Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным заданием, так и все возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать, действовать, применять свои знания на практике. Основная идея конкурсов: от способности каждого зависит успех всей команды.
-
Урок-семинар по роману Н.Г. Чернышевского "Будущее светло и прекрасно…" 2008
Заключительный урок по роману Н.Г. Чернышевского "Что делать?" помогает учащимся по-новому увидеть личность писателя, выразить собственное видение будущего, осмыслить личную причастность к нему. Название урока "Будущее светло и прекрасно..." побуждает искать ответы на наиболее сложные вопросы, стоящие перед теми, кто стоит на пороге самостоятельной жизни.
-
Урок — защита творческого проекта 2008
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Хотелось бы, чтобы информационные технологии, которые изучаются на уроках информатики, были востребованы и на уроках по другим учебным дисциплинам. Поэтому цель данного проекта - применение информационных технологий в изучении литературы.
-
Сценарий урока литературы в 11-м классе по теме "Тропа Федора Абрамова и его героев" (по повести "Пелагея") 2008
Урок знакомит учащихся с биографией Ф.Абрамова, повестью "Пелагея"; учит сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявляет идейный смысл повести, авторское отношение к героям; пополняет словарный запас учащихся словами "деревенская" проза, братина.
-
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы 2008
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов.
-
Урок-экскурсия "Формулы вокруг нас" 2008
Урок-игра развивает у учащихся математические способности, имеет практическое применение. Ученики, посетив родной город, увидели повсюду применение тех формул, которые изучили на уроке. Знание формул поможет им ориентироваться в окружающей среде. Безопасность движения – одна из основных задач в школе.
-
Урок по литературе, 7-й класс. "Детский фольклор" 2008
Урок знакомит учащихся с жанрами детского фольклора, развивает творческие способности, расширяет кругозор, воспитывает интерес к изучению творческого наследия русского народа.
-
Исследовательская работа по литературе: "Пушкин и Сибирь" 2008
Цель работы: проследить связь Пушкина с Сибирью и его влияние на развитие сибирской литературы; выявить, были ли у Пушкина "сибирские корни"; в каких произведениях поэта отражена тема Сибири; очертить круг писателей, живущих в Сибири и поддерживающих связь с Пушкиным, каково было влияние Пушкина на них? Работа может быть интересна преподавателям литературы, учащимся школ, студентам.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Природа Алтая в стихах Николая Рубцова: свет, цвет, звук, запах" 2008
Урок посвящен пейзажной "алтайской" лирике Н. Рубцова. Выделяя её "составляющие": свет, запахи и т.д., приходим к пониманию природы как ЖИВОГО, изменяющегося организма, живущего в тесной связи с человеком - её неотъемлемой частью.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Культурное наследие Д.С. Лихачева. Письма о добром и прекрасном. О добре и зле" 2008
Предлагаемый материал содержит информацию о Д.С. Лихачеве, углубляет представление шестиклассников о понятиях "добро", "забота", стимулирует у детей нравственные мотивы поведения на примере выдающихся личностей, их жизни и деятельности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах" 2008
Представлен конспет урока литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"".
-
Урок литературы с использованием технологии встречных усилий и ИКТ по теме "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…" (Ф.И. Тютчев) 2008
Педагоги, преподающие литературу в старших классах, думаю, сталкивались с проблемой вводных лекций. Как преподнести ученикам события в личной и творческой жизни писателей, чтобы за датами, названиями сборников они увидели, почувствовали человека, с его радостями и бедами, надеждами и разочарованиями, взлетами и падениями? Чтобы исключить формальный подход к изучению биографий писателей, использую на таких уроках технологию встречных усилий и ИКТ. Уроки-презентации позволяют расширить рамки знакомства с судьбой, творчеством писателей, способствуют созданию целостного образа художника слова, мотивируют учащихся на творческую деятельность.
-
Конспект урока литературы по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" на тему "Судьба. У каждой собаки – своя судьба" 2008
Представлен конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Судьба. У каждой собаки - своя судьба...". По повести Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо".
-
Литературно-музыкальная композиция "Узнай меня по…" 2008
Литературно-музыкальная композиция "Узнавай меня по..." помогает ощутить женскую таинственность, очарование. Композиция в себя литературные произведения разных времен. В композиции участвуют старшеклассники.