Цель: Создать условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Задачи:
- Развивать умения художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей.
- Активизировать, творчески трансформировать умения речетворческой и коммуникативной деятельности (при помощи творческого пересказа, творческого описания, характеристики явления с помощью художественных средств, интервьюирования, выразительного чтения, консультирования, подготовки выступления).
- Развивать исследовательские умения (целеполагания, планирования деятельности, сбора материала и его обобщения, наблюдения).
Тип урока – систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения урока – коллективно-групповое исследование.
Этапы урока | Формы и виды учебной деятельности |
Содержание урока |
1. Эмоциональ-ный настрой |
Коллективная. Проблемные вопросы |
Учитель. Не подскажете ли, который час? В чем измеряется время? Если бы не было возможности обратиться к часам, как бы вы определили время? Учащиеся. По солнцу, по теням, по цветам, от события к событию. Учитель. Рассмотрите материал на ваших столах, к какому понятию (времени или событию) можно отнести эти слова? Какой это художественный прием? Разберите свои примеры. (На столах карточки с примерами олицетворений [время] течет, изменяется, тревожит, торопит) |
3. Определение темы, цели исследования |
Коллективно-групповая. Обсуждение, дискутирование |
Учитель. Попробуем понаблюдать за временем в литературном произведении. Предмет нашего исследования − рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Помогите сформулировать тему и цель исследования. Определение цели |
4. Планирование работы. Выбор способов деятельности |
Коллективная беседа |
Учитель. Что стало своеобразным отсчетом времени в пространстве рассказа? Учащиеся. Восхождение господина на корабль «Атлантида». Учитель. За какими еще временными промежутками, особенностями времени предложите понаблюдать? Давайте составим план наблюдений. (В помощь материалы с указанием временных промежутков, среди которых есть и ошибочные варианты). |
5. Актуализация знаний. Сбор нового материала |
Групповая и индивидуальная. Составление рекламного описания корабля |
Учитель. Вслед за путешественниками и вам предлагаю взойти на «Атлантиду». А группах составьте своего рода рекламный проспект, демонстрирующий достоинства корабля. Представьте от каждой группы «рекламного агента». |
Коллективная беседа |
Учитель. Почему именно этот корабль был выбран Господином? Учащиеся. Учитель. Что требует этот мир роскоши? Учащиеся |
|
Реализация индивидуального домашнего задания. Составление режима дня |
Учитель. Представим себе, что бы мог предложить капитан корабля своим пассажирам. Ученик. Рассказывает от лица капитана о возможном распорядке дня. |
|
Коллективная |
Учитель. А часы какой фирмы носил Господин? Как он ориентировался во времени? Учащиеся. По корабельной сирене. |
|
Индивидуально-групповая |
Учитель. Подберите эпитеты к слову «сирена», выберите наиболее точные. |
|
Индивидуально-коллективная |
Учитель. Обобщим наши наблюдения. Каково же время на корабле? Представьте свои материалы-записи на доске. Учащиеся. Упорядоченное, загнанное в рамки, «бессобытийное», строго распределено без учета интересов людей |
|
б) Время |
|
Учитель. Строго распределено не только время на корабле, но и маршрут путешествия Господина. |
Поисковая деятельность по тексту. Индивидуально-парная |
На какое время планировал выехать в путешествие Господин? Учащиеся. Господин мог себе позволить отдохнуть. Время Господин исчисляет материальным достатком. |
|
Групповая − межгрупповая |
Учитель. Задание на групповую работу. В какое время отправился в путешествие? Почему? Учащиеся. Время, в котором живет Господин, остановившееся, «отжившее». Он пытается убежать от зимы, от старости. Но сам Господин считает, что это начало жизни. |
|
Коллективная |
Учитель. Как понять указание И.А.Бунина на тот факт, что Господин только начинает жить? Учащиеся. Господин словно пытается управлять временем, по своей воле запускать его заново |
|
в) Отношение Господина ко времени |
Индивидуальная. Творческий пересказ. Интервьюиро-вание |
Учитель. Смог ли подчинить время Господин из Сан-Франциско? |
6. Обобщение собранного материала |
Коллективно-групповая. Синтезирование материалов |
Учитель. «Время остановилось…» утверждает И.Бунин. Каким же показано время в рассказе, по отношению к каким людям оно ведет себя так безжалостно? |
7. Индивидуализация |
Коллективно-индивидуальная |
Учитель. Каково продолжение строчки «Время остановилось… (и изменилось пространство вокруг). О каком пространстве идет речь? Какие еще пространственные рамки вы бы выделили в тексте? Какие из них вы бы хотели описать, охарактеризовать к следующему занятию. |
8. Рефлексия |
/1 м |
|
Приложение. «Обсуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”»