Цели и задачи;
- раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;
- определить значение образа Блудова болота в сюжете;
- проследить роль художественных средств изображения;
- познакомиться с болотом как объектом гидросферы;
- закрепить навыки построения топографических планов;
- познакомить с навыками передвижения и ориентирования по болоту и роли в этом компаса и местных признаков;
- закрепить представлений об осадочных органических горных породах (полезных ископаемых) и их образовании;
- познакомить с клюквой как представителем растительного мира болот.
Оборудование:
- плакаты со словами М.М. Пришвина,
- схемы образования и строения болота,
- топографическая схема Блудова болота,
- кроссворд,
- рисунки детей по мотивам рассказа,
- компас,
- торф,
- клюква.
Методы и приемы:
- слово учителя,
- аналитическая беседа,
- доклады и сообщения учащихся,
- соревнование знатоков леса,
- разгадывание кроссворда.
Ход урока
I. Оргмомент.
П. Основная часть:
1. Слово учителя
К. Г. Паустовский говорил: "Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина".
Наряду с Митрашей, Настей, их родителями и Антипычем одним из героев сказки-были выступает природа. Она принимает самое активное дружеское или враждебное участие во всех развивающихся событиях. Природа, растения и животные откликаются на радость и горе Насти и Митраши, принимают участие в судьбе детей. И сегодня мы поговорим об образе Блудова болота и выявим значение этого образа в сюжете произведения.
Но у нас сегодня не простой урок. Мы попытаемся проанализировать литературное произведение с позиций не только литературоведения, но и географии, тем более что его автор - признанный натуралист и природовед.
2. Разгадывание кроссворда.
Но прежде мы разгадаем кроссворд, составленный вашими одноклассниками.
Идет разгадывание кроссворда
3. Анализ топографического плана.
Ребята, ваши одноклассники провели не совсем обычную работу - на основе описания Блудова болота и маршрута героев произведения они составили топографический план этой местности. Сейчас наши картографы поделятся с вами опытом такой работы.
Рассказ о составлении плана местности по ее описанию.
Рис. 1.
4. Болото как объект гидросферы.
Весь сюжет произведения строится вокруг Блудова болота. Оно выступает и общим фоном, и одним из героев рассказа. Давайте попробуем рассмотреть этот объект как часть гидросферы.
Что такое гидросфера? К какой части гидросферы относятся болота?
У нас сегодня присутствуют на уроке консультатнты-специалисты в области гидросферы. Они расскажут нам о том, как образуются болота. (Заслушиваются доклады учащихся)
Одним из способов образования болота является заболачивание озера.
Вообще озеро в своем развитии проходит несколько стадий. В более влажном климате, на севере, происходит нарастание моховой сплавины, на которой поселяются другие растения. Одновременно в озерной котловине отлагаются неорганические осадки, приносимые реками, а также органические - остатки падающих на дно всевозможных отмерших организмов, образующих ил-сапропель. Глубина озера уменьшается. Прибрежная растительность продвигается к середине озера, оно постепенно зарастает и превращается в болото. Именно таким путем заболачиваются наши озера-старицы. В сухом климате происходит усыхание озер и увеличение концентрации солей. Озеро превращается в солоноватое, затем - соленое и, наконец, в соленое болото с бедной растительностью.
5. Соревнование знатоков леса.
А теперь обратимся к произведению М.М. Пришвина.
Что такое "приболотица"? Какие деревья селятся в "приболотице"?
Какие - на сухих островах в болотном "море"? Почему эти острова называются "боринами"? Как выглядят эти деревья? Чем можно объяснить такие различия?
Что такое "елань"? Есть ли в нашем крае такие объекты?
Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? Как цветет волчье лыко? Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика?
6. Рассказ о клюкве.
Что же это за ягода - клюква - и зачем она так нужна Насте и Митраше, да и всем людям? Об этом нам расскажут растениеводы.
Заслушиваются доклады учащихся.
7. Болото как кладовая Солнца.
Как возникает болото и почему оно так называется? Правда ли, что болото - кладовая Солнца?
Индивидуальное сообщение.
Послушаем нашего гидролога.
"Кладовая Солнца"
Известный советский писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота "кладовой солнца". Богата болотная растительность. А ведь каждое растение - это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, "не разряжаются", формируя торфяные залежи.
Солнце, как известно, излучает во всех направлениях огромное количество тепла и света, и часть его попадает на нашу планету. Практически вся энергия, действующая в настоящее время на Земле, кроме атомной, - это превращенная энергия Солнца. Ведь без солнечного тепла и света не могли бы расти растения, а без растений не могут жить травоядные животные и человек. Сжигая и потребляя торф, каменный и бурый уголь, нефть, природный газ, получая при этом тепло, человек также использует энергию Солнца. Ведь каменный уголь - это окаменевшие растения, которые миллионы лет назад росли на Земле благодаря солнечному теплу и свету. Органическое происхождение имеют и остальные названные здесь полезные ископаемые.
Торф - темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Содержание углерода в нем до 60%. Торф применяется как дешевое топливо.
Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, уксусную кислоту, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготовляются органические удобрения, кормовые смеси, а также изоляционные строительные материалы и т.д. "Кладовая Солнца" припасла для людей множество превосходных ценных подарков.
Торфяники имеют также большое научное значение. По смене болотной растительности, о чем свидетельствуют растительные остатки, захороненные споры и пыльца, можно восстановить закономерности изменения природных условий - климата, колебаний подземных вод - в данном районе.
А как автор рассказывает об образовании торфа?
"...болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".
Почему Пришвин называет болото "кладовой солнца"?
8. Передвижение по болоту и ориентирование.
Почему болото, куда отправились дети, местные жители называли Блудовым?
Что помогает Митраше идти по болоту?
Рассказ о компасе с демонстрацией навыков его использования.
Заслушивается доклад учащегося
Существуют определенные, выработанные практикой навыки передвижения по болоту.
Заслушивается доклад учащегося
Какие признаки использовал Митраша для движения по болоту?
- Почему елань в рассказе называется Слепой?
- Почему Митраша оказался в трясине?
- Какие слова Антипыча и какая поговорка предупреждают об опасности?
- Как Митраша из нее выбирался?
- Какой вывод можно сделать?
9. Беседа
К. Г. Паустовский писал: " Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают". "Кладовая солнца" "сверкает" эпитетами, метафорами, сравнениями. Под пером писателя благодаря олицетворениям природа оживает. Озвучьте подготовленные дома пересказы описаний природы, выделив в них указанные средства изображения. (Звучат 2-3 пересказа)
Проза Пришвина отличается ритмичностью. Вспомните, что такое ритм?
Прочитайте выразительно отрывок о сосне и ели, растущих вместе.
Запишем 2-3 предложения как стихотворение:
С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.Деревья разных пород боролись между собой
Корнями за питанье,
Сучьями - за воздух и свет.
- Какую особенность вы заметили? Ритмичность, параллелизм синтаксических конструкций.
- Для чего писатель в свое повествование вставил рассказ о ели и сосне, растущих вместе?
- Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?
- Прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Как ведет себя природа?
- Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей.
- Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит? Каково отношение автора к этому?
- Какой прием использует Пришвин при описании природы?
- Что такое олицетворение?
- Приведите примеры из текста.
- С какой целью используется этот прием?
- Сделайте вывод о роли пейзажа в раскрытии переживаний героев.
- Что говорит автор о правде жизни и в чем заключается эта правда?
- Случайно ли эти слова идут сразу после сюжета о вызволении собакой человека из болотной трясины?
Вывод: во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям!
У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:
- Я стою и расту - я растение.
- Я стою, и расту, и хожу - я животное.
- Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.
- Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
- Опираясь на землю,
- Я поднимаюсь:
- И надо мною небо -
- Все небо моё.
И начинается симфония Бетховена,
И тема её: все небо моё.
Как вы поняли эти слова?
10. Выставка рисунков.
Оцениваются рисунки ребят, выполненные по мотивам произведения.
Рис. 2.
Рис. 3.
III. Подведение итогов.
Шумом деревьев, воем зверей, пением разноголосых птиц переполнена "Кладовая Солнца". Живая природа - полноправный герой пришвинской сказки-были. Свои богатства природа раскрывает далеко не каждому. Только душевно красивый человек, наделенный чувством любви, способен увидеть и оценить окружающий его мир животных и растений.
В завершение разговора об образе природы в "Кладовой Солнца" вдумайтесь в слова М.М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:
"Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".
Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему "Охранять природу - значит охранять родину"