"А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Шестая глава. Дуэль. Онегин… убийца?…". Литература, 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока

  1. Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа.

  2. Показать важность эпизода в романе.
  3. Осмыслить данный эпизод на более высоком уровне, по сравнению с первичным его восприятием.
  4. Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.
  5. Формировать умения:

а) извлекать необходимую информацию из различных источников;

б) соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;

в) анализировать текст;

г) создавать устные монологические высказывания;

д) аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному.

Эпиграфы к уроку

Не засмеяться ль им пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
<…>
Но шепот, хохотня глупцов…
И вот общественное мненье!
<…>
И вот на чем вертится мир.

А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.

На доске: “ О! история у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю... все равно вы теряете все: расположение общества, карьеру, уважение друзей... попасться в историю! ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась!”

М. Ю.Лермонтов. “Княгиня Лиговская”.

Ход урока

  1. Слово учителя.
  2. Рассмотрим эпиграф к 6-й главе.

    Эпиграф взят из книги Петрарки “На жизнь мадонны Лауры”. Цитируя, Пушкин опустил средний стих, отчего смысл цитаты изменился. У Петрарки: “Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать”.

    Причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости этого племени. С пропуском среднего стиха возникла возможность толковать причину небоязни смерти иначе, как следствие разочарованности и “преждевременной старости души”.

  3. Беседа с классом.
  1. Какое продолжение в 6 гл. находит мщение Онегина Ленскому?
  • дуэль – тема нашего сегодняшнего урока.

Почему она закончилась трагически? Можно было бы обойтись без нее? Кто Онегин – убийца? – вот вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить в ходе урока.

Вспомним! С чего все началось? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны к Лариным, сказав, что будут только свои, Онегин согласился, а, попав на “пир огромный”, поклялся “Ленского взбесить”; танцевал с Ольгой целый вечер, тем самым вызвав ревность Ленского, который и вызвал Онегина на дуэль)

  1. В строфах IV – VII появляется новое лицо. Кто это?
  • Некто Зарецкий. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется.
  1. Найдите, какую характеристику дает ему автор – повествователь?
  2. (чтение текста)

    Итак, этот человек – секундант.

  3. Проверка домашнего задания: сообщение учащихся о том, что представлял собой дуэльный кодекс в XIX в.
  4. Начнем с определения дуэли.

    Дуэль – поединок.

    В конце сообщения раздаются раздаточные листы (Приложение 1).

  5. Работа в группах. Раздаются вопросы каждой группе: “Я – Онегин” и “Я – Ленский”. (Приложение 2)
  6. Необходимо ответить на них и озвучить состояние каждого из дуэлянтов. Сделать вывод.

  7. Просмотрите раздаточные листы (Приложение 1). Расскажите, по каким правилам проходит дуэль между Онегиным и Ленским. Нарушаются ли эти правила? Кто их нарушает?

Эти правила нарушает:

1. ЗАРЕЦКИЙ

  • Почему? – видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей.
  • Каким образом нарушает?

1. Обязан был предложить примирение – не сделал этого, так же, как и перед началом поединка.

2. Должен был составить письменные условия и строго следить за их выполнением – не сделал этого. Вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход.

3. Онегин выбирает в качестве секунданта слугу, и этот выбор должен был оскорбить Зарецкого, т.к. секунданты должны были быть социально равны, но Зарецкий лишь “закусывает губу” и ничего не говорит.

4. Мог объявить Онегина не явившимся. По прошествии 15 мин. “явившийся первым имел право покинуть место поединка, и его секунданты должны были составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника”.

Вывод: Зарецкий ведет себя не как сторонник строгих правил дуэли, а как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и шумном (т.е. кровавом) исходе.

2.ОНЕГИН

  • Каким образом нарушает?
  • 1. Секундант - слуга Гильо.
  • 2. Опаздывает на час.
  • 3. Заговаривает перед дуэлью с Ленским, что запрещено.
  • Почему? – возможно, чувствует несерьезность происходящих событий, свою вину, поэтому, может быть, сознательно идет на нарушения.

Почему Онегин не может отказаться от дуэли?

Вывод: Общественное мнение!!! Против собственного желания признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и “общественным мнением”, и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли. Боязнь быть смешным и сделаться предметом сплетен.

Привести слова М. Ю. Лермонтова (на доске).

Итак, происходит убийство (убийство – преступное лишение жизни кого-нибудь).

Можем ли мы назвать Онегина убийцей? (убийца – это тот, кто совершает убийство).

Да, но убийцей…поневоле!!! (только теперь - запись темы на доске).

Онегин не выдерживает испытание дружбой.

Чем заканчивается дуэль? Кто-нибудь наказан?

  • Cмертью, чего так хотел Зарецкий. Онегина не постигло наказание. Ленский похоронен вне кладбища, так, как хоронили на Руси самоубийц.

Итог: В 6 главе мы видим борьбу истинной природы Онегина с искусственно принятыми светскими канонами. Он “мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь”, но не делает этого.

Домашнее задание: 1. Проанализировать строфы XXXIX и XXXVII (возможные пути жизни Ленского).

2. Глава 7. Посещение дома Онегина Татьяной.

3. Как изображена Москва в 7 гл. Сравнить ее с грибоедовской Москвой, изображенной в “Горе от ума”.