Цели урока
Разобраться в причинах событий, происходящих в данной главе романа.
- Показать важность эпизода в романе.
- Осмыслить данный эпизод на более высоком уровне, по сравнению с первичным его восприятием.
- Дать историко-бытовой комментарий происходящим событиям.
- Формировать умения:
а) извлекать необходимую информацию из различных источников;
б) соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой изучаемой эпохи;
в) анализировать текст;
г) создавать устные монологические высказывания;
д) аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному.
Эпиграфы к уроку
Не засмеяться ль им пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
<…>
Но шепот, хохотня глупцов…
И вот общественное мненье!
<…>
И вот на чем вертится мир.А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.
На доске: “ О! история у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю... все равно вы теряете все: расположение общества, карьеру, уважение друзей... попасться в историю! ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась!”
М. Ю.Лермонтов. “Княгиня Лиговская”.
Ход урока
- Слово учителя.
- Беседа с классом.
Рассмотрим эпиграф к 6-й главе.
Эпиграф взят из книги Петрарки “На жизнь мадонны Лауры”. Цитируя, Пушкин опустил средний стих, отчего смысл цитаты изменился. У Петрарки: “Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать”.
Причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости этого племени. С пропуском среднего стиха возникла возможность толковать причину небоязни смерти иначе, как следствие разочарованности и “преждевременной старости души”.
- Какое продолжение в 6 гл. находит мщение Онегина Ленскому?
- дуэль – тема нашего сегодняшнего урока.
Почему она закончилась трагически? Можно было бы обойтись без нее? Кто Онегин – убийца? – вот вопросы, на которые нам сегодня предстоит ответить в ходе урока.
Вспомним! С чего все началось? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны к Лариным, сказав, что будут только свои, Онегин согласился, а, попав на “пир огромный”, поклялся “Ленского взбесить”; танцевал с Ольгой целый вечер, тем самым вызвав ревность Ленского, который и вызвал Онегина на дуэль)
- В строфах IV – VII появляется новое лицо. Кто это?
- Некто Зарецкий. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется.
- Найдите, какую характеристику дает ему автор – повествователь?
- Проверка домашнего задания: сообщение учащихся о том, что представлял собой дуэльный кодекс в XIX в.
- Работа в группах. Раздаются вопросы каждой группе: “Я – Онегин” и “Я – Ленский”. (Приложение 2)
- Просмотрите раздаточные листы (Приложение 1). Расскажите, по каким правилам проходит дуэль между Онегиным и Ленским. Нарушаются ли эти правила? Кто их нарушает?
(чтение текста)
Итак, этот человек – секундант.
Начнем с определения дуэли.
Дуэль – поединок.
В конце сообщения раздаются раздаточные листы (Приложение 1).
Необходимо ответить на них и озвучить состояние каждого из дуэлянтов. Сделать вывод.
Эти правила нарушает:
1. ЗАРЕЦКИЙ
- Почему ? – видит в дуэли забавную историю, предмет сплетен и розыгрышей.
- Каким образом нарушает ?
1. Обязан был предложить примирение – не сделал этого, так же, как и перед началом поединка.
2. Должен был составить письменные условия и строго следить за их выполнением – не сделал этого. Вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход.
3. Онегин выбирает в качестве секунданта слугу, и этот выбор должен был оскорбить Зарецкого, т.к. секунданты должны были быть социально равны, но Зарецкий лишь “закусывает губу” и ничего не говорит.
4. Мог объявить Онегина не явившимся. По прошествии 15 мин. “явившийся первым имел право покинуть место поединка, и его секунданты должны были составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника”.
Вывод: Зарецкий ведет себя не как сторонник строгих правил дуэли, а как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и шумном (т.е. кровавом) исходе.
2.ОНЕГИН
- Каким образом нарушает ?
- 1. Секундант - слуга Гильо.
- 2. Опаздывает на час.
- 3. Заговаривает перед дуэлью с Ленским, что запрещено.
- Почему ? – возможно, чувствует несерьезность происходящих событий, свою вину, поэтому, может быть, сознательно идет на нарушения.
Почему Онегин не может отказаться от дуэли?
Вывод: Общественное мнение!!! Против собственного желания признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и “общественным мнением”, и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли. Боязнь быть смешным и сделаться предметом сплетен.
Привести слова М. Ю. Лермонтова (на доске).
Итак, происходит убийство (убийство – преступное лишение жизни кого-нибудь).
Можем ли мы назвать Онегина убийцей? (убийца – это тот, кто совершает убийство).
Да, но убийцей…поневоле!!! (только теперь - запись темы на доске).
Онегин не выдерживает испытание дружбой.
Чем заканчивается дуэль? Кто-нибудь наказан?
- Cмертью, чего так хотел Зарецкий. Онегина не постигло наказание. Ленский похоронен вне кладбища, так, как хоронили на Руси самоубийц.
Итог: В 6 главе мы видим борьбу истинной природы Онегина с искусственно принятыми светскими канонами. Он “мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь”, но не делает этого.
Домашнее задание: 1. Проанализировать строфы XXXIX и XXXVII (возможные пути жизни Ленского).
2. Глава 7. Посещение дома Онегина Татьяной.
3. Как изображена Москва в 7 гл. Сравнить ее с грибоедовской Москвой, изображенной в “Горе от ума”.