Цель:
- познакомить детей с творчеством И.Талькова;
- рассмотреть жизнь певца как православного человека;
- воспитывать у детей любовь к своему Отечеству.
Форма урока: индивидуально-групповая.
Оформление кабинета: На доске потрет И. Талькова, рядом стоит стол со свечами. На экране экспозиция «Русь златоглавая», перед началом звучит музыка И. Талькова.
Эпиграф
И поверженный в бою,
Я воскресну и спою…
1-я группа:
1-й учащийся: Люди, отмеченные Богом, обладающие талантом, всегда отличались от простых смертных сверхчувствительностью, которая позволяла им заглядывать в будущее, предсказать мировые катаклизмы, революции, но и предугадать свою кончину. Особенно это удалось русским поэтам: А.Пушкину, М. Лермонтову, М. Цветаевой, Н. Рубцову, И. Тулькову и др.
2-й учащийся: И.Тальков – удивительный, ни на кого не похожий, неожиданный, кристально честный. Автор и исполнитель своих песен, композитор от Бога, освоивший самостоятельно музыку, грамоту и муз. Инструменты. Исследователь и собиратель исторических документов, мечтавший восстановить правду об истории нашей Родины, правду, которую замалчивали и искажали 70 лет. (Звучит песня «Россия»)
3-й учащийся (юноша): « …10 лет тому назад меня посетила мысль написать книгу…. Книга эта должна была называться «Эпоха возрождения». Я стал подбирать материал, документы, пропускал все через себя, я вырабатывал концепцию в отношении той эпохи, в которой нам суждено было родиться, - эпохи зла, насилия и тотальной деградации. Но случилось непредвиденное: судьба неожиданно вынесла мое творчество на сцену. Песни – кратчайший путь к сердцу и уму человека, Но мне всегда казалось, что я не могу высказаться до конца в своих концертах, поэтому выступления на сцене перерастали порой в митинги, полемику, лекции…»
4-й учащийся: Игорь знал, предчувствовал свою судьбу, он горел, освещая собой путь к возрождению России. Он торопился и успел много сделать, а в 90-х годах написал песню в память своим друзьям (звучит песня «В.Цою»).
5-й учащийся читает стихотворение:
Земля надела бурый Саван
Природа — черно-золотой
И звуки пережитой Славы
Носились мертво над тобой
О как несправедливо время
Года нам стали раздавать;
Кому-то — вековое бремя
Тебе же только 35!
Минуты горького молчанья,
Нарушил колокольный звон,
И русской Родины печальный
Донесся из могилы стон.
Не соглашусь с утратой страшной
В душе моей он будет петь!
А взгляд его печально-влажный
В глаза мне праведно смотреть.
2-я группа :
Ведущий 1: Краткие сведения из биографии И.Талькова. Он родился в г. Щекино, Тульской области….
Ведущий 2: Из воспоминаний о детстве…..
«Детство мое было счастливым, несмотря на то, что жили мы бедно, в бараках, на окраине провинциального городка. Родители старались, чтобы у нас с братом были те же игрушки, какие имели наши сверстники, хотя часто им приходилось отказывать себе в лишнем куске хлеба. Об этом я узнал позже. Отец хранил в тайне свое 12-летнее пребывание в Сталинских лагерях»…
Ведущий 3: Игорю повезло. Он еще в юности понял суть происходившего и стал внутренне свободным человеком со своим взглядом на жизнь.
Ведущий 2: В его песнях ярко нарисованное Отрочество и юность, он закончил музыкальную школу, учился в пед. институте и институте культуры, но не закончил его. Песни начал писать с 1973 г. В 1975 г. Вышел на сцену. Известность получил после песни «Чистые пруды». С 1987 года выступает как автор.
Звучит песня «Сцена»…
3-я группа учащихся.
Ведущий 1: Как же ты чувствовал нас всех, как мучился от нашей боли. За это сострадание отметил тебя Господь и избавил от подлого страха, который словно ржавый шуруп вгоняли в умную голову народа. И услышав твою «Россию», миллионы из нас замерли…и может быть впервые задумались…
Звучит песня «Россия»
Ведущий 2: Из книги И.Талькова:
Россия боль моей души
Социальные песни — крик моей души
Бой за добро — суть моей жизни
Победа над злом — цель моей жизни.
Ведущий 2: Облегчение для моей страны наступит тогда, когда люди, населяющие территорию России, прозреют и потянутся к Правде, к Свету, к Истине, к Богу.
Чтец 2:
Благодаренье Богу и хвала,
Что у России есть сыны такие,
Что не скудеет русская земля
И что взошло на небосклоне ваше имя
Так дай Вам Бог и в возрасте Христа
Коснувшись чаши, миновать Креста.
Ведущий 1: Не удалось миновать Креста певцу. Он пережил свое 33-летие и хотел многое сделать. В тот миг, когда талант его стал зрелым, когда все поэтические формальности становятся неважным, когда грешный язык был вырван и глагол начал жечь наши замирающие сердца. Он был православным человеком. Этим объяснялось сочетание несочетаемого в его творчестве.
Чтец 1:
Его убили! Кому-то это было нужно!
С ним ложь свои счеты свела.
Гитара позвала натужно.
И умерла, и умерла
Его убили – Прямо на концерте.
По залу прокатился взрыв.
Прошу вас в смерть его не верьте,
Он жив! Он жив!
Святое братство —
Мужество и верность
Хранят в себе России сыновья
И слов его земная многомерность
«Устать от правды никогда нельзя!»
Сожму гитару в памятном аккорде
Сольется звук со стоном звонаря
Россия! Ты его запомни!
Дороже жизни он ценил тебя!
Чтец 2:
И вот предстал ты перед Богом
Князь Игорь — песни русской князь
За нашу Родину молясь
Ему поведаешь о многом
Тебя уж нет, а те вдали
Кто отвести мог путь картечи
«С тобой нам было путь идти полегче», —
Сказал и бросил ком земли
Прощаемся с тобой
Задрапирован свет России
Кромешной безысходной тьмой
Молитесь об убитом сыне.
(Звучит песня «Я вернусь»)
Ведущий 1: Он вернется к нам, обязательно вернется. Будем верить в это, ведь душа человеческая бессмертна. Его жизнь и подвиг будут служить нам путеводной звездой в деле служения России, а его строки песен станут напутствием для всех православных.
В классе гаснут свечи, затихает музыка.
Учитель задает домашнее задание:
- Написать отзыв об услышанном на уроке.
- Ответить на вопрос: «Почему Игорь Тальков обращался в своих песнях к Богу?»