Урок литературы на тему "Старинный град Борисоглебск… Стоит, как страж, который век…"
Старинный град Борисоглебск
Под сводом солнечных небес,
Вблизи сияния двух рек
Стоит, как страж, который век…
(Николай Пугачёв.)
Цели:
- Познакомить учащихся с лирикой поэтов-земляков М.Беляевой и Н.Пугачёва; раскрыть многогранность их таланта, выраженного в тематике стихотворений; показать любовь поэтов к родному краю, донести до детей призыв о бережном отношении к природе; приобщить к духовной культуре родного края.
- Развивать навыки выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения, творческие способности учащихся.
- Формировать чувство уважения к родному городу, краю, к родной речи, бережное отношение к природе и традициям своего народа. Формировать чувство ответственности и гордости за родную землю.
Оборудование:
- портреты поэтов,
- выставка книг,
- рисунки к стихотворениям,
- фотографии Борисоглебска и природы Борисоглебска,
- оформленный учащимися поисково-исследовательский материал.
Методические приемы:
- выразительное чтение стихотворений учащимися,
- рассказы учителя и учащихся,
- использование мультимедиа.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Рассказы учащихся о поэтах.
- Чтение и обсуждение стихотворений.
- Тематика стихотворений:
- Словарная работа.
- Работа с иллюстрациями.
- Заключительный этап. Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя.
Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.
Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомимся с творчеством наших поэтов-земляков, проследим, как отражается тема Родины в их стихотворениях.
2. Рассказ-интервью учащегося о поэте М.Беляевой.
На экране портрет поэтессы, фотографии нашего края.

3. Чтение стихотворений и обсуждение.
К Хопру Ворона-реченька
Бежит любимой к милому,
И слышно зорькой раннею
Её игривый плеск.
Мне в роще Теллермановской
Легко, свободно дышится.
Опять к тебе вернулась я,
Родной Борисоглебск.
Звонки и парты школьные,
Учителя, товарищи.
Была любовь здесь первая,
В глазах счастливый блеск.
Я с сыновьями взрослыми
Стою у дома отчего.
Опять к тебе вернулась я,
Родной Борисоглебск.
Виски седины тронули.
Держу внучка за руку я.
Зари вечерней солнышко
Церковный красит крест.
Теперь Ворона-реченька-
Причал в последней гавани.
К тебе совсем вернулась я,
Родной Борисоглебск.
Беседа с учащимися:
- -О чём это стихотворение?
- -Какова его основная мысль?
- -Какие изобразительные средства языка использует автор?
Стихи Беляевой – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы её стихотворений самые разные: здесь история любви, трудовые будни борисоглебцев и их обычаи, щедрая природа родного края, времена года, лесные обитатели, наши четвероногие друзья. В дебютный лирический сборник “Струны души” вошли стихи, в которых с тонкостью сочетаются любовь и музыка, душевные переживания, возвращение в прошлое и стремительный полёт в будущее…
Гуляете вы с ним в саду порою.
Вы с ним смеётесь и резвитесь, как дитя,
А ревностная ржа меня всё больше точит,
Ну почему там он? Ну почему не я?
Нет сил моих перенести такую муку.
Мне ревность страстно разрывает грудь.
Он не даёт к вам протянуть и руку,
И сделать к вам навстречу шаг.
Дуэлей нет теперь, а вот напрасно:
Ему к барьеру предложил бы я.
Но вас при этом сделал бы несчастной –
Нет, не поднимется рука моя.
Меня волной захлёстывают чувства,
Порою даже и хмельной угар.
Я дорог меньше вам, чем ваш любимый,
Ваш преданный и милый…СЕНБЕРНАР.
- -Какое это стихотворение? Чем понравилось оно вам?
- -Какой приём использует автор, чтобы привлечь наше внимание?
- -Прослушайте стихотворение “Твои глаза” и подумайте: почему автор так назвала свое стихотворение?
(Ученик читает стихотворение “ Твои глаза”)
Они бывают разные.
От слёз немного красные.
Во гневе – серо-тёмные,
В постели – нежно-томные.
Коллеги знают многие –
Официально – строгие.
Луч солнца видят чистый
Становятся лучистые.
Обидишь чуть, нечаянно –
Становятся печальные.
Теплом наполнены с детьми,
С грозой – так лучше мне уйти.
Их не любить никак нельзя
Твои, любимая, глаза.
(Учащиеся отвечают на вопрос, почему автор так назвала своё стихотворение).

Рассказ учащихся о поэте Н.Пугачёве.
Родился в 1935 году в крестьянской семье. Отец – участник войны, раненый и контуженый, спустя три года после возвращения с фронта умер. Мать – простая рабочая, вырастила и воспитала восьмерых детей. Один из них наш земляк – поэт Николай Пугачёв. Окончил строительный техникум, служил в армии на Дальнем Востоке, затем – художественно – графический факультет Орловского ГПИ. Работал на стройках, в проектном институте, сотрудником районной газеты. Его стихи публиковались в областных и центральных газетах и журналах. В 1984 году вышел первый сборник его стихов “Крылатые рассветы”, а в 2000 году – “Пылающие родники”. Н. Пугачёв – член Союза военных писателей России.

Анализ стихотворений.
Мне мнится голос захудалых грядок:
-Будь добр, хозяин, наведи порядок!
Но глухо здесь, темно и нелюдимо.
И серым волком жизнь проходит мимо.
Пожухлая трава, осот стеною,
Дорожка извивается змеёю
Шершавою. И прячется в бурьянах.
И в трещинах земля, как будто в ранах.
- - Какая главная мысль этого стихотворения?
- - К чему призывает автор своих читателей?

4.Тематика стихотворений.
Особая любовь Н.Пугачёва – богатейшая природа родного края. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и каждое описание особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Крылатый рассвет”.
У Пугачёва есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков, знакомых вам не понаслышке. (Ученик читает стихотворение)
…А снега были белые, белые,
Давней юности нашей снега.
Полушалки серебряных елей,
Крутолобых сугробов стога.
А глаза голубые и светлые,
Словно ясных небес бирюза.
Переливы и песни ответные
Нам дарила округи краса.
И деревья, от снега душистые
И мелодии снега – чисты.
Согревали снежинки пушистые -
Как мечты…
Опускались те звёзды усталые
На просторы земли,
на поля,
на дворы.
Как нам часто потом не хватало
Снежных звёзд той поры!
Снежных звёзд той поры!
- - Какое настроение передает стихотворение?
- - Какие оттенки имеет снег? Глаза?
- - Какие художественные средства использует поэт?

5. Словарная работа над лексическим значением слов, запись их проецируется на экран:
крутолобых, серебряных, голубых, светлые, душистые, пушистые, усталые, снежных.
- Как называются эти слова? (эпитеты)
- С какой целью поэт использует их?
Стихотворения Пугачёва о природе – результат пристального и любовного отношения к ней. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как “у деревьев крылья есть”, “свернулась речка калачом”, “вода ключевая как мёд”. Послушайте стихотворение “В воображении иль снится…” и выделите главную мысль.
В воображении иль снится,
Что у деревьев крылья есть,
Но не летят они, как птицы,
Не потому ль, что корни здесь?
Дороже нет и мне, поверьте,
Дубов ветвистых и берёз.
И я простой обычный смертный
Корнями к Родине прирос.
Мне над Хопром в награду – просинь,
Дубравы зов и тишина.
Румяных зорь, лучистых вёсен –
Моя родная сторона.
6. Работа с иллюстрациями:
- -Рассмотрите внимательно иллюстрации к сборникам М.Беляевой “Струны души” и Н. Пугачёва “Крылатый рассвет”. Подумайте, почему именно так оформили они титульные листы своих сборников?
- -Наряду с иллюстрациями в сборнике Беляевой много фотографий Борисоглебска, родных и близких поэтессы. Как прокомментируете вы такой выбор автора?
- -Какие иллюстрации сборника особенно привлекли ваше внимание? Почему?
- -Какие стихи из сборников вы хотели бы проиллюстрировать сами? Почему?
7. Итог урока.
- -Чем проникнуто творчество наших земляков?
- -К чему они призывают своими стихами? (Беречь природу – значить любить Родину, быть Гражданином России).
- -Назовите наиболее понравившееся вам стихотворение. Почему оно понравилось больше всего? Что именно понравилось в нём: образы, рифмы, ритм, настроение, мысль?
- -Каких стихов вам не хватает? Какие бы стихи вы хотели прочесть? Нужны ли вам стихи? Зачем?
- -Что нового узнали вы сегодня на уроке?
8. Домашнее задание – творческое.
Выучить на выбор стихотворение, нарисовать рисунок к этому стихотворению, попробовать сочинить своё стихотворение.

