Старинный град Борисоглебск
Под сводом солнечных небес,
Вблизи сияния двух рек
Стоит, как страж, который век…
(Николай Пугачёв.)
Цели:
- Познакомить учащихся с лирикой поэтов-земляков М.Беляевой и Н.Пугачёва; раскрыть многогранность их таланта, выраженного в тематике стихотворений; показать любовь поэтов к родному краю, донести до детей призыв о бережном отношении к природе; приобщить к духовной культуре родного края.
- Развивать навыки выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения, творческие способности учащихся.
- Формировать чувство уважения к родному городу, краю, к родной речи, бережное отношение к природе и традициям своего народа. Формировать чувство ответственности и гордости за родную землю.
Оборудование:
- портреты поэтов,
- выставка книг,
- рисунки к стихотворениям,
- фотографии Борисоглебска и природы Борисоглебска,
- оформленный учащимися поисково-исследовательский материал.
Методические приемы:
- выразительное чтение стихотворений учащимися,
- рассказы учителя и учащихся,
- использование мультимедиа.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Рассказы учащихся о поэтах.
- Чтение и обсуждение стихотворений.
- Тематика стихотворений:
- Словарная работа.
- Работа с иллюстрациями.
- Заключительный этап. Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя.
Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.
Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомимся с творчеством наших поэтов-земляков, проследим, как отражается тема Родины в их стихотворениях.
2. Рассказ-интервью учащегося о поэте М.Беляевой.
На экране портрет поэтессы, фотографии нашего края.
3. Чтение стихотворений и обсуждение.
К Хопру Ворона-реченька
Бежит любимой к милому,
И слышно зорькой раннею
Её игривый плеск.
Мне в роще Теллермановской
Легко, свободно дышится.
Опять к тебе вернулась я,
Родной Борисоглебск.
Звонки и парты школьные,
Учителя, товарищи.
Была любовь здесь первая,
В глазах счастливый блеск.
Я с сыновьями взрослыми
Стою у дома отчего.
Опять к тебе вернулась я,
Родной Борисоглебск.
Виски седины тронули.
Держу внучка за руку я.
Зари вечерней солнышко
Церковный красит крест.
Теперь Ворона-реченька-
Причал в последней гавани.
К тебе совсем вернулась я,
Родной Борисоглебск.
Беседа с учащимися:
- -О чём это стихотворение?
- -Какова его основная мысль?
- -Какие изобразительные средства языка использует автор?
Стихи Беляевой – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы её стихотворений самые разные: здесь история любви, трудовые будни борисоглебцев и их обычаи, щедрая природа родного края, времена года, лесные обитатели, наши четвероногие друзья. В дебютный лирический сборник “Струны души” вошли стихи, в которых с тонкостью сочетаются любовь и музыка, душевные переживания, возвращение в прошлое и стремительный полёт в будущее…
Гуляете вы с ним в саду порою.
Вы с ним смеётесь и резвитесь, как дитя,
А ревностная ржа меня всё больше точит,
Ну почему там он? Ну почему не я?
Нет сил моих перенести такую муку.
Мне ревность страстно разрывает грудь.
Он не даёт к вам протянуть и руку,
И сделать к вам навстречу шаг.
Дуэлей нет теперь, а вот напрасно:
Ему к барьеру предложил бы я.
Но вас при этом сделал бы несчастной –
Нет, не поднимется рука моя.
Меня волной захлёстывают чувства,
Порою даже и хмельной угар.
Я дорог меньше вам, чем ваш любимый,
Ваш преданный и милый…СЕНБЕРНАР.
- -Какое это стихотворение? Чем понравилось оно вам?
- -Какой приём использует автор, чтобы привлечь наше внимание?
- -Прослушайте стихотворение “Твои глаза” и подумайте: почему автор так назвала свое стихотворение?
(Ученик читает стихотворение “ Твои глаза”)
Они бывают разные.
От слёз немного красные.
Во гневе – серо-тёмные,
В постели – нежно-томные.
Коллеги знают многие –
Официально – строгие.
Луч солнца видят чистый
Становятся лучистые.
Обидишь чуть, нечаянно –
Становятся печальные.
Теплом наполнены с детьми,
С грозой – так лучше мне уйти.
Их не любить никак нельзя
Твои, любимая, глаза.
(Учащиеся отвечают на вопрос, почему автор так назвала своё стихотворение).
Рассказ учащихся о поэте Н.Пугачёве.
Родился в 1935 году в крестьянской семье. Отец – участник войны, раненый и контуженый, спустя три года после возвращения с фронта умер. Мать – простая рабочая, вырастила и воспитала восьмерых детей. Один из них наш земляк – поэт Николай Пугачёв. Окончил строительный техникум, служил в армии на Дальнем Востоке, затем – художественно – графический факультет Орловского ГПИ. Работал на стройках, в проектном институте, сотрудником районной газеты. Его стихи публиковались в областных и центральных газетах и журналах. В 1984 году вышел первый сборник его стихов “Крылатые рассветы”, а в 2000 году – “Пылающие родники”. Н. Пугачёв – член Союза военных писателей России.
Анализ стихотворений.
Мне мнится голос захудалых грядок:
-Будь добр, хозяин, наведи порядок!
Но глухо здесь, темно и нелюдимо.
И серым волком жизнь проходит мимо.
Пожухлая трава, осот стеною,
Дорожка извивается змеёю
Шершавою. И прячется в бурьянах.
И в трещинах земля, как будто в ранах.
- - Какая главная мысль этого стихотворения?
- - К чему призывает автор своих читателей?
4.Тематика стихотворений.
Особая любовь Н.Пугачёва – богатейшая природа родного края. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и каждое описание особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Крылатый рассвет”.
У Пугачёва есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков, знакомых вам не понаслышке. (Ученик читает стихотворение)
…А снега были белые, белые,
Давней юности нашей снега.
Полушалки серебряных елей,
Крутолобых сугробов стога.
А глаза голубые и светлые,
Словно ясных небес бирюза.
Переливы и песни ответные
Нам дарила округи краса.
И деревья, от снега душистые
И мелодии снега – чисты.
Согревали снежинки пушистые -
Как мечты…
Опускались те звёзды усталые
На просторы земли,
на поля,
на дворы.
Как нам часто потом не хватало
Снежных звёзд той поры!
Снежных звёзд той поры!
- - Какое настроение передает стихотворение?
- - Какие оттенки имеет снег? Глаза?
- - Какие художественные средства использует поэт?
5. Словарная работа над лексическим значением слов, запись их проецируется на экран:
крутолобых, серебряных, голубых, светлые, душистые, пушистые, усталые, снежных.
- Как называются эти слова? (эпитеты)
- С какой целью поэт использует их?
Стихотворения Пугачёва о природе – результат пристального и любовного отношения к ней. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как “у деревьев крылья есть”, “свернулась речка калачом”, “вода ключевая как мёд”. Послушайте стихотворение “В воображении иль снится…” и выделите главную мысль.
В воображении иль снится,
Что у деревьев крылья есть,
Но не летят они, как птицы,
Не потому ль, что корни здесь?
Дороже нет и мне, поверьте,
Дубов ветвистых и берёз.
И я простой обычный смертный
Корнями к Родине прирос.
Мне над Хопром в награду – просинь,
Дубравы зов и тишина.
Румяных зорь, лучистых вёсен –
Моя родная сторона.
6. Работа с иллюстрациями:
- -Рассмотрите внимательно иллюстрации к сборникам М.Беляевой “Струны души” и Н. Пугачёва “Крылатый рассвет”. Подумайте, почему именно так оформили они титульные листы своих сборников?
- -Наряду с иллюстрациями в сборнике Беляевой много фотографий Борисоглебска, родных и близких поэтессы. Как прокомментируете вы такой выбор автора?
- -Какие иллюстрации сборника особенно привлекли ваше внимание? Почему?
- -Какие стихи из сборников вы хотели бы проиллюстрировать сами? Почему?
7. Итог урока.
- -Чем проникнуто творчество наших земляков?
- -К чему они призывают своими стихами? (Беречь природу – значить любить Родину, быть Гражданином России).
- -Назовите наиболее понравившееся вам стихотворение. Почему оно понравилось больше всего? Что именно понравилось в нём: образы, рифмы, ритм, настроение, мысль?
- -Каких стихов вам не хватает? Какие бы стихи вы хотели прочесть? Нужны ли вам стихи? Зачем?
- -Что нового узнали вы сегодня на уроке?
8. Домашнее задание – творческое.
Выучить на выбор стихотворение, нарисовать рисунок к этому стихотворению, попробовать сочинить своё стихотворение.