"Элементы лингвистического анализа текста на примере повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Урок развития речи в 7-м классе

Разделы: Литература


Цель:

  • Показать своеобразие повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Задачи:

  1. Обучение приёмам лингвистического анализа художественного текста;
  2. Показать мастерство Гоголя-художника слова, особенности использования изобразительно-выразительных средств в повести.
  3. Научить учащихся быть внимательными, вдумчивыми читателями.
  4. Обсудить нравственные уроки повести.

Оборудование:

  • портрет Н.В.Гоголя;
  • иллюстрации к повести, выполненные художниками (например, Е. Кибриком);
  • репродукция картины И.Е.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, которая хорошо передаёт дух гоголевской казачьей вольницы.

Методические приёмы: аналитическая беседа, пересказ, комментированное чтение, чтение наизусть.

Эпиграф к уроку: “ Писать надо сжато, рассказывать обязательно о сильных человеческих переживаниях, острых ситуациях и ярких характерах.” (Джек Лондон)

Ход урока:

Слово учителя:

- Итак, ребята, чтобы настроиться нам на беседу, я начну урок с небольшого стихотворения. Послушайте!

Казаки усядутся на брёвна
В тихие донские вечера,-
И неспешно песня повествует,
Как уходит войско на врага, как один лихой казак тоскует,
Ибо нет коня у казака…
Тут велит ему молода жена:
“Ты заложь меня да купи коня,
Врагов выгонишь – меня выкупишь”.

Помню, пронимало аж до дрожи, -
Вон, как надо дело понимать:
Родина родной жены дороже,
Родина любимее, чем мать!
Знать у казаков судьба такая,
Кровные обычаи свои:
Казаки поют об отчем крае
Чаще, чем о ласковой любви… (И. Кобзев)

- Так писал поэт о традициях вольных казаков. А как это стихотворение перекликается с повестью Н.В.Гоголя? Что их сближает?

(Ученики говорят, что объединяет эти произведения идея защиты своей Родины. Вспомним: в повести казаки погибают в бою, но последние слова их: “Пусть же славится до конца века Русская земля!”)

Учитель: Наша задача на уроке – научиться быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими читателями. Давайте проверим, кто наиболее внимательно читал повесть!

Учителем предлагаются вопросы:

  1. “Посмотрю я, что за человек ты в кулаке?” Кому принадлежат эти слова? К кому обращены? (Говорит Тарас Бульба Остапу -1 глава)
  2. Какого роста был Остап? Какой приём работает и почему используется автором? (в сажень (2,13 см) -1 глава. Автор гиперболизирует героя, Остап – настоящий Герой. Гоголь любуется его силой и мощью.)
  3. Сколько весил сам Тарас? С какой целью Гоголь преувеличивает?
  4. (“Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя…” Сделав нехитрые вычисления, ученики узнают, что Тарас весил 320кг. Конечно, Гоголь намеренно преувеличил, чтобы, возможно, показать неимоверную силу героя. Он выступает в повести как сказочный богатырь.)

  5. Как звали коня Тараса? (Чёрт - 1 глава)
  6. На каком году сыновья Тараса Бульбы были отданы в Киевскую академию? (по 12 году – 2 глава)
  7. Сколько раз закапывал Остап свой букварь? (4 раза – 2 глава)
  8. Сколько лет Остапу? (“ Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для 22-летнего, он в один миг мог вымереть всю опасность…” - 5 глава)
  9. “Терпи, казак, Атаманом будешь!” Кто и кому говорит эти слова? (Тарас Бульба Андрию – 5 глава)
  10. “Есть ещё порох в пороховницах?” Кому принадлежат эти слова? Когда они были произнесены? Сколько раз? (Тарас спрашивал у казаков, чтобы выдвинуть свежие силы. Трижды.)
  11. “Я тебя породил, я тебя и убью!” Кому принадлежат эти слова?
  12. (С этими словами Тарас казнит Андрия за предательство. – 9 глава)

  13. Сколько человек справилось с Остапом? Почему? (8 человек, герой сильный и мужественный. – 9 глава).
  14. В какую сумму оценили голову Тараса? (2 тысячи червонных – 10 глава).
  15. Сколько человек одолели Тараса? Какой приём работает? (Сила одолела силу. “Мало не 30 человек повисло у него по рукам и ногам…” Гиперболизация героя – 12 глава)
  16. “… и гордый гоголь быстро несётся по [речному зеркалу]…” Кто такой гоголь? Почему написано с маленькой буквы? О ком идёт речь? (Птица из семейства утиных)

Учитель:

- Вижу, что некоторые ребята старались быть внимательными читателями. А сейчас давайте поработаем с одним прилагательным “добрый”, посмотрим сколько значений оно имеет. Вы помните, что такое явление в русском языке называется многозначностью.

(Работа с прилагательным добрый) *

(*Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка 5-6 классы. – М.,-1997.-с.94-95)

  • “Смотрите, добрые (доброжелательные) люди, одурел старый. Совсем спятил с ума! – говорила бледная, худощавая и добрая (ласковая, нежная, любящая) мать их…”
  • “Добрый (храбрый, мужественный) будет казак!”
  • “Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело (почётное дело защиты Отечества) делают и что нет лучшей науки для молодого человека, чем Запорожская Сечь.”
  • “Ваша нежба – чистое поле да добрый (верный, красивый, быстрый, сильный) конь.”
  • “В возу были все баклаги и бочонки старого доброго (крепкое, вкусное) вина, которое лежало у Тараса в погребах”.
  • “О! Да это со временем будет добрый (грамотный, знающий своё дело), полковник”, - говорил старый Тарас”.
  • “Тут вспомнил он, что вчера кошевой попрекал кашеваров за то, что сварили за один раз всю гречневую муку на саламату, тогда как бы её стало на добрых три раза”. (На целых три раза)
  • “А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро, но не в добрый (неудачный, несчастливый) час видно наскочило”.

Учитель:

- Итак, как влияет на текст употребление прилагательного добрый в разных значениях? (Текст становится более выразительным, ярким.)

-Использование многозначности слова - это своеобразный стилистический приём. Новые смысловые оттенки значений придают языку гибкость, точность, живость.

- И.С. Тургенев писал, что “фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние…”

Чтобы понять основную идею художественного произведения, оценить его по достоинству, надо к нему “приблизиться”. Попробуем это сделать!

(Комментированное чтение 9 главы (эпизод казни Остапа и его товарищей). Начинает учитель, ребята продолжают. Обращаем внимание на отдельные слова, фразы, объясняем, толкуем.)

1-2 абзацы

- Долженствовала – устаревшая форма (возможно, используется для создания колорита старины).

- Дважды повторяется начало предложений:

Они шли… Они шли…

Мы уже встречались у Гоголя с этим приёмом при описании чайки (во 2 главе: Вон она пропала в вышине…Вон она перевернулась крылами…) Таким образом всё внимание и автора, и читателей, и толпы приковано к героям.

- Далее используется ряд синонимов:

Шли (как?) “не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью…”

Синонимический ряд помогает уточнить, дополнить представления читателя. В данном случае, чтобы показать важность и подчеркнуть трагичность момента, выделить героев.

- Почему одежда “болталась на них ветхими лоскутьями”?

(Целесообразно обратиться к толковому словарю) Узнаём, что лоскутья – это остатки одежды, ветхие – очень изношенные. Таким образом автор показывает, в каком плачевном состоянии была их одежда.

- Как показаны казаки?

(“Впереди всех шёл Остап…” Остап – предводитель, вождь. Казаки гордые, сильные духом.)

3-4 абзац

- Почему абзац начинается с риторического вопроса? (Передаётся чрезвычайное волнение автора.)

- Почему Тарас “ни проронил ни одного движения его”? (Не упустил из виду, внимательно наблюдал) Устаревшее словосочетание, в современном русском языке - не проронил ни слова (в толковом словаре подаётся как устойчивое словосочетание.)

- Что такое лобное место? (Возвышение, помост, с которого читались указы или место, где совершались казни.)

- Как вы понимаете фразеологизм “выпить тяжёлую чашу”? (Принять страдания. Фразеологизмы делают речь более ёмкой, выразительной.)

- Как небольшая речь, которую произносит Остап, характеризует героя? (Перед нами сильный духом, гордый, несломленный, непобеждённый даже в плену человек.)

- Что такое эшафот? (Помост для казни.)

- “- Добре, сынку, добре!...” Учитель обращает внимание на то, что в украинском языке сохранилась звательная форма.

- Почему Гоголь подчёркивает старость Тараса, называя его “старый Тарас”, пишет “опустил седую голову”? (Тем самым автор показывает, что потеря сына для Тараса - невосполнимая утрата. Он сразу состарился, в народе говорят: “Постарел от горя”.)

5 абзац

- “Палач сдёрнул с него ветхие лохмотья…” В словаре С.И.Ожегова находим, “лохмотья – ветхая, изорванная одежда” Какая информация добавляется к уже сказанному? (Возможно, одежда была порвана во время жестоких пыток, принятых в то время.)

- “Ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и …” О чём красноречиво говорит это многоточие? (О страшных пытках.)

- Что значит “адские муки”? (Очень сильные, невыносимые муки.)

- “дыбом поднялись волоса…” Этим фразеологизмом Гоголь передаёт состояние сильного испуга, ужаса.

- “закалиться душою…” Сделаться нравственно крепким, стойким, выносливым.

6 абзац

- “Остап выносил терзания и пытки, как исполин…” Автором используется такой художественный приём, как сравнение. Можно подобрать синонимы: великан, богатырь.

- Какие чувства испытывает Тарас? (Боль, что теряет сына, и гордость за него.)

7-8 абзацы

- “как будто стала подаваться его [Остапа] сила…” (стала уменьшаться)

“Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его…”, “И повёл он очами вокруг себя…” Обратим внимание на лексику. С какой целью используются старославянизмы?

(Устаревшие старославянские слова нужны для возвышения героя и возвеличивания его подвига. Перед нами настоящий герой, и сам автор относится к нему с уважением и восхищением.)

- “освежить силы” (подбодрить, поддержать);

- “миллион народа” (очень много).

- Почему Тарас обнаружил себя, ведь ему грозила опасность? (Он хотел поддержать товарищей по борьбе и хоть немного облегчить муки и страдания сына.)

- “Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа…” Здесь чувствуется явная ирония автора.

- “Но Тараса уже…не было…” Янкель как бы оглянулся, отвлёкся от всадников, переключил внимание на нашего героя, а потом с облегчением добавляет “его след простыл” (очень быстро ушёл, исчез) Вместе с Янкелем Гоголь переживает за Тараса.

Учитель:

- Как же в тексте работают художественные приёмы?

(В первую очередь, они помогают передать отношение Автора к происходящему и героям. Он восхищается мужеством Остапа, с пониманием и сочувствием относится к Тарасу, переживает, как бы он не попался, ироничен по отношению к военным. Автор не просто отстранённый наблюдатель, а живой человек).

Если бы мог, Н.В. Гоголь, наверно, согласился со словами американского писателя Джека Лондона, который сказал так: “Писать надо сжато, рассказывать о сильных человеческих переживаниях, острых ощущениях и ярких характерах”.

- Я думаю, что мы сегодня смогли более внимательно вчитаться в страницы повести и, надеюсь, что каждый из вас, ребята, оценил мастерство Н.В.Гоголя по достоинству, как это сделал В.Г.Белинский, который сказал так: “И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская Сечь…”

В качестве домашнего задания отобрать материал об одном из героев для подготовки к сочинению. (По группам.)

Спасибо за работу!