Цели урока:
- Образовательные: ознакомление с творчеством О.Уайльда.
- Развивающие: развитие мышления, внимания, интеллекта.
- Воспитательные: формирование эстетической культуры, чувства уважения к другим народам.
Методы обучения: беседа, исследовательский.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Материально-техническое оснащение: выставка книг О.Уайльда, рисунки учащихся по рассказу, видеофильм, портрет О.Уайльда, плакат с эпиграфом и другими высказываниями О.Уайльда.
I. Сообщение темы и целей урока.
II. Знакомство с выставкой книг.
Для детей О.Уайльд написал два сборника сказок “Счастливый принц и другие сказки” и “Гранатовый домик”.
О.Уайльд сказал о сказках: “Красота души”. Предлагаю вам прочитать эти сказки по выбору к внеклассному чтению, чтобы убедиться в этом самим.
III. Эпиграф к уроку.
“Цель искусства – поучать развлекая”
О.Уайльд.
IV. Знакомство с творчеством О.Уайльда, английского писателя
Мы познакомились с эпиграфом “Цель искусства - поучать развлекая”. Ещё О.Уайльд говорил: “Художник – тот, кто создаёт прекрасное”. А писатели – это художники слова. Кто же этот писатель, который говорил о красоте души, о прекрасном, об эстетическом чувстве?
Зовут этого писателя О.Уайльд. Родился он в 19 веке в Ирландии в городе Дублине. Его отец был знаменитым врачом, а мать писательницей, в роду которой было много писателей и поэтов. О.Уайльд закончил один из лучших университетов – Оксфордский. В 1881 году О.Уайльд написал первый свой сборник “Стихотворения” и сразу стал знаменитым. В 1887 году О.Уайльд пишет юмористический рассказ “Кентервильское привидение”. Что такое “юмор”?
Обратимся к словарю. “Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь”.
Представьте, вы поселились в доме, где обитает привидение. Вам будет весело? Почему нет? Мы с вами проведём исследование и выясним, как и зачем автор создал весёлый рассказ, в котором много страшного. Ещё рассказ “Кентервильское привидение” пронизан иронией. Что такое ирония?
Обращаемся к словарю. Ирония на греческом языке означает “притворство”. Ироническое изображение имеет двойной смысл. Важно не то, что высказано, а то, что подразумевается. В рассказе “Кентервильское привидение” автор постоянно прибегает к иронии, как в изображении героев, так и в описании событий.
V. Словарная работа.
Со значением слов “юмор” и “ирония” мы уже познакомились. Нам ещё встретятся слова, значение которых мы узнаем из того же толкового словаря С.Ожегова.
Киноварь – минерал красного цвета.
Миля – путевая мера длины.
Деляческий – практический.
Чопорный – чрезмерно строгий.
Практицизм – деловитость.
Парадокс – странное мнение, расходящееся с общественным, противоречащее здравому смыслу.
Материальный – реальный, то, что можно ощутить.
VI. Анализ рассказа “Кентервильское привидение”.
1. Давайте представим, что рассказ “Кентервильское привидение” прочитали только вы, он вам понравился, ивы хотите, чтобы его прочитали и другие. Это будет своеобразное представление рассказа. Оно будет начинаться со слов “Этот рассказ о том, как…” (учащиеся представляют рассказ).
- Молодцы!
- Я убедилась в том, что вы прочитали рассказ. А вот так представляет рассказ “Кентервильское привидение” прекрасный детский писатель, поэт и переводчик Корней Иванович Чуковский: “Раскрываю его милый рассказ “Кентервильское привидение” и меня с самого начала поражает необычайная тема рассказа. Я очень часто читал о том, как привидения пугают людей, но впервые только у Оскара Уайльда мне довелось прочитать, как люди испугали привидение. В старинный готический замок, где уже триста лет свирепствовал дух мертвеца, попали современные янки, и бедному призраку пришлось очень плохо: его зашвыряли подушками, его окатили водой, его до смерти запугали “привидением”, сделанным из метлы и тряпки. В этой весёлой балладе Оскар Уайльд взял очень старую банальную тему и вывернул её наизнанку, как мы выворачиваем перчатку или чулок…”.
- В этом рассказе автор показал блестящее владение приёмом парадокса. Что такое парадокс? Обратимся к словарю. “Парадокс – странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, а также мнение, противоречащее здравому смыслу”.
2. Работа с текстом по группам.
- Сейчас мы с вами будем искать парадоксы в рассказе.
- I группа называет чувства, которые должен испытывать человек, попавший в дом, где хозяйничает привидение.
- II группа называет чувства, которые являются противоречащими здравому смыслу, т.е. найдут парадоксы.
- Зачитать.
I группа
|
II группа (парадоксы)
|
- Какие странности вы ещё увидели в тексте?
- Продолжим исследование рассказа
Вопросы классу:
- Как проводят день обитатели замка?
- О чём они ведут разговор?
- В чем уверен посол? (За деньги можно купить всё).
- Почему янки покупают замок, зная, что там живёт привидение?
- Как новый хозяин собирается отучить экономку от обмороков? Какое слово из словаря подойдёт в этом случае? Что оно обозначает? (Практицизм).
- Во что верят американцы? (Во всё, что выпущено в Америке: в образцовый очиститель Пинкертона – непревзойдённый пятновыводитель, в масло машинное “Восходящее солнце демократической партии”).
- Согласны ли вы с тем, что Оскар Уайльд поучает читателей, развлекая их?
VII. Работа по рисункам.
VIII. Просмотр видеофильма.
- Совпали ваши представления о героях и привидении?
IX. Итог урока.
Вопросы классу:
- Понравился ли вам рассказ?
- Что вы узнали о жизни других народов?
- Доказали мы, что рассказ из страшного превратился в весёлый? Благодаря чему?
- Как вы относитесь к финалу рассказа?