Цель:
- Познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Лев и собачка”.
- Довести до осознания учениками смысла произведения.
- Развивать у учащихся творческое мышление, коммуникативные и речевые умения, воображение, совершенствовать навыки работы с текстом.
- Воспитывать в учащихся чувства милосердия, сочувствия, навыков взаимодействия.
1. Индуктор.
На доске записано слово дружба. Подберите слова-ассоциации, которые связаны со словом – дружба. (Обсуждение совпадений)
- Как вы думаете, а кто может дружить? Запишите пары животных, которые могли бы дружить.
- Возможна ли дружба сильного со слабым? Почему? (Слушание ответов учащихся, обсуждение)
- Сегодня мы попробуем найти ответ на этот вопрос и прочитаем удивительную историю о животных, которая произошла в Лондоне. А рассказал нам эту историю замечательный писатель Л.Н. Толстой. Хотите с ней познакомиться?
2. Чтение первой части текста.
- Когда вы читали I часть, какое настроение было у вас?
- Как вы думаете, что произойдет дальше? Как будут дальше развиваться события? Напишите свои предположения в первый столбик. (Дети записывают в табличку)
Что произойдет? | Что действительно произошло? |
Обсудите в группах свои предположения. Озвучьте самые интересные, по вашему мнению.
3. Чтение II части.
- Заполнение таблички. Обсуждение совпадений.
- Какое настроение было при чтении? Какие поступки животных говорят о том, что они подружились? Чем бы вы дополнили рассказ, чтобы убедить читателя в том, что лев и собачка - настоящие друзья? (Обсуждение в группах)
4. Чтение III части.
-Предположите, как отреагирует лев. (Слушание предположений)
5. Чтение IV части.
- Выпишите слова, характеризующие действия Льва после смерти собачки. Какие чувства он, по-вашему, испытывает?
- Какие чувства у вас возникают ко Льву?
6. Чтение V части.
- Что произойдет? (слушание предположений)
7. Чтение VI части.
- Почему лев так поступил? Оправдываете ли вы льва или осуждаете?
- Напишите концовку рассказа. (Афиширование)
- А вам интересно, как Л.Толстой закончил свой рассказ?
8. Чтение VII части.
- Совпала ли ваша концовка с авторской? Чья вам нравится больше?
9. Рефлексия.
- Выразите сое отношение к рассказу: каким вам показался рассказ, интересным или нет?
- Что больше всего понравилось?
- Что огорчило?
- Как бы вы теперь ответили на вопрос “Может ли дружить сильный со слабым?”
Деление текста на части:
Л.Н.Толстой. Лев и собачка. (быль)
I.
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев ...
----------------------------------------------------------
II.
тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и встала предо львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны в сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
-----------------------------------------------------------
III.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему её. Хозяин хотел отдать,
-----------------------------------------------------------
IV.
но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке..
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
-----------------------------------------------------------
V.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил ему в клетку живую собачку;
-----------------------------------------------------------
VI.
но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
-----------------------------------------------------------
VII.
На шестой день лев умер.