Урок-мастерская по литературному чтению по произведению Л.Н. Толстого "Лев и собачка"

Разделы: Литература


Цель:

  • Познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Лев и собачка”.
  • Довести до осознания учениками смысла произведения.
  • Развивать у учащихся творческое мышление, коммуникативные и речевые умения, воображение, совершенствовать навыки работы с текстом.
  • Воспитывать в учащихся чувства милосердия, сочувствия, навыков взаимодействия.

1. Индуктор.

На доске записано слово дружба. Подберите слова-ассоциации, которые связаны со словом – дружба. (Обсуждение совпадений)

- Как вы думаете, а кто может дружить? Запишите пары животных, которые могли бы дружить.

- Возможна ли дружба сильного со слабым? Почему? (Слушание ответов учащихся, обсуждение)

- Сегодня мы попробуем найти ответ на этот вопрос и прочитаем удивительную историю о животных, которая произошла в Лондоне. А рассказал нам эту историю замечательный писатель Л.Н. Толстой. Хотите с ней познакомиться?

2. Чтение первой части текста.

- Когда вы читали I часть, какое настроение было у вас?

- Как вы думаете, что произойдет дальше? Как будут дальше развиваться события? Напишите свои предположения в первый столбик. (Дети записывают в табличку)

Что произойдет? Что действительно произошло?
   

Обсудите в группах свои предположения. Озвучьте самые интересные, по вашему мнению.

3. Чтение II части.

- Заполнение таблички. Обсуждение совпадений.

- Какое настроение было при чтении? Какие поступки животных говорят о том, что они подружились? Чем бы вы дополнили рассказ, чтобы убедить читателя в том, что лев и собачка - настоящие друзья? (Обсуждение в группах)

4. Чтение III части.

-Предположите, как отреагирует лев. (Слушание предположений)

5. Чтение IV части.

- Выпишите слова, характеризующие действия Льва после смерти собачки. Какие чувства он, по-вашему, испытывает?

- Какие чувства у вас возникают ко Льву?

6. Чтение V части.

- Что произойдет? (слушание предположений)

7. Чтение VI части.

- Почему лев так поступил? Оправдываете ли вы льва или осуждаете?

- Напишите концовку рассказа. (Афиширование)

- А вам интересно, как Л.Толстой закончил свой рассказ?

8. Чтение VII части.

- Совпала ли ваша концовка с авторской? Чья вам нравится больше?

9. Рефлексия.

- Выразите сое отношение к рассказу: каким вам показался рассказ, интересным или нет?

- Что больше всего понравилось?

- Что огорчило?

- Как бы вы теперь ответили на вопрос “Может ли дружить сильный со слабым?”

Деление текста на части:

Л.Н.Толстой. Лев и собачка. (быль)

I.

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев ...

----------------------------------------------------------

II.

тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и встала предо львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны в сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

-----------------------------------------------------------

III.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему её. Хозяин хотел отдать,

-----------------------------------------------------------

IV.

но как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке..

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

-----------------------------------------------------------

V.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил ему в клетку живую собачку;

-----------------------------------------------------------

VI.

но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

-----------------------------------------------------------

VII.

На шестой день лев умер.