Жизнь и литературная судьба Зинаиды Гиппиус, 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


(Демонстрация слайдов №1 и №2 - здесь и далее слайды из Приложения 1)

Окно мое высоко над землею...
3. Гиппиус

Душа моя угрюмая, угрозная,
Живет в оковах слов.
Я - черная вода, пенноморозная
меж льдяных берегов.
3. Гиппиус

(слайд 3)

Цели урока:

  • Познакомить кратко с биографией 3. Гиппиус.
  • Оценить творческое наследие.
  • Восстановить в ряду русских поэтов.

 

Ход урока:

1. Слово учителя

Более века отделяет нас от того времени, когда в русскую литературу вошло имя Зинаиды Николаевны Гиппиус. Поэзия, художественная проза, публицистика, критика, драматургия — в каждом из этих жанров ею были созданы значительные произведения. « Как сильный, самостоятельный поэт, сумевший рассказать нам свою душу, как выдающийся мастер стиха, Гиппиус должна навсегда остаться в истории нашей литературы», - писал в 1913 году В. Я. Брюсов. Ею называли умнейшим и даровитым писателем своего времени. Однако в течение долгих лет имя Гиппиус в нашей стране было полузабытым, полузапретным, что объясняется политическими взглядами писательницы, занявшей непримиримую позицию по отношению к большевикам. Ее сочинения не переиздавались, мнения о ней были односторонние, несправедливые. То же самое можно сказать и о муже Зинаиды Гиппиус, о ее духовном спутнике и единомышленнике, крупнейшем русском писателе Д.С. Мережковском. С литературной деятельностью Гиппиус теснейшим образом связано зарождение русского символизма. Огромно было ее влияние на современников — от Блока и А. Белого до Бориса Савинкова.

Где бы ни жили Мережковские, в Петербурге или в Париже, они всегда были своего рода интеллектуальным центром. К этому следует добавить, что вокруг самой Гиппиус постоянно витали слухи, легенды, домыслы.

Итак, настала пора взглянуть на необычную личность Зинаиды Гиппиус, оценить ее творческое наследие. И главное — восстановить ее имя в ряду замечательных творцов «серебряного века».

Зинаида Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в семье юриста Николая Романовича Ее мать, Анастасия была дочерью полицмейстера. Семья часто переезжала из города в город — отец вынужден был менять места службы. После смерти отца многодетная семья часто была на грани нужды. Систематического образования в юности Зинаида Гиппиус не получила, обучение, в основном, было домашним. Но она приобрела свои разносторонние, почти энциклопедические знания самообразованием. Уже в юности она пыталась писать стихи, увлекалась музыкой, живописью, верховой ездой, вела дневники. Летом 1888 года она знакомиться с Д.С. Мережковским. 8 января 1889 года она выходит замуж. Этот брак оказался решающим событием в жизни каждого из них. Позже она скажет: «Мы прожили с Дмитрием Сергеевичем 52 года, не разлучаясь со дня нашей свадьбы ни разу, ни на один день».

(слайд 4)

Зинаида Гиппиус, будучи личностью незаурядной, неординарной притягивала, изумляла, иногда шокировала окружающих, но всегда находилась в центре внимания. Какая она была? Вот что о ней говорили писатели современники:

Бронислава Погорелова: «Соблазнительная, нарядная, особенная. Она казалась высокой из-за своей чрезмерной худобы. Пышные темно-золотистые волосы спускались на нежно-белый лоб и оттеняли глубину удлиненных глаз, в которых светился внимательный ум».

(слайд 5)

Лев Гуревич: «Гиппиус... со светлыми прищуренными глазами, в которых было что-то зовущее и насмешливое, она не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, и смущая и раздражая других».

(слайд 6)

Надежда Теффи: «Когда-то ей было дано прозвище «Белая дьяволица», и оно ей очень нравилось. Ей непременно хотелось быть злой, поставить кого-нибудь в неловкое положение.
Спрашиваю:
- Зачем Вы это делаете?
- Так. Люблю посмотреть, что из этого получится».

(слайд 7)

Георгий Адамович: «Она была необыкновенно умна. Но гораздо умнее в разговоре с глазу на глаз, когда она становилась такой, какая она есть на самом деле, без раз и навсегда принятой позы, без высокомерия и заносчивости...»

(слайд 8)

4. О чем она писала? Что было предметом ее творчества? На эти вопросы ответим ее же стихами. (слайд 9)

Тройной бездонностью мир богат.
Тройная бездонность дана поэтам,
Но разве поэты не говорят только об этом?
Тройная правда — и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог;
О человеке. Любви. И смерти.

(слайд 10)

Зинаида Гиппиус — представитель религиозного направления в символизме. Именно этим объясняется молитвенный характер некоторых ее стихов. «Я считаю естественной и необходимой потребностью человеческой природы — молитву... Поэзия - это одна из форм, которую принимает молитва... И вот мы, современные стихописатели, покорные закону человеческой природы, молимся в стихах, как умеем».

Дар
Ни о чем я Тебя просить не смею,
Все надобное мне — Ты знаешь сам;
Но жизнь мою, — то, что имею, —
Несу ныне к твоим ногам.
Тебе Мария умыла ноги
И ты ее с миром отпустил,
Верю, примешь и мой дар убогий,
И меня простишь, как ее простил.

(слайд 11)

О другом
Господь. Отец.
Мое начало. Мой конец.
Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне
Во имя Сына прошу я ныне
И зажигаю пред тобой
Мою свечу.
Господь. Отец Спаси, укрой —
Кого хочу.
Тобою дух мой воскресает.
Я не о всех прошу, о Боже,
Но лишь о том,
Кто предо мною погибает,
Чье мне спасение дороже,
О нем, - одном.
Прими, Господь, мое хотенье!
О жги меня, как я — свечу,
Но ниспошли освобожденье.
Твою любовь, твое спасенье —
Кому хочу.

(слайд 12)

Тема революции. Революция, разгон Учредительного собрания, красная диктатура воспринимались Гиппиус как святотатство по отношению к мечте о свободной России.

Блевотина войны — октябрьское веселье!!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил, — засек кнутом?!
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты...
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ не уважающий святынь!

Морозной ночью 24 декабря 1919 года Мережковские навсегда покинули Петербург... и Россию.

(слайд 13)

До самой смерти... Кто бы мог думать?
(Санки у подъезда. Вечер. Снег.)
Никто не знал. Но как было думать,
Что это — совсем? Навсегда? Навек?
Молчи, не надо твоей надежды.
(Улица. Вечер. Ветер. Дома.)
Но как было знать, что нет надежды?
(Вечер. Метелица. Ветер. Тьма.)

(слайд 14)

Эмиграцию она воспринимала как посланничество, служения. В 1927 году она писала: «Многие из нас покинули Россию не для спасения своей жизни (уехать было опаснее), а как раз для того, чтобы свидетельствовать о правде, говорить, кричать о ней. Громадная работа лежит перед эмиграцией. И работа патриотическая. Мы никогда не увидим Россию? В чужую землю нас зароют? Пускай, но пока не зарыли, будем делать наше дело, то, которое нам предназначено, которое именно мы и только мы можем делать сейчас, ибо только у нас, лишенных земли — есть свобода. И не для себя будем стараться преумножить ценности родной земли, - а для нее».

(слайд 15)

Осенью. (Сгон на революцию)
На баррикады! На баррикады!
Сгоняй из дальних, из ближних мест...
Замкни облавой, сгруди, как стадо
Кто удирает — тому арест.
Строжайший отдан приказ народу,
Такой, чтоб пикнуть никто не смел.
Все за лопаты! Все за свободу!
А кто упрется — тому расстрел.
И все: старуха, дитя, рабочий —
Чтоб пели Интер — национал.
Чтоб пели роя, а кто не хочет
И роет молча — того в канал!
Нет революции краснее нашей:
На фронт — иль к стенке, одно из двух.
Поддай им сзаду! Клади им взашей
Вгоняй поленом мятежный дух.

Долгие годы Мережковских обвиняли в том, что они ненавидят Россию, народ. Даже поддерживают фашизм, приводя фразу: «Хоть с чертом, но против большевиков...»

Нина Берберова приводит такой диалог:

- Зина, что тебе дороже Россия без свободы, или свобода без России?
- Свобода без России... Но на что мне, собственно, нужна эта свобода, если нет России. Что мне без России делать с этой свободой?

(слайд 16)

Господи, дай увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию.
Как Симеону увидеть
Дал Ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай мне увидеть
Родную мою Россию!
Она не погибнет, — знайте!
Она не погибнет, Россия!
Они всколосятся, — верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем, — верьте!
На что нам наше спасенье?
Россия спасется, — знайте!
И близко ее воскресенье!

«Антиженственность». Не странно ли, что Зинаида Гиппиус, поэтесса, женщина, обаятельная, красивая, писала свои стихи почти всегда от мужского имени? По этому поводу ходили самые разнообразные слухи. Но и сама Зинаида Гиппиус нередко сама способствовала этим домыслам. Она иногда пользовалась мужской одеждой, подписывалась мужскими псевдонимами: Антон Крайний, Товарищ Герман, Лев Пущин.

Сама Зинаида Гиппиус говорит: «В опыте само собой выходило, что с женщинами у меня складывались отношения по иному, чем с мужчинами. Мне с женщинами бьло неинтересно. Меня не интересовало то, что они думают и говорят».

Обладая острым, аналитическим, мужским складом ума, Гиппиус по своим интересам и устремлениям бесспорно возвышалась над уровнем «обыкновенной» женщины.

(слайд 17)

К одним из вечных тем относят тему любви. Однажды, Зинаиде Гиппиус Надежда Теффи сказала:

- Вы странный поэт, у Вас нет ни одного любовного стихотворения.
- Как же?
Единый раз вскипает пена
И разбивается волна.
Не может сердце жить изменой
Измены нет. Любовь одна.
- Это рассуждение о любви, а не любовное стихотворение.
Я не безвольно, не бесцельно
Хранил лиловый мой цветок.
Принес его, длинностебельный, и положил у милых ног.
А ты не хочешь... Ты не рада...
Напрасно взгляд я твой ловлю.
Но пусть! Не хочешь — и не надо;
Я все равно тебя люблю.

В желтом закате ты — как свеча.
Опять стою пред тобою бессловно
Падают светлые складки плаща
К ногам любимой так нежно и ровно.
Детская радость твоя коротка.
Ты без слов, сам угадаешь,
Что приношу я вместо цветка...
Ты угадала, ты принимаешь.

(слайд 18)

Зинаида Гиппиус и в жизни, и в творчестве пыталась обрести эту свободу. Через испытания свободой она шла по жизни, вопреки всему. Она шла в неотвратимое одиночество. Последние дни она лежала молча, лицом к стене и никого не хотела видеть. Когда - то она говорила:

И если боль ее земная мучит,
Она должна молчать.
Ее заря вечерняя научит,
Как надо умирать.
Мне - о земле болтали сказки:
«Есть человек. И есть любовь»
а есть лишь злость. Личины. Маски.
Ложь и грязь. Ложь и кровь.
Когда предлагали мне родиться —
Не говорили, что мир такой.
Как же я мог не согласиться?
Ну а теперь — домой! Домой!
  1. Белая Дьяволица, Сатанесса, кривляка...
  2. И одевалась она не так, как одевались в писательских кругах, очень по-своему, с явным намерением быть замеченной...
  3. Было время, когда она красила волосы в рыжий цвет и преувеличенно румянилась. Порядочные женщины от макияжа воздерживались.
  4. От блестящей Зинаиды шли холодные сквозняки...
  5. Зинаиду Николаевну понять нелегко. У моей жены душа темная. У моей жены душа чугунная.
  6. Жили они оба в мире идей, ни человека, ни жизни не видели и совершенно не понимали...
  7. Я всегда замечала, что все простое, милое, нежное волновало ее, и это всегда она застенчиво прятала...

(слайд 19)

Вывод. Вот такой она была, непонятной, недоступной, непримиримой, такой разной. Непонятной недосягаемой для многих. Жесткой, непримиримой, когда говорит о революции в России. Нежной, когда говорит о любви. Мудрой, когда говорит о Боге, о жизни, о смерти. Сильной, когда ее грызло одиночество.

Домашнее задание. Заучить наизусть понравившееся стихотворение.