Басня И.А. Крылова "Зеркало и Обезьяна"

Разделы: Литература


ЦЕЛИ УРОКА

  1. Продолжить ознакомление с творчеством И.А.Крылова, его басней “Зеркало и Обезьяна”.
  2. Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
  3. Познакомить с портретом И.А.Крылова кисти К.П.Брюллова.
  4. Рассказать о появлении зеркала, как необходимого в наши дни предмета.
  5. Дать представление о животных – обезьянах, их привычках, поведении.
  6. Учить выразительно читать басню.
  7. Уметь оценивать поведение героев басни.
  8. Прививать любовь к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет И.А.Крылова кисти К.П.Брюллова, портрет К.П.Брюллова, сборник “Басни” И.А.Крылова, видеокассета “Отряд приматы”, аудиокассета “И.А.Крылов “Басни”, карточки-сообщения к уроку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1) Вопросно-ответная беседа.

В. Что такое басня? (Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, лесть, ложь, жадность, глупость и др.)

В. Кто является героями басни? (Животные)

В. Чем начинается или заканчивается басня? (Моралью, выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

В. Что узнали об И.А.Крылове?

В. Когда был поставлен памятник баснописцу? (12 мая 1855 году)

В. Где? (В Санкт-Петербурге, в Летнем саду).

В. Кто скульптор? (Пётр Карлович Клодт)

В. Как он создавал памятник? (П,К.Клодт лепил зверей с натуры).

В. Какую басню изучали? ( “Мартышка и Очки”).

2) Выразительное чтение басни наизусть.

В. Почему слова “Мартышка” и “Очки” написаны с большой буквы?

В. Что в басне забавляет? Смешит?

В. Почему Мартышка решила, что люди её обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

В. Если бы не было морали, вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

3. Оценка выполнения домашнего задания.

4. Работа над новым материалом.

1) Сообщение темы урока:

- Мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова, его басней “Зеркало и Обезьяна”. Посмотрите на доску. Это портрет И.А.Крылова работы Карла Павловича Брюллова – знаменитого русского портретиста.

2) Сообщение о К.П.Брюллове: “Портрет И.А.Крылова привлекает поэтичностью изображения. Старчески одутловатое лицо с падающими на лоб и виски седыми прядями волос и нависшими бровями преображено немеркнущим светом человеческой мысли. По- домашнему прост костюм писателя. Проникновенно передал Брюллов мудрый взгляд Крылова, умевшего под покровом шутки высмеять недостатки.”

3) Сообщение учащихся об обезьянах.

- И в нашей басне Иван Андреевич высмеивает недостатки людей.

В. Прочитайте название. Как вы думаете о чём пойдет речь в этой басне?

В. Кто является героем нашей басни?

В. Что вы знаете об обезьянах? (Выступление учащихся).

Обезьяны относятся к отряду приматоВ. Большинство из них живёт на деревьях, проворно бегая по веткам или ловка перепрыгивая с ветки на ветку. Сильные гибкие пальцы помогают удерживать пищу, хватать различные предметы. Обезьяны помогают друг другу искать пищу и укрытие, защищаться от врага, иногда сообща заботятся о детёнышах.

Первые обезьяны появились 40 миллионов лет назад. А первые человекообразные обезьяны около 30 миллионов лет назад. Видимо у человека и обезьян имелись общие предки, а потом их эволюционные пути разошлись.

Обезьяны делятся на две группы: обезьяны Нового Света и обезьяны Старого Света.

Обезьяны Старого Света живут в тропических районах Африки и Азии. Они крупнее обезьян Нового Света. Но хвосты у них короче, и они не могут цепляться за ветки. У них длинный узкий нос.

Обезьяны Нового Света живут в лесах Центральной и Южной Америки. У них хвост может цепляться за ветки, помогая двигаться по деревьям и освобождая руки для еды. Носы у них намного шире.

Шимпанзе считаются ближайшими родственниками человека и самыми умными обезьянами. Они общаются между собой с помощью разных звуков, жестов и мимики. Шимпанзе могут использовать простые орудия труда, например, достать пищу с помощью палки.

Гиббоны – ловкие длиннорукие обезьяны. Быстро прыгают с ветки на ветку, а длина одного прыжка может достигать трёх метроВ.

Слово “орангутанг” на малайском языке означает “лесной человек”. Эти обезьяны действительно похожи на заросших волосами диких людей.

Гориллы – самые крупные обезьяны. Рост самца может достигать 170см. у них грозный вид. Но на самом деле это довольно миролюбивые животные. Они питаются листвой, корнями и фруктами. Агрессивный самец рычит и бьёт себя по груди.

4) Сообщение о появлении зеркала. (Выступление учащихся).

- Басня называется “Зеркало и Обезьяна”.

В. Что такое зеркало?

- Послушайте сообщения о появлении зеркала:

Долгое время предки ловили отражение в небольших отполированных до блеска медных и бронзовых пластинах.

Из Египта, где археологи обнаружили самые древние находки примерно 4 века до нашей эры, первобытные зеркала постепенно проникли в Грецию, страны Ближнего Востока, Китай, Японию.

Во времена Римской империи на гладкие металлические пластины научились наносить тонкий слой серебра или золота. Изображение стало гораздо отчетливее.

Правда, любимая многими вещица немедленно приобрела статус богатства, доступного лишь самым состоятельным модникам и модницам. В средневековой Европе такого рода роскошные подарки делали друг другу только короли и знатные особы.

Зеркала были вогнутые, выпуклые, горбатые, толстые, тонкие, словом волшебные, магические. Поэтому и в наши современные жилища вместе с каждым зеркалом входят тайна, легенда, миф и целый ворох примет на все случаи жизни.

Первые настоящие зеркала возникли в Венеции. В 1516 году братьям- стеклодувам Андреа и Доминико впервые удалось изготовить хрустальное полотно, покрытое тонким слоем серебра.

В середине 17 века венецианскую “зеркальную тайну” сумели выведать французы. Следом за ними голландцы, испанцы и немцы. Появились первые зеркальные заводы, и магическое стекло триумфально зашагало по Европе.

В. Вот какой путь прошло зеркало, прежде чем предстало пред нами в своем виде.

5) Исполнение басни “Зеркало и Обезьяна мастером слова. (Прослушивание аудиокассеты).

6) Беседа о басне.

В. Вам понравилось чтение басни? Кто кроме Обезьяны участвует в басне?

В. Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале?

В. Узнала ли она себя?

7) Словарная работа. На доске записаны слова:

ОБРАЗ – вид, облик.
КУМ – крёстный отец по отношению к родителям крестника или крестницы.
УЖИМКИ – гримасы.
САТИРА – осмеяние.
НА РУКУ НЕЧИСТ – вороват, нечестен.
ВЗЯТКИ – По словарю С.Ожегова – деньги или материальные ценности даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. Или от слова “взимать” по В.Далю.

8) повторное чтение басни зрительно.

В. Чем Обезьяна из басни “Зеркало и Обезьяна” похожа на Мартышку из басни “Мартышка и очки”?

В. Чтение вопроса №3. стр. 137. (Похожи смыслом).

В. В ком легче найти недостатки? (Себе человек всегда кажется хорошим).

В. Какие строки басни стали крылатым выражением? ( “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?).

9) чтение басни с определением пауз и ударения.

10) чтение басни шепотом.

11) Просмотр видеокассеты.

- Учёные – биологи провели опыт: поставили перед обезьянами зеркало и понаблюдали за их поведением. Давайте посмотрим.

В. Какой вывод можно сделать? (Обезьяны не понимают, что это за предмет, видят себе подобных).

5. Закрепление.

1) Чтение басни по ролям. ( Если останется время).

В. Чему учит эта басня?

В. Какие пороки людей высмеивает? (Необразованность).

6. Домашнее задание.

Выразительно читать басню. По желанию выучить наизусть.