Литература
-
Роман В.А. Каверина "Два капитана" 2009
Роман В.А. Каверина "Два капитана" занимает особое место в списке литературы, рекомендуемой для внеклассного чтения. Автор романа обладает обостренным чувством времени. Одним из первых он поднял проблемы, волнующие подрастающее поколение.
-
К юбилею великого писателя. Урок-игра "Звездный час" по повести И.С. Тургенева "Муму" (5-й класс) 2009
Урок-игра (урок обобщающего характера) - самый любимый урок учащихся среднего звена. Урок рассчитан на закрепление понятий "литературный герой" и "литературный портрет". Это урок-соревнование. Разнообразные конкурсы поддерживают у детей дух соперничества. Дети учатся рассуждать, излагать причины явлений и событий, их взаимную связь.
-
"Владимир Мономах и его литературное наследие" (6-й класс) 2009
Интегрированный урок истории и литературы. «Поучения» Владимира Мономаха как литературное наследие XII века достойны изучения в средней школе, так как воспитывают в подрастающем поколении не только чувство патриотизма, но и готовность исполнять свой долг перед Отчизной.
-
О некоторых вопросах гражданского и патриотического воспитания на уроках литературы и во внеклассной работе 2009
Работа затрагивает вопросы развития познавательной активности учащихся при изучении патриотических аспектов в русской литературе.
-
Урок-инсценирование. 9-й класс. Литература. "Суд над Митрофаном" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль") 2009
Литературное инсценирование – один из самых эффективных способов изучения литературных произведений. Театральное действие оказывает неоценимую помощь в достижении учебной и воспитательной цели уроков. Зрители и актеры становятся соучастниками действия. Неоспоримо то, что процесс познания литературных героев есть процесс познания и самих себя.
-
Трагическая эпопея построения счастливого общества в романе И.Истомина "Живун" 2009
Урок знакомит школьников с жизнью, бытом и культурой коренных народов Ямала. На территории округа проживают представители более ста различных национальностей. В рамках обеспечения регионального компонента знакомство с культурой малочисленных народов Крайнего Севера является первоочередным требованием времени.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Нигилизм и его последствия" 2009
Урок проводится после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». На уроке раскрывается понятие «нигилизм», сопоставляются взгляды Базарова. Ребята ищут ответ на вопрос, зависит ли судьба человека от его убеждений, размышляют о том, есть ли нигилизм в наше время и каковы его последствия.
-
Главное — научить быть людьми 2009
В работе идет размышление о роли семьи, литературы, музыки и искусств в жизни человека, о том, что школа может противопоставить падению нравов.
-
Урок литературы в 11-м классе. Тема: "Личность и творчество. Романтический мир А.А. Блока" 2009
Цель: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики первой книги - "Стихов о прекрасной Даме". На уроке учащиеся развивают умение слушать, анализировать, участвовать в диалоге с учителем, делать выводы, оценивать свои мысли и действия.
-
Л.Андреев. Рассказ "Кусака" "Все живое имеет одну и ту же душу…" 2009
Урок литературы подготовлен для учащихся 6-го класса. В ходе урока решались задачи воспитания чувства сострадания ко всему живому; формирования и воспитания личности, ответственности за всё, что окружает человека. На основании собственного, пока небогатого жизненного опыта ученики согласились с мнением Л.Андреева, что "Всё живое имеет одну и ту же душу...".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»" 2009
Данный урок - повторение и закрепление знаний. Он апробирован и дополнен в течение нескольких лет преподавания в школе. С помощью проблемного изложения материала обучающиеся анализируют содержание ключевых сцен, при этом формируются их познавательные и коммуникативные компетенции.
-
Познавательные задачи при изучении литературы 2009
Статья ставит своей задачей развитие познавательного интереса у обучающихся к предмету.
-
Урок литературы в 8-м классе "Знакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков из Петербурга" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор") 2009
Предлагаемый урок демонстрирует формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях, нестандартное отношение к организации образовательного процесса (расстановка учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе, интеграция).
-
Урок мужества и доброты по рассказу В.Распутина "Уроки французского" в 6-м классе 2009
Предлагаемый урок демонстрирует включенность всех учащихся в общую работу, развитие личностной рефлексии, становление активной позиции, развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, повышение познавательной активности, развитие навыков анализа и самоанализа, многомерное освоение учебного материала.
-
Опыт сопоставительного анализа стихотворений "Узник" А.С. Пушкина и "Пленный рыцарь" М.Ю. Лермонтова. 8-й класс 2009
На уроке ученики овладевают умением сопоставлять стихотворные тексты, находить общие мотивы и образы. Продолжается работа по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи лирического произведения.
-
"Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок-исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2009
Урок литературы в 5-м классе по рассказу В.П. Астафьева. Учебный материал организован таким образом, чтобы ученики имели возможность реализовать себя, продемонстрировать творческие способности, взаимодействовать и с учителем, и между собой в творческих группах.
-
Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Духовная литература. Молитва "Отче наш". А.С. Пушкин "Отец людей, Отец Небесный…". Религиозная и светская литература" 2009
Представленный урок показывает различие произведений духовной литературы и произведений светской литературы, имеющих религиозные мотивы.
-
Место и роль дидактической игры на уроках литературы 2009
Согласитесь, что литература - это не тот предмет, который может навеять скуку. Но не всегда учителю удается построить урок или внеклассное мероприятие таким образом, чтобы было не только познавательно, но и интересно, увлекательно. Всегда интересна познавательная деятельность, связанная с исследованием проблем. Материал, содержащийся в данной статье, способствует повышению теоретических знаний учителя, а приложение - практических умений.
-
Дуб в стихотворениях Н.Заболоцкого и И.Кашпурова. (Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения) 2009
Представленный урок развивает монологическую речь учащихся и совершенствует умение анализировать образы.
-
Усовершенствование навыков чтения в начальной школе 2009
В статье раскрыты некоторые приемы обучения навыками чтения в начальной школе.
-
Литературно-музыкальная композиция к 8 Марта. Тема: "Ваше величество, Женщина!" 2009
Праздничное мероприятие, подготовленное к 8 Марта подчеркивает необходимость доброжелательного отношения, любви к Женщине, Матери, способствует сплочению коллектива детей и родителей, развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал детей.
-
Урок-презентация учебного проекта по литературе. Тема: "Избранные басни И.А. Крылова" 2009
Данный проект подготовлен к 240-летию со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца.
-
Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: "Д.С. Лихачев: достояние человечества" 2009
Внеклассное мероприятие посвящено Дмитрию Сергеевичу Лихачёву - великому ученому, публицисту, преподавателю. Мероприятие проводится в форме литературного альманаха.
-
Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности учащихся в практике работы учителя-словесника 2009
Данная статья является осмыслением опыта работы учителя-словесника. Автор на ряде примеров рассказывает о различных приёмах и методах включения ребят в активную работу на уроках литературы, о заданиях проблемного характера различного уровня сложности, развивающих навыки исследовательской и творческой деятельности учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "Литературная гостиная. Всё начинается с любви" 2009
Работа представляет собой разработку интегрированного урока английского языка и литературы (литературная гостиная) по теме «Все начинается с любви» для учащихся 9-х классов. Данный урок способствует активизации интереса к русской и зарубежной литературе, прививает любовь к языку, повышает общую языковую культуру.
-
Урок литературы в 8-м классе. Анализ поэтического текста С.В. Курач "Я почему-то слов не нахожу" 2009
На уроке формируются умения и навыки анализа текста регионального компонента на лексическом уровне, развиваются коммуникативные свойства речи и навыки выразительного чтения стихотворений С.В. Курач.
-
Урок с элементами мастерской "Арифметика чувств" (по рассказу И.Бунина "Цифры") 2009
Мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе с использованием компьютерных технологий. Тема: "Русский национальный характер в рассказе М. Шолохова "Судьба человека" 2009
Данный урок помогает сформировать у подростков дух патриотизма, гордости за свою страну, восхищение русским национальным характером. Урок может быть использован и как урок внеклассного чтения, и как внеклассное мероприятие в целях патриотического воспитания школьников.
-
Внеклассное чтение. "Марийский фольклор". 5-й класс, литература. (программа VII вида, ЗПР) 2009
Урок внеклассного чтения для учащихся 5-го класса с ЗПР (программа VII вида) знакомит с марийским фольклором (народные приметы, загадки, сказки); обучает выборочному пересказу, отрабатывает навыки связного высказывания; учит доводить действие до логического конца.
-
Проектные методы обучения 2009
Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. Для успешной работы продумываются учебные цели, число участников проекта, сроки выполнения, источники информации, жанр проекта.