ЦЕЛЬ:
Оборудование:
- ОК "Историческая эпоха".
- Высказывания современников о Толстом (на доске).
- Портреты Л. Н. Толстого кисти К. Н. Крамского и И. Репина.
- Фотографии на тему: "Увлечения Л. Н. Толстого".
- Музыкальное сопровождение (русская народная песня "Дубинушка", соната
- Бетховена № 14, "Аве Мария" Шуберта).
- Выставка книг о Толстом.
- Стенд "Ясная поляна".
- Книжка-эпиграф, состоящая из 7 страниц:
- Толстой - это целый мир:
- Максим Горький.
- Толстой и история.
- Толстой и современники.
- Толстой и живопись.
- Толстой и музыка.
- Увлечения Толстого.
- Толстой и Ясная Поляна.
- Запись голоса Л. Н. Толстого
План урока:
Толстой - это целый мир:
М. Горький
1. Вступительное слово учителя.
2. Отчет творческих групп (историков, искусствоведов, экскурсоводов) о проделанной работе.
Критерии оценки работы творческих групп:
* Постановка цели;
* Наличие наглядности;
* Подведение итогов.
3. Вывод.
ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы приступаем к изучению жизни и творчества Л. Н. Толстого, писателя мирового значения. Огромно наследие этого гиганта русской литературы. Но не об этом хочется говорить с вами сегодня. Мы будем глубоко изучать его произведения, со многими знакомиться. Это все впереди. Мне думается, что не менее интересно будет, если мы в нашей первой беседе поведем разговор о Льве Николаевиче Толстом как о человеке.
Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, записанную на доске, и постарайтесь определить, какая цель сегодня стоит перед нами?
Дать очерк жизни и творчества писателя;
Раскрыть его характер, богатый внутренний мир.
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова М. Горького. См. нач. консп.. В связи с этим хочется задать вам вопрос, который станет для вас проблемным:
"Каким вы видите мир Толстого? Каким предстал Толстой перед вами как человек?" (записать)
В конце урока мы вернемся к поставленному вопросу.
Итак, мы начинаем листать страницы жизни Льва Николаевича Толстого, а помогут нам это сделать три Творческие группы: историки, искусствоведы, экскурсоводы, которые получили опережающие задания.
Учитель переворачивает первую страницу книжки-эпиграфа "Толстой и история".
II. Отчет творческих групп.
Папка историков
Цели:
- Выяснить, свидетелем каких исторических событий был Толстой;
- Определить круг знакомств писателя.
Звучит доклад ученика на тему: "Толстой - свидетель важных исторических событий" (работа с внутренним кругом опорной схемы см. рис. 1). В конце выступления прослушивается отрывок из статьи Л. Н. Толстого "Не могу молчать" (читает автор).
Заслушивается сообщение учащегося о взаимоотношениях Толстого и современников.
Работа с внешним кругом
Произведения Толстого являются продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. В свою очередь литературное наследие Толстого оказало большое влияние на писателей конца 19 - начала 20 веков (русских и зарубежных). Многие испытали на себе благотворное влияние творчества Толстого.
Крупные поэты: Тютчев, Некрасов, Минаев, Фёт, Блок:
I. "Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святости - живет среди нас", - писал А. Блок.
Литературные критики: Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др. .
II. Чернышевский отмечал: "Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства: останутся всегда существенными чертами его таланта:"
Представители других народов России: Хетагуров, Церетели, Шевченко:
Известные ученые: Сеченов, Пирогов, Менделеев, Боткин, Мечников:
III. Сердечно приветствую художника и человека, славу и гордость своей страны.
Зарубежные писатели: Стендаль, Жорж Санд, Мериме, Бальзак, Ромен Роллан: Таким запомнили они Толстого.
IV. Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнима.
Т. Манн.
V. Едина была трагедия его искусства и его жизни.
Ромен Роллан
В молодости Ромен Роллан собирался стать педагогом-историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И он обратился за советом к Толстому, прежде чем сделать окончательный выбор. Письмо это и решило его судьбу.
Русские художники: Репин, Перов, Шишкин, Суриков.
VI. Лев Николаевич Толстой как грандиозная личность обладает поразительным свойством создавать в окружающих людях свое особое настроение:
Репин
Гениальные композиторы: Римский-Корсаков, Чайковский, Балакирев:
VII. Чайковский, восхищаясь, писал: "Более, чем когда-либо, я убежден, что величайший из всех: писателей-художников есть Л. Н. Толстой".
Тесно общались с Толстым известные режиссеры, актеры: Садовский, Мочалов, Щепкин, Станиславский, который вспоминал:
VIII. "Какое счастье жить в одно время с Толстым!"
И, конечно же, русские писатели-классики: Тургенев, Щедрин, Чехов, Горький:
IX. Когда я пишу, я всегда имею Вас перед собою и, таким образом, как бы советуюсь с Вами.
Лесков
X. Мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким:
Короленко
XI. Великая надежда русской литературы.
Некрасов
Вывод: Таким образом, все высказывания помогают нам понять мировое значение Толстого как писателя, как личности, каждое из них выделят особую грань его творчества.. Из вышесказанного становится ясно, что "он собой, своим духовным богатством, великим своим талантом, помимо воли, одарял всех, кто с ним соприкасался!"
Папка искусствоведов
ЦЕЛИ:
- Подготовить описание портрета Л. Н. Толстого кисти Ивана Николаевича Крамского и И. Е. Репина;
- Выяснить, какую музыку любил Л. Н. Толстой;
- Рассказать об увлечениях Толстого.
Первый ученик описывает портрет Л. Н. Толстого кисти И. Н. Крамского;
Второй ученик рассказывает о портрете Толстого кисти И. Е. Репина;
Третий ученик сообщает о музыкальных пристрастиях писателя, используя материалы фотовыставки: "Л. Н. Толстой за роялем", "Ноты вальса Л. Н. Толстого", список любимых произведений Толстого. Сообщение докладчика чередуется с прослушиванием отрывков любимых музыкальных произведений Толстого ("Аве Мария" Шуберта, народная песня "Дубинушка", соната Бетховена №14)
Звучит заключительное выступление учащегося об увлечениях Льва Николаевича Толстого. Рассказывая, он пользуется следующими иллюстрациями: "Л. Н. Толстой на прогулке", "Л. Н. Толстой на верховой прогулке с внуком Ильей", "Л. Н. Толстой играет в теннис", "Л. Н. Толстой на катке в московской усадьбе", "Толстой перед велосипедной прогулкой", "Л. Н. Толстой играет в шахматы с В. В. Чертковым".
Вывод: Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что Толстой - это уникальный человек, человек - алмаз, раскрывающий перед нами различные грани своего мощного таланта.
Папка экскурсоводов
ЦЕЛЬ:
- Рассказать о судьбе Ясной Поляны;
- Совершить заочную экскурсию в Ясную Поляну.
Звучит сообщение ученика о судьбе Ясной Поляны.
Второй докладчик работает со стендом "Ясная Поляна":
Фото 1. Дом Л. Н. Толстого. У дома старый вяз "дерево бедных". Под ним ожидали Толстого бедные люди, приходившие с различными просьбами.
Фото 2. Толстой пользовался "комнатой под сводами", как своим рабочим кабинетом, в общей сложности около 20 лет: С конца 1862 по 1864 гг. в "комнате под сводами" был кабинет Толстого. Здесь созрел план и написано начало "Войны и мира": С 1887 до 1902 года в этой комнате снова был кабинет Толстого и в нем, а отчасти в Москве, были написаны: "Царство божие внутри вас", "Отец Сергий", "Живой труп", "Воскресение".
Фото 3. Это кабинет писателя последних лет. Тут он создал ряд своих произведений: "После бала", "Не могу молчать", "Ходынка".
Фото 4. Самая большая комната дома - зал. Здесь очень часто принимали именитых гостей: И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. М. Горького, И. Н. Крамского, Марию Рильке, Поля Буайе и др..
Фото 5. Уголок "серьезных разговоров". Здесь в уютной обстановке велись разговоры на различные темы.
Фото 6. "Прешпект" - любимая березовая аллея Толстого, по ней писатель совершал пешие прогулки, по ней поедет Андрей Болконский в родовое имение "Лысые Горы".
Фото 7. Спальня Толстого. В этой комнате ночью 28 октября 1910 года Толстой принял окончательное решение навсегда уехать из Ясной Поляны. "Лег в половина 12,- записывает он в дневнике.- Спал до третьего часа. Проснулся и опять, как прежние ночи, услыхал отворяние дверей и шаги. :Это Софья Андреевна что-то разыскивает, вероятно читает: Хотел заснуть, не могу, поворочался около часа, зажег свечу и сел: Не могу лежать и вдруг принимаю окончательное решение уехать. Пишу ей письмо, начинаю укладывать самое нужное, только бы уехать:"
Фото 8. Могила Л. Н. Толстого. Похоронили Толстого в Ясной Поляне, в лесу Старый Заказ, на краю оврага, на "месте зеленой палочки", как и завещал писатель.
Стефан Цвейг писал: "Во всем мире нет более поэтичной: покоряющей своей скромностью могилы, чем эта. Маленький зеленый холм среди леса, украшенный цветами: ни креста, ни надгробного камня".
Вывод: Обобщить вышеизложенное можно словами Л. Н. Толстого: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и свое отношение к ней".
III. Итоги.
Учитель закрывает последнюю страницу книжки-эпиграфа и возвращается к первой.
Льва Николаевича не стало. Но какой богатый и интересный мир он подарил нам в своих произведениях!
Вернемся к вопросу, который был поставлен перед вами в начале урока. См. выше.
* Заслушиваются варианты ответов учащихся.
Таким образом, мир Толстого необъятен!
Это волшебный мир музыки и искусства, мир смирения и протеста, мир поиска и ошибок, мир тревог и разочарований. Центром этого мира является честное, искреннее сердце Толстого, бьющееся в такт времени.
Запись слов Л. Н. Толстого:
"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".
Так жил Толстой, так живут его любимые герои, так должен стремиться жить каждый порядочный человек.
И хотя окончилась эпоха Толстого, но не закончилась его власть над людьми. Люди и народы вновь и вновь обращаются к нему, ищут разрешения своих личных вопросов, идут, желая разобраться и понять себя, свою жизнь, свое время и общество.
Домашнее задание.
Написать ответ на вопрос: "Каким предстал Толстой перед вами как человек и писатель?"
Заполнить таблицу "Жизненная программа Л. Н. Толстого и ваша.
Программа Л.Н. Толстого | Программа десятиклассника |
Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете | |
Изучить практическую медицину и часть теоретической | |
Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский | |
Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое | |
Изучить историю, географию и статистику | |
Изучить математику, гимназический курс | |
Написать диссертацию | |
Достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи | |
Написать правила | |
Получить некоторые познания в естественных науках | |
Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать |
Приобретенные навыки:
Знать:
- Биографию Л. Н. Толстого;
- Знать содержание программных произведений, им написанных;
- Современников Толстого;
- Исторические события, участником которых был Толстой;
- Круг интересов писателя;
- Осознание роли Л. Н. Толстого в мировой литературе.
Уметь:
- Находить материал по теме и систематизировать его;
- Обобщать и делать выводы;
- Отвечать на поставленные вопросы устно и письменно;
- Уметь подготовить публичное сообщение.
Особенность роли учителя:
Эмоциональное вступительное слово учителя в начале урока сочетается с незначительными комментариями в процессе работы. Завершает урок яркое, пафосное слово преподавателя о величайшем писателе всех времен и народов.
Каталог ресурсов Интернета и список используемой литературы по теме:
- С. А. Шинкарчук. Литературные усадьбы. Справочник школьника. -Санкт-Петербург., 2008.
- А. И. Поповкин. Лев Толстой в портретах, иллюстрациях, документах. -М., 1961.
- Ф. И. Кулешов. Л. Н. Толстой. -Минск., 1978.
- А. А. Сурков. Краткая литературная энциклопедия. -Москва., 1972.
- Д. С. Лихачев. Русские писатели. Библиографический словарь. Справочник учителя. -М., 1971.
- С. М. Петрова. История русской литературы. XIX в. (вторая половина). -М., 1978.
- И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 кл., I-II пол., М.: "Вако", 2006.
- Л. В. Блохина. МХК. -Минск., 2002.
- А. Б. Гольденвейзер "Лев Толстой и музыка" Воспоминания (в соавторстве с Н. Н. Гусевым, 1958).
- http://ilya-repin.ru/master/
- http://www.rusarchives.ru/muslib/
- www.tolstoymuseum.ru
- www.yasnayapolyana.ru
- www.koob.ru/tolstoy_l/
- http://www.classicmp3.ru/download.php?id=395485
- http://download.muzoff.ru/m3_files/615/61536/fedor_shalyapin