Тип урока: урок самостоятельного действия.
Модуль 1. Мотивация
– Ребята, скажите, вы любите мечтать?
– Расскажите, о чём вы мечтаете чаще всего?
– А что это значит?
– Придумывать будущее. А есть ли что-либо общее между тем, чтобы придумывать будущее и придумывать прошлое?
Мы с вами имеем дело тоже с мечтателем – писателем-историком. Его способ мечтания – это словесные картины. И мы с вами имели возможность убедиться, что Алексей Толстой – мастер словесных картин. Давайте вспомним, какие картины мы можем представить, читая его роман:
– “прокисшая изба” – старая крестьянская изба;
– “иголка протыкает щёку, а сорванец даже не морщится” – мальчишки ловят рыбу;
– “тяжёлая шапка Мономаха съехала на ухо” – маленького Петра показываю стрельцам.
Модуль 2. Постановка задания
Основой сюжетного движения становится динамика образа Петра: превращение “волчонка”, нескладного подростка, “длинного вымазанного в грязи и пороховой копоти, беспокойного вьюноши” в большого государственного деятеля, гениального реформатора.
Образ Петра раскрывается во взаимодействии с другими персонажами романа. Этот роман отличает сложная система образов, включающая в себя исторические лица и вымышленных персонажей из всех слоёв общества. Рассказывая историю их жизни, автор переносит действие из царского дворца, Гранатовитой палаты или Успенского Собора в немецкую слободу, боярскую усадьбу или курную избу, в военный лагерь или пыточный застенок. Алексей Толстой наделён редким, но необходимым для исторического писателя даром пластического изображения, мастерством словесной живописи. Подробности одежды, бытового окружения выписаны очень тщательно. Но все эти вещественности окружающего мира – это умение видеть все пятна на камзоле Петра – лишь служат задаче тонкой психологической характеристики героя.
Голландское платье Петра, короткие бархатные башмачки князя Василия Голицына – предметные символы характеров; “новый бараний полушубок, крытый синим сукном” – опредмечивает превращение нищего холопа Ивашки в именитого купца Ивана Бровкина.
И, конечно, вам не трудно будет догадаться, чей портрет я вам сейчас представлю:
“Долговязый, как жердь; неуклюжий, будто одетый не по росту; с журавлиными ногами, тонкими и худыми, с косолапым ступнями; но с взглядом надменным, гордым, бешеным”.
Открывается портрет Петра I.
Сегодня этот урок будет проводить с вами сам царь Пётр Алексеевич.
И не просто урок, а ассамблею – светский вечер с развлечениями.
И поэтому сейчас вы выйдите из класса на 1 минуту, а вернётесь сюда уже другими людьми – приближёнными царя, приглашёнными на ассамблею.
Учащиеся выходят из класса.
Мебель расставляется для 4 групп.
Звучит музыка.
Учащиеся приглашаются в класс.
Помните, что вы должны приветствовать царя.
Все рассаживаются в группы.
А теперь царь Пётр потребовал развлечений. И из нашего предыдущего разговора самые искушённые из вас догадались, что сегодня этим развлечением будут “Словесные картины”.
Каждая группа гостей должна будет подготовить загадку, шараду об одном очень близком Петру человеке. А царь и все остальные гости должны будут эту загадку разгадать. Зашифруйте с помощью словесных образов одного из героев романа:
– как раскрывается герой в сюжете;
– как воспринимается герой другими действующими лицами романа;
– какие детали внешнего облика часто повторяются автором;
– “я всегда ищу движения, чтобы мои персонажи говорили о себе языком жестов” (А.Толстой).
Карточки с заданиями для групп:
1. Александра Бровкина
Дочь бедного крестьянина – жена мелкопоместного дворянина – “Московская Венера”.
“Эту боярыню Волкову семь лет назад Санькой звали, сопли рваным подолом вытирала”, “это был портрет боярыни Волковой неслыханной красоты и неслыханного соблазна… Венус, чистая Венус! Вот и знатно, что из-за неё кавалеры на шпагах дерутся и есть убитые…”.
2. Алексашка Меншиков
“…Уйдём с цыганами бродить.
А то наймёмся к купцам чего-нибудь делать.
Я бы давно убежал, товарища не находилось”
3. Лефорт
Что обозначает цвет глаз – кн.1, гл.2., ч.3 “нарядный человек в пышно завитом парике”, “бледно-жёлтые” (жена Лефорта), история с музыкальным ящиком кн.1, гл.2, ч. 8, “чёрные, неподвижные” (умирающий Лефорт).
4. Анна Монс
“Но Анхен – очень умная девочка. Она сделала красивый поклон и сказала: “Ваше величество, я тоже умею петь и танцевать, но, увы, если вы пожелаете посмотреть, что внутри у меня, отчего я пою и танцую, – моё бедное сердце, наверное, после этого будет сломано”.
***
“Ах, променяла бы всё на безмятежную жизнь. Чистенький домик, солнце лежит на восковом полу, приятно пахнут жасмины на подоконниках, пахнет из кухни жареным кофе…”
Выполнение задания.