Цели и задачи урока:
- Продолжить знакомство с произведениями С. Козлова.
- Учить анализировать текст, рассуждать, мыслить.
- Закрепить знания о выразительности и изобразительности интонации.
- Развивать устную речь, мышление. Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.
- Воспитывать культуру общения на уроке, чувства ответственности за других, тех, кто рядом. Формировать нравственные качества.
Оборудование урока:
- Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 4 класс, 2 часть.
- Портрет С. Козлова. (Приложение 1)
- Выставка книг С. Козлова. (Приложение 2)
- Картинки с изображением Ёжика и Медвежонка.
- Магнитофон, кассета с записью С. Рахманинова «Вокализ».
- Запись песни «Песня о дружбе» (Приложение 3).
- Опорные слова (Приложение 4).
- Синтезатор.
- Самоанализ урока (Приложение 5)
Оформление доски:
|
14 апреля. Выразительные и изобразительные интонации. С. Козлов «Если меня совсем нет».
|
Опорные слова |
Для выставки:
Книги С. Козлова: Ежик в тумане. Осенняя рыбалка. Страшный, серый, лохматый. Как львенок и черепаха пели песню. Как ежик и медвежонок встречали новый год. Трям! Здравствуйте! Золотая липа. Зимняя сказка. Как ежик и медвежонок небо меняли. Волшебная травка зверобой. Новогодняя сказка. Старичок - лесовичок. Лунная дорожка. Правда, мы будем всегда? Поросенок в колючей шубке. Австралийская пегая.
Присутствовали: учителя начальной школы, учителя – предметники гимназии.
План урока:
№ п/п |
Этап урока |
Время в минутах |
1 |
Музыкальное приветствие. |
1 |
2 |
Сообщение темы, задач и целей урока. |
1 |
3 |
Проверка Д/З. |
5 |
4 |
Подготовительная работа. Прослушивание музыки. Беседа. |
10 |
5 |
Работа с выставкой книг. |
2 |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА |
||
6 |
Чтение сказки С. Козлова. |
5 |
7 |
Анализ произведения. |
10 |
8 |
Работа с иллюстрацией в учебнике. |
5 |
9 |
Исполнение «Песни о дружбе» |
3 |
10 |
Итог урока. Работа с пословицей. |
2 |
11 |
Домашнее задание. |
1 |
Итого по времени |
45 |
Ход урока.
1. Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
- Сегодня у нас с вами снова необычный урок. Урок музыки и литературного чтения.
2. Сообщение темы, задачи и цели урока.
- Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас. Будем учиться определять характер музыки и характер героев произведения. Тема нашего урока записана на доске.
3. Проверка домашнего задания.
а) Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака» стр. 140. (2-3 чел.)
б) Итог д/з.
- О чем же это стихотворение? (О вечности жизни на Земле)
- Какое переживание лирического героя становится главным?
(Размышление о жизни. Жизнь человеческая коротка. Пройдут века, а жизнь на Земле продолжится. Многое изменится: нас не будет, но Жизнь останется для других.)
4. Слушание и анализ музыкального произведения.
- Вы хорошо поработали над стихотворением, и теперь, когда вы поняли характер произведения, попробуйте представить ту музыку, которая смогла бы передать такие же чувства. Давайте разберём её характер по средствам выразительности: мелодия, лад, регистр, темп, ритм, динамика.
- А теперь послушаем одно музыкальное произведение. С. Рахманинов «Вокализ».
- Как вы думаете, совпадают ли эти 2 произведения по характеру?
- А по средствам выразительности?
- Какие чувства вы испытали, когда слушали музыку?
- На предыдущем уроке мы говорили об интонации в музыке.
- Что такое интонация? (Выразительность музыки)
- Какие бывают интонации? (Выразительные и изобразительные)
- А какие интонации вы услышали в этом произведении? (Выразительные, музыка выражает чувства человека)
- Какие точные интонации? (Грустные, печальные, светлые; тоска, одиночество)
- А, на мой взгляд, эта музыка по характеру больше подходит к произведению, с которым вы познакомитесь дальше.
5. Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены книги с произведениями С. Козлова. Давайте вспомним, какие произведения этого автора мы уже читали.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(исполняются танцевальные упражнения под музыку)
6. Чтение нового произведения подготовленными учениками (по ролям). Стр. 141 – 144. (Учебник литературного чтения Н. А. Чураковой 4 класс, 2 часть.)
- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением С. Козлова. Снова встретимся с его героями - Ёжиком и Медвежонком.
- Вспомните этих героев. Какие они? (Это неразлучные друзья, очень добрые, фантазеры)
7. Анализ произведения.
- Как вы думаете, что происходит с Ёжиком? (Он переживает за Медвежонка)
- Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком? (Боязнь одиночества, переживание за близкого)
- Можно ли сказать, что Медвежонок глупый?
(Нет, так нельзя сказать.)
- Почему он никак не понимает, о чем ему говорит Ёжик?
(Потому что друзья все время вместе; и Медвежонок не может себе даже представить, как это быть одному и без Ёжика.
В тексте есть отрывок:
- Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
- А ты где?
- Меня нет.
- Так не бывает).
- Найдите ГЛАВНЫЕ слова Медвежонка, которые объясняют его непонимание?
(Мы друг у друга есть. Ты должен быть или у меня, или у себя дома. Если тебя нет, то и меня нет).
- В каких словах Медвежонка можно проследить о том, что Ёжик очень дорог ему?
(Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду.
Побегу в соседний лес.
Переверну все вверх дном, и ты отыщешься).
- Вы ведь понимаете, что Ёжик и Медвежонок у С. Козлова очень разные. Почему же они вместе?
(Они всегда рядом, дополняют друг друга, как единое целое. Они оба любят смотреть на ночное небо, месяц. Любят мечтать. У них есть общие интересы, им друг с другом очень комфортно, приятно находиться рядом).
- Что случилось с Медвежонком в конце сказки?
(Он рассердился, а, может, задумался)
- Как вы думаете, зачем автор начинает и заканчивает сказку изображением ночного пейзажа?
(Потому что обычно ночью легко думать, размышлять, мечтать, т.к. ничто не отвлекает.)
- Что в этом пейзаже главное?
(Холодный свет луны, поднявшейся над лесом, разливающей свой свет на неразлучных друзей)
- О чем он заставляет задуматься?
(О смысле жизни, о значимости одного человека для другого, о ценности дружеских отношений. Очень важно знать, что ты кому-то необходим, чувствовать поддержку кого-то, чью-то любовь, тогда и жить становится легче и есть цель в жизни, ради которой стоит жить).
- Какие синонимы можно подобрать к слову ДРУГ? (Приятель, дружок, товарищ).
- Какие бывают друзья? (Верные, настоящие, преданные).
- Что значит быть настоящим, преданным, верным другом?
(Быть рядом, когда это необходимо, помогать в трудные минуты, не предавать).
- Трудно быть настоящим другом? (Да, трудно)
- Можно ли научиться быть хорошим другом? (Можно и нужно)
- Какие пословицы подойдут к нашему произведению?
- НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ.
- Есть ли какая-то связь между стихотворением Ф. Тютчева и сказкой С. Козлова?
(Есть. И в стихотворении и в сказке прослеживается мысль вечности. Нас не будет, но жизнь продолжится, и такие чувства, как дружба и любовь останутся всегда. Поэтому необходимо ценить то, что мы имеем, наслаждаться каждым мгновением, проведенным с близкими нам людьми. Неважно, кто это - близкий человек или просто друг).
8. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями.
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Удалось ли художнику передать все то, что передал С. Козлов в своей сказке?
9. Исполнение «Песни о дружбе» слова В. Потоцкого, музыка В. Иванова.
Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы наверное Земля.Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Оттого, что слишком долго нету нас.Ты да я, да мы с тобой.
Ты да я, да мы с тобой.
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба с нами остаётся навсегда.
10. Итог урока.
- О чем же заставляет задуматься С. Козлов? (О дружбе, преданности, верности, о ценности дружеских взаимоотношений).
- Какие чувства вы испытываете после урока?
- Что для себя взяли?
11. Д/З. стр. 141-144, подготовиться читать по ролям. Нарисовать героев сказки.