Организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях курса по выбору "Жизнь моя - Россия". (Творчество В.Шукшина в контексте русской культуры)

Разделы: Литература


В государственном стандарте первого поколения отмечается, что профильная школа позволяет в большей степени организовать исследовательскую деятельность учащихся. И задача учителя на занятиях элективных курсов - поставить перед старшеклассниками проблемы, практически ещё не решенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании. И ребятам очень важно научиться видеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений. Так, к примеру, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне небольших открытий, сделанных самостоятельно учащимися. Организация творческой деятельности старшеклассников на предпрофильном уровне– первоочередная задача учителя литературы.

Курс по выбору «Жизнь моя – Россия» (Творчество В.М.Шукшина в контексте русской культуры), в основу которого положена часть программы Н.Г.Обидиной ( в кн. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11классы. Изд. Айрс Пресс, Москва, 2007 г.), позволяет воспитывать у школьников интерес к творчеству нашего великого земляка, любовь и уважение к малой родине через организацию, в частности, исследовательской деятельности учащихся.

Неугасающий интерес как самой широкой читательской аудитории, так и специалистов к творчеству Шукшина продолжает расти.  Сегодня с уверенностью можно сказать, что произведения писателя остаются “фактом духовной жизни новой эпохи” (Л. Емельянов), сохраняют свою эстетическую ценность, обнаруживают неисчерпаемый нравственно-философский потенциал. Имя Шукшина прочно заняло свое место в ряду художников, обращавшихся к исследованию души русского народа, ее глубины и своеобразия. Художественное творчество Шукшина перешагнуло не только временные рубежи, но и пространственные границы русской культуры. Произведения писателя переводятся на иностранные языки, находят своего читателя за рубежом и становятся предметом тщательного изучения зарубежных исследователей.

Актуальность обращения к творчеству Шукшина определяется также необходимостью использования нетрадиционных методов и подходов к изучению творческого наследия и личности писателя, позволяющих выдвинуть новые гипотезы и увидеть все большие глубины смыслов в, казалось бы, знакомых художественных текстах.

В 2009 году исполнится 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М.Шукшина. В памяти народа он навсегда останется выдающимся 45-летним писателем, актером, кинорежиссером.

Поэтому хочется поделиться с коллегами некоторым опытом работы по творчеству писателя, которое вызывает неподдельный интерес у детей разного возраста.

Курс по выбору проводится в восьмых или девятых классах и разработан на 34 часа. Он предусматривает углубленное изучение предмета (литературы), основанное на сопоставительном анализе произведений В.М.Шукшина и произведений других авторов; экранизаций его рассказов и повестей; виртуальном посещении музея писателя и экскурсии в с.Сростки.

Данный курс носит практико–ориентированный характер, и поэтому часть занятий построена на результатах исследований. Научно–исследовательская деятельность организована в двух направлениях: на школьных занятиях и во внеурочное время, результатом которого являются творческие проекты.

На первом занятии учителем предложены темы коллективных творческих работ, и ребята получили возможность выбрать себе интересный объект исследования. Были предложены следующие проекты.

  • «Золотые россыпи Алтая» (презентация–портрет);
  • «Певец земли алтайской» (выставка–память);
  • Театр В.М.Шукшина: прошлое и будущее (литературный вернисаж);
  • «Я пришёл сказать вам о душе» (вечер–портрет);
  • В.М. Шукшин и православие;
  • Влияние звезд и чисел на творчество В.М. Шукшина;
  • Преступление и наказание в произведениях В.Шукшина.

И здесь очень важна работа со справочной литературой, Интернет-ресурсами. Она позволяет не только выбрать необходимый материал, но и закрепить навык самостоятельного добывания знаний. Кроме того, вот именно в этой работе реализовывается творческий потенциал ребят. Ведь нужно не только собрать, систематизировать материал, но и проявить эстетический вкус для оформления выставки, вернисажа, актерский и музыкальный  талант при проведении вечера, владеть компьютерными знаниями при составлении презентации,  для поиска необходимой информации на web-страницах.

Восьми- и девятиклассники, которым были предложены темы проектов, составляют единую проектную группу: их связывает и общая шукшинская тема, и общий подход к созданию проектов, и в некотором смысле общая литература. Чтобы реализовать задуманное, учащиеся под руководством учителя планируют работу, структурируют свою деятельность.

Что касается мини-исследований, проводящихся на занятиях, то здесь дело обстоит следующим образом: многие темы курса подразумевают кропотливую научную работу, связанную с сопоставительным анализом произведений В.М.Шукшина и других русских писателей. Например, на занятии на тему: «Литературная традиция. Преемственность в рассказах В.М.Шукшина» рассматриваются традиции Н.Некрасова, Л.Толстого, С.Есенина в творчестве нашего земляка. Выясняются основные темы, мотивы, образы произведений, объединяющих творчество этих писателей. А уже на последующих занятиях более детально рассматриваются вытекающие вопросы, самостоятельно проанализированные учащимися:

Традиция темы русской женщины в рассказах В.М.Шукшина (на примере рассказов «Далёкие зимние вечера», «Материнское сердце», киноповести «Калина красная»);

  • Тема смерти в рассказах Л.Н.Толстого «Три смерти» и В.М.Шукшина «Как помирал старик»;
  • Образы крестьянских детей в поэзии Н.А.Некрасова и рассказах В.М.Шукшина;
  • Что объединяет «чудиков» Н.А.Некрасова и В.М.Шукшина? (по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказам В.М.Шукшина «Упорный», «Микроскоп», «Срезал», «Даёшь сердце» и другим).

Кроме того, творчество нашего земляка создает значительные возможности для самостоятельной поисковой работы школьников, интересующихся уголовно – правовыми вопросами. И в качестве зачетной работы школьники выполняют коллективный проект на тему «Вопросы права и морали в произведениях В.Шукшина». Василий Макарович не мог безучастно созерцать такие отвратительные явления нашей действительности, как преступность. Поэтому далеко не случайно большая часть его произведений носит «криминальный» сюжет и посвящена судьбам героев, которых так или иначе коснулись преступление и наказание.

Исследование проводится по следующему плану:

1. Анализ правовых документов (Уголовный кодекс РФ, школьные учебники по правоведению, учебные пособия, посвященные основам уголовного права, Интернет – ресурсы);

Вопросы, на которые отвечают учащиеся на данном этапе исследования: что такое преступление и чем оно отличается от всех иных правонарушений; в чем заключается общественная опасность преступления; что такое наказание и какие цели оно преследует; какая связь существует между преступлением и наказанием; можем ли мы сегодня отказаться от уголовного наказания, и если – да, то при каких условиях?

2. Непосредственное изучение произведений В.М.Шукшина: рассказы «Обида», «Мой зять украл машину дров», «Кляуза», «Боря», «Материнское сердце», «Охота жить» и др., киноповесть «Калина красная», и, конечно, сатирическая повесть «Энергичные люди». Целесообразно параллельно с прочтением произведений заполнить анкету на каждый прочтенный рассказ, повесть, пьесу писателя. Во всех этих произведениях разворачивается широкая панорама противоречий современной жизни, несправедливости, соседствующей с несовершенным законом, которую смог увидеть писатель и которую должен увидеть начинающий исследователь.

 Вот примерная тематика вопросов анкеты:

  • Название рассказа, повести, пьесы,
  • Герои произведения (краткая характеристика),
  • Факт (факты) преступления в произведении. - Какую оценку описанному факту дает писатель?
    - Какая оценка тому же факту может быть дана с точки зрения уголовного права? В чем общественная опасность преступления? Кто и в какой мере является виновником происшедшего? Каковы социальные причины описанного преступления?
    - Какое наказание понес виновный?
    - Какое наказание он должен понести с точки зрения закона? С точки зрения самого исследователя?
  • Имеются ли противоречия между нравственной и законодательными оценками описанного в произведении конфликта? Какие именно?
  • Что делает автор о возможном преодолении сложившегося противоречия?

Заключительный этап исследования самый сложный: анализ и обобщение собранного в анкетах. Нет ничего страшного, если выводы учащихся будут несколько отличаться от того, как думал сам В.Шукшин, или того, что предлагает современный закон.

Особое внимание на занятиях курса обращается и на фольклорные истоки персонажей, на стилистику, выясняется роль диалога в создании сюжета, особенности композиции рассказов Василия Макаровича. Отметить хочется и деятельность школьников на занятиях по экранизации повестей В.М.Шукшина. Им предстоит выяснить авторскую позицию В.М.Шукшина - сценариста, режиссёра, исполнителя главной роли. В работе над фильмом «Калина красная» особо обращается внимание учащихся на вопрос: «Как переосмысливается библейская притча о блудном сыне в эпизоде «Встреча с матерью»?»

Работа по анализу произведений и некоторых тем сложная, кропотливая. Но, думаю, ребята понимают: знания, добытые самостоятельно, ценнее готовых.

В работе над исследовательскими проектами учащимся был рекомендован список литературы:

  1. Аннинский Л. Путь Василия Шукшина (Предисловие к книге «До третьих петухов»). – М., 1976
  2. Горн В.Ф. Василий Шукшин. Личность. Книги. Барнаул,1990;
  3. Козлова С.М.Поэтика рассказов В.М.Шукшина. Барнаул, 1992;
  4. Куляпин А.И., Левашова О.Г. В.М.Шукшин и русская классика. Барнаул, 1998;
  5. Проза В.М.Шукшина как лингвокультурный феномен 1960-1970. Барнаул, 1997;
  6. Творчество В.М.Шукшина в современном мире. Эстетика. Диалог культур. Поэтика. Интерпретация. Барнаул, 1995 и другие.
  7. Шевцова И. Возвращение. Бийск, 2001.
  8. Шукшин В.М. Нравственность есть Правда. М., 1979.
  9. Интернет-ресурсы:
    http://www.shukshin75.narod.ru/
    http://www.shukshin75.narod.ru/
    http://www.rusactors.ru/sh/shukshin/
    http://www.rusactors.ru/sh/shukshin/
    http://www.shukshin.museum.ru/author/genealogy_1.html
    http://www.shukshin.museum.ru/author/genealogy_1.html
    http://shukshin.virtbox.ru/genealogy/gen.html
    http://shukshin.virtbox.ru/genealogy/gen.html
    http://lib.ru/SHUKSHIN/
    http://lib.ru/SHUKSHIN/
    и другие.

По окончании курса ожидаются следующие результаты: учащиеся приобретут более глубокие знания по творчеству нашего земляка, закрепят навык сопоставительного анализа произведений, умение ставить задачи и решать их, определят свой взгляд на наследие писателя в контексте русской культуры, таким образом, подойдут к необходимости формирования учебно-познавательных, информационных, коммуникационных компетенций.

Исследовательская деятельность учащихся на курсах по выбору «Жизнь моя - Россия» освещается в школьной, районной газетах. Ребята со своими работами принимают активное участие в конкурсах проектов на различных уровнях, в проведении разного рода школьных мероприятий, посвященных жизни и творчеству В.М. Шукшина. Исследовательская деятельность позволяет реализовать творческий потенциал личности, влияет на формирование ценностных ориентиров, вкусов. Поэтому нашим общим девизом стали слова: «От чтения–к исследованию литературы».

Литература для учителя:

  1. Апухтина В.А. О сатире В.М.Шукшина.// Творчество В.М.Шукшина. Метод. Поэтика. Стиль. Барнаул, 1997.
  2. Горн В.Ф. Наш сын и брат. Проблемы и герои прозы В.Шукшина. Барнаул,1985.
  3. Коробов. В.И. Василий Шукшин. М., 1984.
  4. Коробов В.И. Шукшин. Вещее слово. М., 1999