Цели урока:
- Систематизировать теоретические сведения по теме “Виды сложных предложений”;
- Закрепить и проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
- Комплексное повторение важнейших орфограмм;
- Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях разных типов;
- Работа по развитию речи: подготовка к сочинению по анализу поэтического текста (определение темы, ключевого слова, основной мысли, характерных языковых особенностей и др.);
- Развитие умения работать со справочной литературой;
- Интеграция учебных курсов русского языка и литературы.
Оборудование на уроке: интерактивная доска, проектор, таблица “Основные виды сложных предложений”; таблички со словарными словами-терминами; портрет А.С.Пушкина; схема анализа лирического произведения, школьные толковые словари.
Оформление меловой доски: портрет А.С.Пушкина, таблички со словарными словами-терминами (эпиграф, мотив, эпитет, метафора).
Ход урока
I. Организационный момент. Слово учителя.
- Сегодня мы проведем интегрированный урок по теме “ Основные виды сложных предложений”, на котором обобщим и закрепим знания, полученные в ходе изучения темы. Но у нас есть еще одна цель: закрепить навыки анализа поэтического текста и начать подготовку к сочинению по лирике А.С.Пушкина, а также повторим некоторые литературоведческие термины.
II. Основная часть урока.
1. Словарный диктант – разминка.
Задание: записать слова и словосочетания; обозначить известные орфограммы.
Национальный поэт, гуманные чувства, мировоззренческая позиция, обаяние личности, разочарование, поэт предлагает, неиссякаемый источник, воплощение свободолюбия, эпитет, метафора, основной мотив, эпиграф.
- Вы уже догадались, что все эти слова и
словосочетания можно использовать в сочинении
при анализе лирического текста.
- Чтобы написать сочинение, нужно уметь
использовать различные синтаксические
конструкции, т.е. знать основные виды сложных
предложений, уметь отличать их от других видов
предложений.
2. Опрос-повторение теоретических сведений по теме “Основные виды сложныхпредложений”. Работа с плакатом-таблицей по данной теме.
Задание: по данной таблице составить устный рассказ на лингвистическую тему “Основные виды сложных предложений”. (у доски работают 1-2 ученика)
3. Закрепляющие упражнения:
1) Объяснительный диктант с графическим заданием.
а) (данное предложение выводится на интерактивную доску, учащиеся списывают)
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
- Это отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова
“Смерть поэта”. О каком поэте писал
М.Ю.Лермонтов?
- Охарактеризуйте данное предложение. Составьте
схему.
б) “Бывают стихи, которые во всей национальной поэзии пишутся однажды и потом века без износа служат потомкам камертоном для настройки лирики”, – говорил о поэзии Пушкина русский писатель Леонид Леонов.
- Охарактеризуйте данное предложение.
- В какой части сочинения можно использовать
данную цитату? (во вступлении, в качестве
эпиграфа).
2) Анализ лирического текста (план анализа у учащихся на столах приготовлен заранее):
а) Учитель под музыкальное сопровождение
читает наизусть стихотворение А.С.Пушкина “На
холмах Грузии…” (для учащихся текст выводится
на интерактивную доску);
б) Беседа по вопросам:
- Определите тему стихотворения.
- На какие смысловые части можно разделить это
стихотворение, т.е. микротемы? (пейзажная
зарисовка, тема тоски лирического героя,
всепобеждающая любовь)
- Какова роль пейзажной зарисовки? (прием антитезы-противопоставления. Таким образом, первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины – контрастные образы).
- Найдите ключевое слово, создающее образ ночи?
в) Работа с толковым словарем:
- Давайте обратимся к словарю. Что означает
слово “мгла”? (ответы учащихся).
- А какое значение, на ваш взгляд, имеет это слово
у Пушкина? (ночная мгла создает сразу два
образа – ночи и лунного света).
- Какая же картина ночи предстает перед читателем? Какие чувства возникают у лирического героя? (ночь, светлая ночь, пронизанная успокаивающим и примиряющим светом луны).
- Прочитайте строки, характеризующие
внутреннее состояние лирического героя?
- Какие чувства возникают у нас при прочтении
этих строк?
- Что такое метафора, эпитет? Приведите примеры из
текста.
- Давайте обратимся к синтаксису этого
стихотворения. Сколько предложений в нем?
- Охарактеризуйте их.
- Каков основной мотив этого стихотворения?
г) Работа с тетрадью (учащиеся записывают свои ответы, используя термин “мотив”, составляя сложные предложения).
3) Работа над речевыми ошибками (предложения для анализа спроецированы на доске)
Задание: найти речевую ошибку, исправить ее, записать предложение.
а) Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.
- Охарактеризуйте предложение, найдите речевую
ошибку.
- В какой части сочинения можно использовать это
предложение?
б) У читателя это стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворения, хотя чувства, испытываемые лирическим героем, разные.
- Охарактеризуйте предложение. Исправьте
речевую ошибку.
- В какой части сочинения можно использовать
подобную конструкцию?
III. Обобщение.
- Давайте вспомним, о каких предложениях мы
сегодня говорили?
- Над чем еще мы работали?
- Какие литературоведческие понятия мы сегодня
повторяли?
IV. Проверка знаний.
Буквенный диктант с использованием условных сокращений. Выполняется на интерактивной доске. По окончании диктанта выводится на доске ключ.
Спп – сложноподчиненное предложение;
Ссп - сложносочиненное предложение;
Бсп – бессоюзное сложное предложение.
- Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.
- К вечеру небо осветилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
- Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.
- Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
- Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
- Прошло сто лет, и юный град, полночных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво.
- Солнце багряным кругом сползает к горизонту; в сизую дымку закутывается тайга.
- Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.
- Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало.
- Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно.
- В необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял.
- Кто землю лелеет, того земля жалеет.
Проверка диктанта по ключу (учащиеся обмениваются тетрадями, выставляют друг другу оценки).
Ключ (необходимо соединить одной линией полученные ответы; если ответы верные, то при соединении появится оценка “5”):
СПП | ССП | БСП | |
1. | бсп | ||
2. | ссп | ||
3. | спп | ||
4. | спп | ||
5. | спп | ||
6. | ссп | ||
7. | бсп | ||
8. | бсп | ||
9. | бсп | ||
10. | бсп | ||
11. | ссп | ||
12. | спп |
V. Итоги.
VI. Домашнее задание. Упр.70.