Интегрированный урок (русский язык+литература) в 9-м классе по теме "Виды сложных предложений"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  1. Систематизировать теоретические сведения по теме “Виды сложных предложений”;
  2. Закрепить и проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
  3. Комплексное повторение важнейших орфограмм;
  4. Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях разных типов;
  5. Работа по развитию речи: подготовка к сочинению по анализу поэтического текста (определение темы, ключевого слова, основной мысли, характерных языковых особенностей и др.);
  6. Развитие умения работать со справочной литературой;
  7. Интеграция учебных курсов русского языка и литературы.

Оборудование на уроке: интерактивная доска, проектор, таблица “Основные виды сложных предложений”; таблички со словарными словами-терминами; портрет А.С.Пушкина; схема анализа лирического произведения, школьные толковые словари.

Оформление меловой доски: портрет А.С.Пушкина, таблички со словарными словами-терминами (эпиграф, мотив, эпитет, метафора).

Ход урока

I. Организационный момент. Слово учителя.

- Сегодня мы проведем интегрированный урок по теме “ Основные виды сложных предложений”, на котором обобщим и закрепим знания, полученные в ходе изучения темы. Но у нас есть еще одна цель: закрепить навыки анализа поэтического текста и начать подготовку к сочинению по лирике А.С.Пушкина, а также повторим некоторые литературоведческие термины.

II. Основная часть урока.

1. Словарный диктант – разминка.

Задание: записать слова и словосочетания; обозначить известные орфограммы.

Национальный поэт, гуманные чувства, мировоззренческая позиция, обаяние личности, разочарование, поэт предлагает, неиссякаемый источник, воплощение свободолюбия, эпитет, метафора, основной мотив, эпиграф.

- Вы уже догадались, что все эти слова и словосочетания можно использовать в сочинении при анализе лирического текста.
- Чтобы написать сочинение, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции, т.е. знать основные виды сложных предложений, уметь отличать их от других видов предложений.

2. Опрос-повторение теоретических сведений по теме “Основные виды сложныхпредложений”. Работа с плакатом-таблицей по данной теме.

Задание: по данной таблице составить устный рассказ на лингвистическую тему “Основные виды сложных предложений”. (у доски работают 1-2 ученика)

3. Закрепляющие упражнения:

1) Объяснительный диктант с графическим заданием.

а) (данное предложение выводится на интерактивную доску, учащиеся списывают)

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.

- Это отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта”. О каком поэте писал М.Ю.Лермонтов?
- Охарактеризуйте данное предложение. Составьте схему.

б) “Бывают стихи, которые во всей национальной поэзии пишутся однажды и потом века без износа служат потомкам камертоном для настройки лирики”, – говорил о поэзии Пушкина русский писатель Леонид Леонов.

- Охарактеризуйте данное предложение.
- В какой части сочинения можно использовать данную цитату? (во вступлении, в качестве эпиграфа).

2) Анализ лирического текста (план анализа у учащихся на столах приготовлен заранее):

а) Учитель под музыкальное сопровождение читает наизусть стихотворение А.С.Пушкина “На холмах Грузии…” (для учащихся текст выводится на интерактивную доску);
б) Беседа по вопросам:

- Определите тему стихотворения.
- На какие смысловые части можно разделить это стихотворение, т.е. микротемы? (пейзажная зарисовка, тема тоски лирического героя, всепобеждающая любовь)

- Какова роль пейзажной зарисовки? (прием антитезы-противопоставления. Таким образом, первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины – контрастные образы).

- Найдите ключевое слово, создающее образ ночи?

в) Работа с толковым словарем:

- Давайте обратимся к словарю. Что означает слово “мгла”? (ответы учащихся).
- А какое значение, на ваш взгляд, имеет это слово у Пушкина? (ночная мгла создает сразу два образа – ночи и лунного света).

- Какая же картина ночи предстает перед читателем? Какие чувства возникают у лирического героя? (ночь, светлая ночь, пронизанная успокаивающим и примиряющим светом луны).

- Прочитайте строки, характеризующие внутреннее состояние лирического героя?
- Какие чувства возникают у нас при прочтении этих строк?
- Что такое метафора, эпитет? Приведите примеры из текста.
- Давайте обратимся к синтаксису этого стихотворения. Сколько предложений в нем?
- Охарактеризуйте их.
- Каков основной мотив этого стихотворения?

г) Работа с тетрадью (учащиеся записывают свои ответы, используя термин “мотив”, составляя сложные предложения).

3) Работа над речевыми ошибками (предложения для анализа спроецированы на доске)

Задание: найти речевую ошибку, исправить ее, записать предложение.

а) Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.

- Охарактеризуйте предложение, найдите речевую ошибку.
- В какой части сочинения можно использовать это предложение?

б) У читателя это стихотворение вызывает чувство спокойствия, умиротворения, хотя чувства, испытываемые лирическим героем, разные.

- Охарактеризуйте предложение. Исправьте речевую ошибку.
- В какой части сочинения можно использовать подобную конструкцию?

III. Обобщение.

- Давайте вспомним, о каких предложениях мы сегодня говорили?
- Над чем еще мы работали?
- Какие литературоведческие понятия мы сегодня повторяли?

IV. Проверка знаний.

Буквенный диктант с использованием условных сокращений. Выполняется на интерактивной доске. По окончании диктанта выводится на доске ключ.

Спп – сложноподчиненное предложение;
Ссп - сложносочиненное предложение;
Бсп – бессоюзное сложное предложение.

  1. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.
  2. К вечеру небо осветилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
  3. Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.
  4. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
  5. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
  6. Прошло сто лет, и юный град, полночных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво.
  7. Солнце багряным кругом сползает к горизонту; в сизую дымку закутывается тайга.
  8. Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.
  9. Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало.
  10. Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно.
  11. В необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял.
  12. Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Проверка диктанта по ключу (учащиеся обмениваются тетрадями, выставляют друг другу оценки).

Ключ (необходимо соединить одной линией полученные ответы; если ответы верные, то при соединении появится оценка “5”):

  СПП ССП БСП
1.     бсп
2.   ссп  
3. спп    
4. спп    
5. спп    
6.   ссп  
7.     бсп
8.     бсп
9.     бсп
10.     бсп
11.   ссп  
12. спп    

V. Итоги.

VI. Домашнее задание. Упр.70.