Урок-концерт "Мой Есенин"

Разделы: Литература


Цели урока:

Обучающая

  • Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века - С.А. Есениным.
  • Почувствовать в его стихах всепроникающий лиризм - специфику поэзии Есенина. Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Любовная тема в лирике Есенина.

Развивающая

  • научиться правильно понимать лирический текст;
  • увидеть цельный художественный образ,
  • выявить народно-поэтические истоки есенинской поэзии, песенную основу его поэтики, исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

Воспитывающая

  • воспитание любви  к Руси, поэтам, воспевающим Родину, русскую природу - Есенину, Пушкину, Кольцову и др.;
  • формирование навыков культуры родной речи, восхищение  богатством, колоритом есенинских стихов, есенинского языка, словаря, богатством поэтического языка,  цветописью в поэзии Есенина.

Оборудование: портреты поэта, литературные газеты, выставка отпечатанных семейных фотографий, отрывки из текстов стихотворений на доске, выставка книг; классическая музыка и песни на слова Сергея Есенина; слайды картин любимых поэтом художников: Шишкина, Левитана, Поленова и др.; тексты стихотворений на столах учащихся.

Ход урока

Организационный момент.

1.Вступительное слово  учителя. 

- Здравствуйте, дети. Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня урок - концерт, посвященный творчеству поэта Серебряного века - Сергею Александровичу Есенину.
У Андрея Вознесенского есть стихотворение «Живите не в пространстве, а во времени…». Сергей Есенин живёт во времени. Этот гениальный поэт всегда современен. Его стихи кровно близки нам, нашему времени.

Итак, наш урок начинается.

На улице время осеннее.
Веселье умолкло в бору.
И снова я томик Есенина
С волнением в руки беру…

1 ведущий:

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется - на душе светло.

2 ведущая: На душе светло... Такие строки мог написать только искренний, добрый, любящий природу и жизнь, светлый в помыслах человек. И эти насквозь пронизанные музыкой строки сразу запоминаются, становятся своими. Недаром создано столько песен на стихи Есенина. Стихи Есенина сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: её нужно только улавливать в стихах, слушать в них.

3 ведущий: Когда я взял сборник стихов Есенина и стал читать, я был поражён. Мне показалось, что это большой и верный друг оказался рядом в моей комнате и стал со мной говорить стихами. Его пронзительно искренние, откровенные строки огоньком вспыхивали в моей душе и уже не гасли.

4 ведущая: Сейчас, в пору моей юности, они ещё ближе и понятнее мне. Наверное, оттого, что мне, как и ему, порой бывает очень трудно разобраться в самой себе и в жизни. Сама жизнь, которая давала ему вдохновение, давала и сомнения. А жизнь свою начал талантливый русский поэт в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать, В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова. Он говорит со мной и рассказывает о «костре зари», о «плеске волны», о «серебристой луне», о «необъятной небесной сини». Просто, гениально просто показана красота есенинского края, любовь его к родной земле. Когда я читаю его стихи, я учусь более внимательно смотреть на природу и начинаю лучше понимать её красоту, хотя у нас на севере она не такая броская и яркая. Так и хочется сказать словами Есенина: «задремали звёзды золотые», «улыбнулась солнцу сонная земля», « туча кружево в роще связала».

1 ведущий: Поэт неназидательно учит меня любить и понимать природу, окружающий мир, животных, человека.

2 ведущая: Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Природа для него не застывший пейзажный фон, а любимый герой его стихов, с которым Есенин не расставался до конца своей жизни,

Девочка-чтец:

Хороша ты, о белая гладь!
Греет кровь мою лёгкий мороз!
Так и хочется к телу прижать
Обнажённые груди берёз.
О лесная, дремучая муть!
О веселье оснеженных нив!
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бёдрами ив.

3 ведущий: Читая стихи Есенина, я лучше понимаю его как человека и, вместе с тем, лучше понимаю себя, каков я есть, каким буду. После его стихов, в которых полное взаимопонимание природы и человека, я иногда ощущаю себе клёном, «что стоит, нагнувшись, под метелью белой».

4 ведущая: Но не только стихи о природе у истинно русского поэта мне нравятся. Нежные, искренние стихи о любви, в которых почтение и уважение к человеку, к девушке, к женщине утверждают в моей душе светлое чувство надежды на то, что есть ещё на земле настоящая любовь. Лирический герой его близок мне.

Мальчик – чтец:

Руки милой - пара лебедей -
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.

1 ведущий: Талантливо, откровенно, без утайки открывает поэт свои чувства любой. Выражать свои чувства он не стесняется, И в наиболее понравившемся мне стихотворении «Заметался пожар голубой ...». Есенин пишет о своей первой любви:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

3 ведущий: Мечта о чистой, возвышающей человека любви была одним из сквозных мотивов лирики Есенина, затем она перешла » идеал первозданного, радостного, жизнетворящего чувства.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.
Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне -
Не кому-нибудь -
И словами, и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

2 ведущая: Стихотворения Есенина о любви различны по степени художественного совершенства. Есть среди них и произведения заурядные, а в раннем творчестве -подражательные. Но все они для меня безгранично искренни, предельно чисты и большинство их пронизано той задушевностью чувств, которая отличает настоящую и вечную поэзию.

4 ведущая: Стихи Есенина обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Они учат любви, Есенин обладал всем этим в громадной мере, когда разговаривал с современниками, и обладает ею теперь, когда разговаривает с людьми другой эпохи: с моими ровесниками, лично со мной.

1 ученица: Поэт Николай Рыленков писал: «Безошибочным чутьём поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его современников, прошедших по суровым дорогам войны и революции. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и лирические стихи Есенина».

1 ведущий: Стихи о любви, написанные много лет назад, находят отзвук в сердцах наши современников, потому что «жажда человеческой нежности» - явление не преходящее, а только изменяющее свои формы. Чувства, излитые поэтом в стихах, сколь бы ни были они интимными, личными, принадлежат не ему одному - они становятся достоянием многих. Такова сила таланта этого русского поэта. Любовь к природе, к человеку - это первые проявления огромной любви Есенина к родине. Поэтому поэзия природы и поэзия любви неразрывно связаны у него с темой родины.

Девочка – чтец:

Несказанное, синее, нежное...
Так мой край после бурь, после гроз?
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

2 ведущая: Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится Россия: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».
Родина, родной край ... Для каждого он дорог, так же как и для Есенина.

Мальчик-чтец:

Край родной! Поля как святцы,
Рощи в венчиках иконных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

3 ведущий: Есенин, до конца дней своих считавший себя поэтом «золотой бревенчатой избы», в своих песнях о родине тяжело переживает крутую ломку старого крестьянского уклада жизни:

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

4 ведущая: Но поэт отнюдь не ограничивается оплакиванием патриархальной жизни, он от души приветствует новое время, новые перемены, новое поколение:

Цветите, юные!
И здоровейте телом!
У вас иная жизнь,
У вас иной напев.

1 ведущий: Вера в нового человека, в его будущие дела неразрывно связана с верой в светлое будущее России, Родины.

Ученик: «Моя лирика жива одной большой любовью, - говорил сам поэт, - основное в моём творчестве - любовь к родине».

2 ведущая: Вне России для Есенина не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. В ней - всё, без неё - ничего. Всё может отдать великий поэт: дом, друзей, детей, женщину, может поступиться всеми человеческими привязанностями, от всего отказаться, но только не от родины:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

3 ведущий: Когда любишь человека, хочется ему подражать. Часто и мне хочется писать такие же талантливые и яркие стихи, как этот большой красивый голубоглазый рязанский поэт. Но в жизни у каждого своя дорога. Талант мой, возможно, проявится в чём-то другом. И в трудную минуту я буду говорить с ним, с моим любимым поэтом!

Заключительное слово учителя: Урок наш закончен. Сегодня мы «говорили» с поэтом Сергеем Есениным. Слушали изумительные песни, написанные на его стихи. Смотрели замечательные картины наших великих художников. Спасибо ему большое за его прекрасное песенное творчество, за огромную его любовь к нашей любимой Родине - России.

Спасибо всем за работу на уроке.

Примечание. По ходу чтения отрывков из стихотворений звучат песни на слова одноимённых стихотворений в записи, проецируются слайды с видами села Константиново,
дома, где жил С.А. Есенин, с русскими пейзажами.