Цели урока:
- знакомство с произведениями В. Шаламова, О Мандельштама, О. Волкова, Н. Клюева, А. Солженицына, В. Быкова, Е. Гинзбург и других авторов по данной теме;
- развитие творческих способностей учащихся, умения выразительно читать;
- развитие познавательного интереса учащихся через углубление знаний о жизни и творчестве писателей;
- привитие интереса к русской литературе и ее глубокое понимание;
- воспитание высоконравственной личности.
Оборудование:
- Портреты В. Шаламова, О Мандельштама, О. Волкова, Н. Клюева, А. Солженицына, В. Быкова, Е. Гинзбург и др.;
- Выставка книг;
- Шостакович “Реквием”;
- Иллюстрации или видеокадры о демонстрациях в советское время;
- Рисунки учащихся к произведениям.
Эпиграф:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
…………………………………
Но все, что было, не забыто,
Не шито – крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток
И только правда ко двору.
А. Твардовский
Ученики заранее получили задание прочитать произведения (по группам).
ХОД УРОКА
I.
1. Учитель читает тему урока
– Как вы понимаете слово “тоталитарный”?
Учитель:
“Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и я сам, что фабула этой были, действительно, поросла быльем; но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ль, что. Кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью”.
Салтыков-Щедрин “Пошехонская старина”
Сегодня на уроке мы будем говорить о той литературе, которая пришла к широкому кругу читателей сравнительно недавно.
Мы всю жизнь решаем для себя вопрос: что лучше – правда или ложь, память или забвение, покой или борьба. Сегодняшний урок – приближение к ответу, приближение к вашей взрослости, мудрости. Каждый из нас почти каждый день делает свой выбор, делали свой нравственный выбор и русские писатели и поэты. Путь многих из них часто был тернист и труден. Как часто мы с вами жалуемся на современную жизнь, но эти экономические трудности временные, ведь с нами сегодня правда. (Чтение эпиграфа)
Посмотрите на кадры о победной жизни нашего общества в 30-е годы XX века (фото или видео хроника).
О победной стороне жизни общества знали все и всегда. Но то, что за этим стоит 30 миллионов судеб репрессированных, две трети из которых расстреляны или умерли в лагерях, мы долгое время (до середины 80-ых годов XX века) не знали. И вот о них, об этих людях, сегодня мы читаем книги, вернее, вы будете их читать. И если на ваших глазах появятся слезы, не стесняйтесь их, ибо это чистые слезы. Слезы горечи и боли за людей, которые прошли через страшные испытания, в чьих судьбах – трагедия поколения 30-ых – 50-ых годов.
2. Работа со словарем (на плакате):
Шизо – штрафной изолятор;
балок – дом, для переселенцев;
шмон – площадка для обыска;
кабан – человек, которого, подбив на побег, потом
съедали.
Учитель: ребята, пожалуйста, молча прочитайте эти слова.
(Звучит “Реквием” Шостаковича).
Лучше бы их не было, этих слов, но они, к сожалению, будут встречаться.
Я не хочу, чтобы вы когда-нибудь еще встретились с ними (убрать плакат).
3. Учитель: прозвучал “Реквием” Шостаковича.
– Почему я опять включаю в канву урока именно “Реквием”?
– На каком уроке мы уже встречались с этим словом? (Уроки по произведению А. Ахматовой “Реквием”)
– Что обозначает это слово? (Песнь по умершим)
Книги, о которых мы будем говорить сегодня – тоже песнь по умершим.
4. Проводится живая выставка книг.
II. Работа с произведениями.
- В. Быков “Облава”
- В. Шаламов “Ночью”
- Расул Гамзатов “Люди и тени”
- Ученик о книге Е. Гинзбург.
Один из учеников рассказывает о книге.
Зачитывается отрывок из произведения.
Вопросы:
– Почему книга так названа?
– Как вы думаете, что движет сыном Хведора Ровбы, который руководит облавой на отца?
(Страх)
– Чего он боится?
(Если страх живет в человеке, тот способен на любую подлость, даже на убийство отца. По-видимому, основной целью тоталитарного режима было стремление поселить в людях страх, чтобы не думали, не анализировали. Но ведь без этого человек – уже не человек).
Как человек перестает быть тем, кем он родился, пишет в рассказе “Ночью” В. Шаламов.
Чтение учителем рассказа.
Вопросы:
– Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения рассказа?
– Кто его герои? Кем были и кем стали?
– Почему?
– Какова судьба автора данного произведения?
(Рассказ заранее подготовленного ученика)
Краткая информация
В. Шаламов показал еще одну сторону политики Сталина: в лагерях была целая
система истребления физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по 58-ой статье. Сам Шаламов 17 лет провел на Колыме. Родился
он в Вологде 18 июня 1907 года. Отец его, Тихон Николаевич, был соборным священником, миссионером, европейски образованным человеком с независимыми взглядами.
Варлам унаследовал от него бескомпромиссность, твердость убеждений там, где речь шла о долге, чести, достоинстве. Сыну священника путь к высшему образованию был закрыт. В 17 лет покинул Вологду, 2 года работал на кожевенном заводе в Сетуни. В 1926 – студент факультета советского права Московского университета. Митинги, демонстрации, диспуты, поэтические вечера – так живет Шаламов до 19 февраля 1928 года. Это день его ареста. Причина? Он был среди тех, кто распространял “Письмо к съезду” В. Ленина, так называемое “Завещание”, в котором Ленин предостерегал от концентрации власти в одних руках. Этим письмом рушился миф о Сталине как единственном преемнике Ленина.
Учитель: людей, чья судьба походила на судьбу В. Шаламова, было много, среди них более 1000 литераторов.
Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из поэмы.
Учитель.
Когда слушаешь все это: и рассказ Шаламова, и поэму Гамзатова – думаешь, можно ли вынести все это? Не вызвериться? Сохраняется ли после многих лет насилия душа и все лучшее в ней? Откровением становится повесть Евгении Гинзбург “Крутой маршрут”.
Вопрос:
– Как ты думаешь, что помогло героине и автору (это одно лицо) выстоять и остаться человеком?
Учитель: я тоже думаю, что человек с чистой совестью, с верой в правду даже в немыслимых лагерных условиях остался победителем над злом и насилием. И коль есть на нашей земле вера и совесть, то земля наша не погибнет, коль есть люди, в которых живет вера в добро, будущее наше, я верю в это, будет светлым. Об этом стихотворение В. Кочеткова (читает учитель):
Не все еще предано,
Не все еще продано,
Не все нажитое пошло с молотка.
Еще остается история родины,
Ее золотой и железный века.
Ученик и учитель вместе:
По бросовым ценам не все еще спущено,
Листаем пока не чужой календарь,
За легкой крылаткой бессмертного Пушкина
Еще открывается русская даль.
Вопрос:
– Как вы думаете, надо ли сегодня ворошить прошлое?
(Надо, правда, как и добро, вечно)
Учитель: об этом нам говорят авторы книг, представленных вами.
III
. Презентация прочитанных учащимися книг.(Рыбаков “Дети Арбата”, “35-ый и другие”, Гроссман “Жизнь и судьба”, Приставкин “Ночевала тучка золотая”, Бек “Новое назначение”, Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ” и др.)
Ученики кратко рассказывают о книгах, отвечают на вопрос:
– Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения произведения?
Беседа:
– Как вы думаете, в чем значение этих книг?
– Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
– Какие книги, из представленных здесь, вам захотелось прочитать?
– Какими предстают перед нами авторы данных произведений?
– Каким предстает перед нами время, описанное авторами книг?
Учитель
Тяжело слушать материалы сегодняшнего урока. Мы с вами обращались к самым страшным примерам, но это неудачное слово для определения человеческой судьбы, ибо для каждого человека свой страх, свои беды, свое горе – самые тяжкие. Кто же был опален временем, которое мы часто называем “сталинщиной”? (Перечисляем писателей)
– Где найти силы противостоять, выстоять, победить? Я нашла ответ у Солженицына, он не солжет, сам прошел все круги ада. Я хочу зачитать вам отрывки из письма Александра Исаевича “Жить не по лжи!”:
“Откажемся говорить то, чего не думаем! Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный…
И с этого дня каждый из нас:
– впредь не напишет, не подпишет, не напечатает
никаким образом ни единой фразы, искривляющей, по
его мнению, правду;
– живописно, скульптурно, фотографически,
технически, музыкально не изобразит, не
сопроводит, не протранслирует ни единой ложной
мысли, ни одного искажения истины, которое
различает;
– не приведет ни устно, ни письменно ни одной
“руководящей” цитаты из угождения, для
страховки, для успеха своей работы, если
цитируемой мысли не разделяет полностью или она
не относится точно сюда;
– не даст принудить себя идти на демонстрацию
или митинг, если это против его желания и воли; не
возьмет в руки, не подымет транспаранта, лозунга,
которого не разделяет полностью;
– не подымет голосующей руки за предложение ни
явно, ни тайно за лицо, которое считает
недостойным или сомнительным;
– тотчас же покинет собрание, заседание, лекцию,
спектакль, киносеанс, как только услышит от
оратора ложь, идеологический вздор или
беззастенчивую пропаганду;
– не подпишется и не купит в розницу такую газету
или журнал, где информация искажается,
первосущные факты скрываются”.
Я с надеждой сегодня смотрю в ваши лица: вы создадите мир и общество, которое будет лучше, чем сегодня.
– А теперь представьте, что перед вами – авторы. Какие цветы вы подарили бы им?