Урок литературы в 11-м классе по теме "Русские писатели XX века о судьбе человека в условиях тоталитарного государства"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • знакомство с произведениями В. Шаламова, О Мандельштама, О. Волкова, Н. Клюева, А. Солженицына, В. Быкова, Е. Гинзбург и других авторов по данной теме;
  • развитие творческих способностей учащихся, умения выразительно читать;
  • развитие познавательного интереса учащихся через углубление знаний о жизни и творчестве писателей;
  • привитие интереса к русской литературе и ее глубокое понимание;
  • воспитание высоконравственной личности.

Оборудование:

  1. Портреты В. Шаламова, О Мандельштама, О. Волкова, Н. Клюева, А. Солженицына, В. Быкова, Е. Гинзбург и др.;
  2. Выставка книг;
  3. Шостакович “Реквием”;
  4. Иллюстрации или видеокадры о демонстрациях в советское время;
  5. Рисунки учащихся к произведениям.

Эпиграф:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
…………………………………
Но все, что было, не забыто,
Не шито – крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток
И только правда ко двору.

А. Твардовский

Ученики заранее получили задание прочитать произведения (по группам).

ХОД УРОКА

I.

1. Учитель читает тему урока

Как вы понимаете слово “тоталитарный”?

Учитель:

“Люди позднейшего времени скажут мне, что все это было и быльем поросло и что, стало быть, вспоминать об этом не особенно полезно. Знаю и я сам, что фабула этой были, действительно, поросла быльем; но почему же, однако, она и до сих пор так ярко выступает перед глазами от времени до времени? Не потому ль, что. Кроме фабулы, в этом трагическом прошлом было нечто еще, что далеко не поросло быльем, а продолжает и доднесь тяготеть над жизнью”.

Салтыков-Щедрин “Пошехонская старина”

Сегодня на уроке мы будем говорить о той литературе, которая пришла к широкому кругу читателей сравнительно недавно.

Мы всю жизнь решаем для себя вопрос: что лучше – правда или ложь, память или забвение, покой или борьба. Сегодняшний урок – приближение к ответу, приближение к вашей взрослости, мудрости. Каждый из нас почти каждый день делает свой выбор, делали свой нравственный выбор и русские писатели и поэты. Путь многих из них часто был тернист и труден. Как часто мы с вами жалуемся на современную жизнь, но эти экономические трудности временные, ведь с нами сегодня правда. (Чтение эпиграфа)

Посмотрите на кадры о победной жизни нашего общества в 30-е годы XX века (фото или видео хроника).

О победной стороне жизни общества знали все и всегда. Но то, что за этим стоит 30 миллионов судеб репрессированных, две трети из которых расстреляны или умерли в лагерях, мы долгое время (до середины 80-ых годов XX века) не знали. И вот о них, об этих людях, сегодня мы читаем книги, вернее, вы будете их читать. И если на ваших глазах появятся слезы, не стесняйтесь их, ибо это чистые слезы. Слезы горечи и боли за людей, которые прошли через страшные испытания, в чьих судьбах – трагедия поколения 30-ых – 50-ых годов.

2. Работа со словарем (на плакате):

Шизо – штрафной изолятор;
балок – дом, для переселенцев;
шмон – площадка для обыска;
кабан – человек, которого, подбив на побег, потом съедали.

Учитель: ребята, пожалуйста, молча прочитайте эти слова.

(Звучит “Реквием” Шостаковича).

Лучше бы их не было, этих слов, но они, к сожалению, будут встречаться.

Я не хочу, чтобы вы когда-нибудь еще встретились с ними (убрать плакат).

3. Учитель: прозвучал “Реквием” Шостаковича.

– Почему я опять включаю в канву урока именно “Реквием”?

– На каком уроке мы уже встречались с этим словом? (Уроки по произведению А. Ахматовой “Реквием”)

– Что обозначает это слово? (Песнь по умершим)

Книги, о которых мы будем говорить сегодня – тоже песнь по умершим.

4. Проводится живая выставка книг.

II. Работа с произведениями.

  1. В. Быков “Облава”
  2. Один из учеников рассказывает о книге.

    Зачитывается отрывок из произведения.

    Вопросы:

    – Почему книга так названа?

    – Как вы думаете, что движет сыном Хведора Ровбы, который руководит облавой на отца?

    (Страх)

    – Чего он боится?

    (Если страх живет в человеке, тот способен на любую подлость, даже на убийство отца. По-видимому, основной целью тоталитарного режима было стремление поселить в людях страх, чтобы не думали, не анализировали. Но ведь без этого человек – уже не человек).

  3. В. Шаламов “Ночью”
  4. Как человек перестает быть тем, кем он родился, пишет в рассказе “Ночью” В. Шаламов.

    Чтение учителем рассказа.

    Вопросы:

    – Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения рассказа?

    – Кто его герои? Кем были и кем стали?

    – Почему?

    – Какова судьба автора данного произведения?

    (Рассказ заранее подготовленного ученика)

    Краткая информация

    В. Шаламов показал еще одну сторону политики Сталина: в лагерях была целая

    система истребления физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по 58-ой статье. Сам Шаламов 17 лет провел на Колыме. Родился

    он в Вологде 18 июня 1907 года. Отец его, Тихон Николаевич, был соборным священником, миссионером, европейски образованным человеком с независимыми взглядами.

    Варлам унаследовал от него бескомпромиссность, твердость убеждений там, где речь шла о долге, чести, достоинстве. Сыну священника путь к высшему образованию был закрыт. В 17 лет покинул Вологду, 2 года работал на кожевенном заводе в Сетуни. В 1926 – студент факультета советского права Московского университета. Митинги, демонстрации, диспуты, поэтические вечера – так живет Шаламов до 19 февраля 1928 года. Это день его ареста. Причина? Он был среди тех, кто распространял “Письмо к съезду” В. Ленина, так называемое “Завещание”, в котором Ленин предостерегал от концентрации власти в одних руках. Этим письмом рушился миф о Сталине как единственном преемнике Ленина.

    Учитель: людей, чья судьба походила на судьбу В. Шаламова, было много, среди них более 1000 литераторов.

  5. Расул Гамзатов “Люди и тени”
  6. Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из поэмы.

    Учитель.

    Когда слушаешь все это: и рассказ Шаламова, и поэму Гамзатова – думаешь, можно ли вынести все это? Не вызвериться? Сохраняется ли после многих лет насилия душа и все лучшее в ней? Откровением становится повесть Евгении Гинзбург “Крутой маршрут”.

  7. Ученик о книге Е. Гинзбург.

Вопрос:

– Как ты думаешь, что помогло героине и автору (это одно лицо) выстоять и остаться человеком?

Учитель: я тоже думаю, что человек с чистой совестью, с верой в правду даже в немыслимых лагерных условиях остался победителем над злом и насилием. И коль есть на нашей земле вера и совесть, то земля наша не погибнет, коль есть люди, в которых живет вера в добро, будущее наше, я верю в это, будет светлым. Об этом стихотворение В. Кочеткова (читает учитель):

Не все еще предано,
Не все еще продано,
Не все нажитое пошло с молотка.
Еще остается история родины,
Ее золотой и железный века.

Ученик и учитель вместе:

По бросовым ценам не все еще спущено,
Листаем пока не чужой календарь,
За легкой крылаткой бессмертного Пушкина
Еще открывается русская даль.

Вопрос:

– Как вы думаете, надо ли сегодня ворошить прошлое?

(Надо, правда, как и добро, вечно)

Учитель: об этом нам говорят авторы книг, представленных вами.

III. Презентация прочитанных учащимися книг.

(Рыбаков “Дети Арбата”, “35-ый и другие”, Гроссман “Жизнь и судьба”, Приставкин “Ночевала тучка золотая”, Бек “Новое назначение”, Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ” и др.)

Ученики кратко рассказывают о книгах, отвечают на вопрос:

– Какие мысли и чувства возникли у вас во время чтения произведения?

Беседа:

– Как вы думаете, в чем значение этих книг?

– Какие чувства вы испытали сегодня на уроке?

– Какие книги, из представленных здесь, вам захотелось прочитать?

– Какими предстают перед нами авторы данных произведений?

– Каким предстает перед нами время, описанное авторами книг?

Учитель

Тяжело слушать материалы сегодняшнего урока. Мы с вами обращались к самым страшным примерам, но это неудачное слово для определения человеческой судьбы, ибо для каждого человека свой страх, свои беды, свое горе – самые тяжкие. Кто же был опален временем, которое мы часто называем “сталинщиной”? (Перечисляем писателей)

– Где найти силы противостоять, выстоять, победить? Я нашла ответ у Солженицына, он не солжет, сам прошел все круги ада. Я хочу зачитать вам отрывки из письма Александра Исаевича “Жить не по лжи!”:

“Откажемся говорить то, чего не думаем! Вот это и есть наш путь, самый легкий и доступный…

И с этого дня каждый из нас:

– впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким образом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
– живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни единой ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
– не приведет ни устно, ни письменно ни одной “руководящей” цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
– не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмет в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
– не подымет голосующей руки за предложение ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;
– тотчас же покинет собрание, заседание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;
– не подпишется и не купит в розницу такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются”.

Я с надеждой сегодня смотрю в ваши лица: вы создадите мир и общество, которое будет лучше, чем сегодня.

– А теперь представьте, что перед вами – авторы. Какие цветы вы подарили бы им?

IV. Подведение итогов.