Литература
-
Литературная гостиная "Не то, что мните вы, природа…" 2009
Природа - «не бездушный лик» и поэтому часто становится источником вдохновения. Отношение к природе всегда было мерой духовного совершенства общества. Природа свободна в своей несвободе: после зимы идет весна, затем лето, осень. Но в этом постоянстве она всегда свободна: лето может быть холодным или жарким, весна – ранней, запоздалой... В ней есть язык, который легко понимает каждый человек.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2009
На изучение рассказа А.П. Платонова «Юшка» отводится один час. В предлагаемом конспекте урока особое внимание уделяется групповой форме организации учащихся, что позволяет создавать партнерство в учении, развивает умение слушать и слышать друг друга, способствует формированию информационной, коммуникативной компетентностей.
-
Литературное чтение. Тема "С.А. Есенин «Черёмуха»" 2009
Цели данного урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством С.А.Есенина, показать красоту его поэзии, развивать наблюдательность, красивую выразительную речь, способность полноценно воспринимать художественное произведение, откликаться на прочитанное, воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру, раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Борис Шергин "Детство в Архангельске" (по теме "Наставление к добру") 2009
Урок внеклассного чтения литературы по рассказу Бориса Шергина "Детство в Архангельске" знакомит с творчеством северного писателя, направлен на развитие навыков вдумчивого чтения, обучение анализу художественного текста, развитие речи детей, умения рассуждать, видеть особенности изображения мира детства. Важный момент - воспитание чувства любви к малой родине, семье, уважительному отношению к родителям.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок" 2009
Методической целью урока является использование в практике работы системы Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего Человека). Проблемные вопросы этического и нравственного характера, межпредметные связи с музыкой и живописью способствуют осмыслению злободневных проблем современной действительности, нравственных начал человеческого бытия.
-
Урок на тему "Меч исчезнет, а звезды останутся…" (Судьба человеческая в годы революционных испытаний). 11-й класс 2009
Обращение к произведениям писателей 20—30-х годов прошлого века о Гражданской войне не только дает историческое представление об этой эпохе, возможность проанализировать исторические и литературные факты с нейтральной точки зрения, но и ставит перед выпускниками вопрос о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни.
-
Интегрированный урок литературы и русского языка в 9-м классе "Письма с фронта" 2009
Среди всех искусств, которыми овладел человек, почётное место принадлежит искусству художественного слова. Разработка данного урока раскрывает удивительное свойство литературы - делать живым давно прошедшее. Сопереживать, сочувствовать, радоваться, тревожиться, размышлять - вот чем будут заняты учащиеся на уроке. Помогут этому приемы технологии критического мышления.
-
Анатолий Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки 2009
Урок проводится как урок внеклассного чтения. От восприятия поступков действующих лиц (Алеша, Чернушка), от осознания временных и причинно-следственных связей событий, лежащих в основе сюжета, ученики переходят к уяснению психологических мотивов и внутренних побуждений поведения и поступков изображаемых в художественных произведениях людей.
-
Урок литературы по творчеству С.Есенина в 9-м классе на тему "Мой край задумчивый и нежный…" 2009
Урок поможет расширить знания учащихся о лирике С.Есенина посредством анализа; развивать умение самостоятельно строить адекватные образы, постигать авторские принципы видения мира, давать собственную оценку произведению и отражённых в нём жизненных явлений на основе ассоциативных связей; воспитывать учащихся через развитие эмоциональной и мыслительной сферы психолого-физиологических особенностей полов.
-
Интегрированный урок живописи, литературы, музыки в 5-м классе. Тема: "Слышишь, море говорит стихами…" 2009
Сочетание живописных произведений, поэзии и музыки, объединенных одной темой, позволяет учащимся убедиться в единстве различных видов искусств, дополняющих друг друга и позволяющих более полно раскрыть тему. Содержание статьи рассчитано на творческое использование, так как предлагаемые материалы универсальны для различного уровня подготовки учащихся.
-
Разработка урока "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Смерть Поэта" 2009
Учитель совместно с группой учеников готовит теоретический и иллюстративный (презентация) материалы. Первичное восприятие образцового чтения позволяет учащимся ощутить переживания, чувства, понять мысли автора, представить общую картину произошедшего как для общества, так и для самого Лермонтова. В конце урока следует система вопросов на закрепление материала, устное оформление выводов.
-
Программа элективного курса "Анализ художественного текста" 2009
Программа элективного курса для 10-го класса направлена на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, развитие навыков исследовательской деятельности, желание реализовать творческие возможности личности. Программа будет полезна учителям, работающим на ступени среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровнях.
-
Конспект урока по рассказу В.Маканина "Кавказский пленный". 11-й класс 2009
Произведение В. Маканина знакомит учащихся 11-го класса с прозой постреализма, в основе которой — принцип «филологического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему». Современное прочтение рассказа требует вычленения в тексте жизненно важных для молодого поколения идеологических и эстетических проблем.
-
Интегрированный урок (литература + география) по теме "В гостях у Хозяйки Медной горы" (П.П. Бажов "Медной горы хозяйка"). 5-й класс 2009
Урок представляет собой интеграцию литературы с географией. Пятиклассники совершают путешествие на Урал к Хозяйке Медной горы. Размышляя о героях сказа П. Бажова, учащиеся узнают географическое расположение Урала, горные породы и минералы, своеобразную природу этого края.
-
Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ в 8-х классах "65-летию Сталинградской битвы посвящается…" 2009
Цель — обозначить значение Сталинградской битвы как коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, познакомить обучающихся с кинохроникой событий, дать возможность встретиться с участниками битвы, проживающими в нашем городе, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и ее народ. Содержит документальную хронику, фотоматериалы, музыкальные заставки, видеофрагмент «Минута молчания».
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Народная драма "Озорник Петрушка" с использованием технологии проектирования 2009
Сначала автор с учениками определили тему проекта, его цели и задачи; сформировали творческие микрогруппы. Каждая группа готовила свое проектное задание. На уроке представлен проектный продукт деятельности, проведена рефлексия. Представленные результаты индивидуальной и групповой деятельности имели практическую, познавательную значимость для всех ее участников.
-
Игра по произведениям А.С. Пушкина для учащихся 5—6-х классов "Интеллектуальный хоккей" 2009
Интеллектуальная игра способствует развитию интереса к художественной литературе, а также мотивации учения и приобретению знаний в области литературы. Развивает интеллект, мышление. Сплачивает коллектив учащихся. Интеллектуальный хоккей - это форма "мозговой атаки", способствует расширению запаса уже имеющихся знаний в области литературы, развитию коммуникативных способностей учащихся.
-
Интегрированный урок литературы "Провинциальна ли провинциальная культура?" 2009
Формирование общей культуры личности обучающихся не может быть реализовано, если школьники не будут знать историю, культуру того региона, где они растут и формируются как личности. Предлагаемый урок является заключительным в системе занятий по литературно-историческому краеведению и носит интегрированный характер (литература + история + искусство).
-
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" 2009
Урок музыки в 5-м классе посвящен ознакомлению учащихся с жанром опера; развитию музыкального мышления у учащихся; воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине.
-
Обобщающий урок по литературе "А счастье было так возможно…" (с использованием образовательной технологии "Психоаналитический подход в изучении художественных произведений" 2009
Современное общество переживает стремительные перемены во всех сферах жизни. Меняются убеждения, происходит смешение норм. Манипуляция общественным сознанием – одна из острейших проблем современности. Как ориентироваться в современном потоке? Подробный качественный анализ художественного произведения может стать своеобразной «школой жизни».
-
Интегрированный урок географии и литературы в 6-м классе 2009
Урок проводится в кабинете географии, его ведут два учителя – учитель литературы и учитель географии. Сменяя и дополняя друг друга, они ведут диалог с учениками, привлекая их к обсуждению поставленных вопросов. На протяжении всего урока звучит шум океанских волн, создающий атмосферу путешествия. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса и проводится после изучения ими темы «Географическая карта».
-
Урок-путешествие по повести В.П. Астафьева "Последний поклон" 2009
Автор работы знакомит учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева; кратко анализирует основные главы повести; развивает умение анализа художественного текста; воспитывает чувство сострадания и любви к людям.
-
Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза" 2009
Предлагаемый урок дается в рамках школьной программы на основе учебного комплекса и учебного пособия под редакцией В.Я. Коровиной, 10-й класс. Занятие предполагает работу в группах, работу с документами, использование интерактивных методов обучения, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
-
Урок-мастерская "Познание истории через слово" (9-й класс, литература) 2009
Значение Куликовской битвы имеет непреходящий смысл. В XX веке накануне революции, серьезных изменений в жизни России, в период Первой мировой войны писатели и поэты обращаются к этой теме. На уроке идет анализ произведений А.Блока, Ю.Ракши, отрывка из "Сказания о Мамаевом побоище".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Имя, образ, судьба" (женские образы в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2009
В ходе урока учащиеся раскрывают жизненные позиции героев, оказавшихся в ситуации нравственного выбора, анализируют истоки происхождения имени, проводят аналогию с повестью В.Астафьева «Людочка». Эмоциональная, нравственная сторона урока позволяет каждому обучаемому высказать свою точку зрения, не оставляет равнодушным к вопросам об истинных и ложных ценностях.
-
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Тема: "Правда о Бабе Яге" 2009
Урок-исследование с использованием технологии коллективного взаимообучения. Организуется работа диалоговых пар, при этом осуществляется обучение путем общения в парах, когда каждый учит другого. Тема урока способствует воспитанию любви к национальным истокам русского народа, внимательному отношению к слову, формированию читательской культуры учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + экология) по теме "Человек и природа" по повествованию. в рассказах В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2009
Урок позволяет познакомить учеников с биографией В.П. Астафьева, показать нравственные идеалы писателя, рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повествовании "Царь-рыба", а также проследить взаимосвязь художественного произведения с современными экологическими проблемами.
-
Презентация книги для души 2009
Сегодняшние школьники мало и неохотно читают художественную литературу. Книгу заменил чудо техники - компьютер, поэтому насущной необходимостью становятся уроки, развивающие у детей устойчивый интерес к хорошей, умной, настоящей книге. Чтобы привлечь внимание детей к книге, в течение уже многих лет, начиная с 8-го класса, провожу уроки литературы в форме презентации книги для души.
-
Мастерская нравственных ценностей как форма проведения урока литературы 2009
Две мастерские в 8-м и 10-м классе. Автором технология педагогических мастерских опробована в течение четырех лет, с 2004 года. Из опыта видно, что учащимся такой вид работы нравится, они с удовольствием включаются в механизм мастерской, так как главным девизом её является: «Делай, как можешь и хочешь, потому что все способны и талантливы».
-
Интегрированный урок-размышление (история+литература) по теме "Так это было на земле…" (тема коллективизации) 2009
Интегрированный урок-размышление в 11-м классе построен на основе анализа исторических данных, историографии и литературных произведений, отражающих исторические процессы коллективизации и раскулачивания и их последствия в социально-политической, культурной и духовной жизни народа. Рассматриваются следующие произведения: «Облава» В.Быкова, «Хлеб для собаки» В.Тендрякова, «Смех за левым плечом» В.Солоухина.