Литература
-
Образ зеркала в творчестве Анны Ахматовой 2009
Учитель сообщает о значении зеркала, о его символике. Ученики выясняют, какое значение имел образ зеркала в определенный период творчества: с 1910 по 1960-е гг. Общий вывод: в разные годы образ зеркала у поэта приобретал новое значение. Через этот художественный образ А.Ахматова сумела показать не только судьбу отдельной личности, но и историю страны.
-
Разработка урока "Живая душа природы" с элементами здоровьесбережения 2009
Предлагается разработка урока в младшей возрастной группе "Живая душа природы". Хоровые речевые разминки позволяют вырабатывать чистое и четкое проговаривание стихотворных форм. В качестве рефлексивного этапа урока школьники рисуют Матушку-Природу. Презентация рисунков является важным этапом в плане формирования у обучающихся самостоятельного и креативного мышления.
-
Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров" 2009
Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего, на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений. Данный материал поможет учителю при обучении учащихся сочинениям различных жанров.
-
Конспект урока–путешествия по рассказу А.И. Солженицына "Захар-Калита" по теме: «Забытые дороги "срединной" России» 2009
Разрабатывая урок-путешествие по рассказу А.И. Солженицына «Захар-Калита», учитель хочет привлечь внимание обучающихся к событиям русской истории, поднять проблему сохранения памятников истории и культуры своей страны. На уроке используются элементы анализа текста.
-
Конспект урока по теме "История двух встреч. Анализ стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»" 2009
Обучение анализу стихотворения — одно из направлений работы учителя литературы. В разработке данного урока представлены элементы анализа стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», а также подготовлен рассказ об истории создания произведения.
-
Образ государства в повестях Ю.Тынянова и романе М.Булгакова 2009
Урок помогает организовать знакомство с произведениями Ю.Тынянова, его взглядом на исторический процесс; развивать навыки сопоставления произведений разных авторов.
-
Литературная игра "Умники и умницы". 2-й класс 2009
Данная игра посвящена произведениям Н.Носова. Участие принимают победители отборочного тура, а остальной класс сидит в "зале" и имеет возможность заработать орден при правильном ответе на вопрос.
-
Открытый урок "Игумен земли Русской". Заочное путешествие в Троице-Сергиеву лавру (8-й класс) 2009
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о многогранной личности преподобного Сергия и его эпохе, об особенностях древнерусской литературы и законах жанра жития. 2. Вызвать живой интерес к истории русской культуры и русской церкви. 3. Воспитывать патриотические чувства к родной земле. 4. Способствовать учащимся проникнуться духом эпохи, времени, описываемом в житие, представить неземной облик святого, понять силу и красочность народного языка жития.
-
"Возвращающиеся" имена (Анализ новеллы С.Д. Кржижановского "Единогласно") 2009
В статье предлагаются материалы к уроку по анализу новеллы С.Д. Кржижановского «Единогласно». (Текс новеллы включен в статью.) Материалы могут быть использованы при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену (часть С) или при изучении литературного процесса ХХ века.
-
Урок литературы в 9-м классе на тему "Русский сентиментализм" 2009
Цель этого занятия: создать представление у учащихся о сентиментализме как художественном методе в литературе, культуре XVIII века. В ходе урока используются аналитические и творческие задания, тестирование, демонстрация презентации.
-
Новый год через века 2009
Сценарий спектакля написан с использованием материалов разных эпох, когда русский язык, как живой и разговорный, трансформировался и менялся. Спектакль несет воспитательную и образовательную функцию. Он состоит из пролога, шести действий и эпилога.
-
Урок литературы по теме "Стихотворные размеры. Повторение. Урок-практикум" 2009
Урок-практикум» для учащихся 6—7-х классов позволяет повторить и проверить уровень знаний по стихосложению в курсе литературы. Повторение теории закрепляется рядом практических упражнений: «Стихотворные размеры», «Рифма». Урок сопровождается приложением-презентацией «Стихотворные размеры». В качестве дидактического материала используются стихотворения как известных авторов, так и самих учащихся.
-
Урок словесности "Гимн морю" 2009
Пример интегрированного урока литературы и МХК.
-
Адаптированные задания для работы над романом И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Адаптированные задания ориентированы на учебник "Русская литература XIX века" для 10-го класса под редакцией В.И. Коровина и могут быть использованы в качестве домашнего или индивидуального задания во время урока. Они помогут учащимся подготовиться к устному ответу и сочинению по роману.
-
Урок литературы в 11-м классе "Содружество поэзии и живописи: В.В. Маяковский и кубофутуризм" 2009
Замыслом этого урока было максимально воздействовать на душевные качества ребят посредством прикосновения к поэзии и живописи, что благотворно повлияет на усвоение одной из самых непростых тем в курсе литературы выпускного класса. Содержательным стержнем урока является восприятие раннего творчества Маяковского в контексте с творчеством художников-кубистов.
-
Материал для урока внеклассного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова (по рассказу Д.Голубкова "Кузен Мишель") 2009
Как заинтересовать детей, увлечь, привить любовь к художественной литературе, увидеть ее не как "устаревший источник информации", а как один из источников формирования Человека, вернуть уважение к книге? Эффективным приемом может быть использование художественных текстов, рассказывающих о жизни и творчестве писателей.
-
Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии" 2009
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
-
Урок-игра "До свидания, сказка!" 2009
Знают ли наши дети сказки? Это выяснит наша викторина.
-
"От Эзопа до наших дней" 2009
В системе уроков по изучению басен И.А. Крылова данный урок является первым. В процессе урока ученики занимаются исследованием, определяя жанровые признаки басни, сравнивают произведения баснописцев, отмечая превосходство басен И.А. Крылова. Электронная презентация помогает подвести учащихся к проблемному вопросу, который станет основным на последующих уроках: «Почему басня живёт?»
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 6-м классе. Познавательный КВН по былинам "На заставе богатырской". 2009
Предлагаемый сценарий КВН может быть использован как урок для одного класса или как внеклассное мероприятие для параллели по литературе для учеников 6-го класса. Основная цель занятия: привлечение внимания учащихся к былинному эпосу через активные формы работы (участие в сценках, составление загадок, стилизация речевого высказывания и др.).
-
Урок литературы в 7-м классе. Встреча с Антоном Павловичем Чеховым. Живая картина нравов в рассказе "Хамелеон" 2009
Урок заставляет ребят задуматься над проблемой "хамелеонства" в современном обществе. Учит видеть художественные детали и определять их роль в литературном произведении.
-
Разработка урока внеклассного чтения в 8-м классе на тему "Художественные особенности рассказов А.Вампилова" 2009
Данный урок - ещё один шаг на пути познания творчества писателя-земляка А.Вампилова. Знания, полученные на уроке, станут опорными при изучении пьес А.Вампилова в старших классах. Содержание и форма урока позволяют развивать навыки анализа художественного произведения, приобщать учащихся к работе над литературно-критическими статьями, формировать навыки работы над опорными записями.
-
Литературно-музыкальная композиция "Узнают голос мой…" (А.Ахматова) 2009
Анна Ахматова - целая эпоха в поэзии нашей страны. Она, спутница нескольких поколений, щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободой и крылатой поэзией - от первых книг о любви до стихов стоящего под огнем Ленинграда. Познакомить учащихся с нелегкой судьбой и творчеством поэтессы призвана данная композиция.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "Русский классицизм, отражение его в литературе, живописи, скульптуре и архитектуре" 2009
Учитель делится опытом проведения интегрированных уроков (литература + история + изобразительное искусство). Представленный материал будет интересен учителям русского языка и литературы.
-
Урок-мастерская по рассказу И.Э. Бабеля "Переход через Збруч" 2009
Выбор формы работы обусловлен сложностью изучаемого текста. Урок-мастерская (или урок с элементами мастерской) позволяет, обращаясь в первую очередь к чувствам ученика, разбудить его личную заинтересованность в изучении темы, раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого. Работа в группе снимает синдром тревожности, активизирует деятельность учащихся, позволяет выполнять максимальный объём работы.
-
План–конспект урока по литературе "Лирическое стихотворение". 6-й класс 2009
После темы "Родная природа в русской поэзии ХХ века" в 6-м классе проводится урок по национально-региональному компоненту по изучению творчества хакасской поэтессы Н.М. Ахпашевой. Цель урока: интерпретация лирического стихотворения "Мне снятся запахи степные". В ходе урока проводится частичный анализ стихотворения, работа в группах по определению картинного и музыкального ряда, цветовой гамме.
-
Урок по литературе по теме "Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества" 2009
Цель урока - познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя; совершить заочное путешествие в усадьбу Ясная Поляна. Жизненное кредо Толстого "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". На уроке используется презентация, учащиеся работают с дневниковыми записями писателя.
-
Путешествие по страницам "Памятных записок И.И. Лажечникова" 2009
Урок проводится после самостоятельно прочитанной книги И.И. Лажечникова «Новобранец 1812 года» (отдельных глав). Учащиеся идут вслед за событиями 1812 года, истории России, вспоминают отдельные детали, размышляют над проблемами. Цель данного урока - обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание любви к родной истории, литературе.
-
Урок, посвященный жизни и творчеству В.С. Высоцкого, "Я, конечно, вернусь…" 2009
Урок дополнен презентацией со звуковыми файлами песен В.С. Высоцкого и буклетом. Урок нестандартный, занимает по времени 55 минут. У учащихся сформировано представление о творчестве В.Высоцкого, выявлены черты его индивидуальности.
-
Урок русского языка по теме "Эпистолярный жанр" 2009
Основные цели данного урока: знакомство с понятием «эпистолярный жанр» и его разновидностями; развитие творческих способностей учащихся, умения писать сочинение в эпистолярном жанре; формирование культуры общения.