Литература
-
Поиски оптимальных условий обучения девятиклассников при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2009
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности девятиклассников с вниманием к содержательной стороне урока для более успешного решения образовательных задач при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
-
Доля женщины в случайном семействе (По произведениям Ф.М. Достоевского) 2009
В работе поднята тема судьбы женщины в творчестве Ф.М. Достоевского.
-
Урок внеклассного чтения после изучения темы "Сказки Андерсена". Тема: "Путешествие к Андерсену" 2009
Данный урок по форме является нестандартным. Его можно использовать как заключительный или как урок внеклассного чтения после изучения темы "Сказки Андерсена". В структуре урока присутствуют элементы игры, творчества, соревнования.
-
Литературно-музыкальная композиция "Опять я с вами, о юные друзья!" 2009
Идея этой работы заключается в том, чтобы ученики научились видеть своеобразие мира поэта в сопоставлении с другими образными системами. В ходе изучения биографии поэта ученики готовятся к восприятию его произведений, приучаются к медленному, вдумчивому чтению, переживанию прочитанного. В подготовительный период ребята сами выбирают интересный материал из биографии поэта.
-
Элективный курс предпрофильной подготовки "Ямб или хорей" 2009
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9-го класса. Она может помочь одарённым школьникам углубить свои знаний, подготовиться к сдаче ЕГЭ по литературе, к участию в олимпиадах и творческих конкурсах.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Л.Н. Толстой "Лев и мышь" 2009
Разработка урока внеклассного чтения в коррекционном классе. Материалы могут быть использованы для занятий с детьми, обучающимися по программе VIII вида, но в общеобразовательных классах.
-
Урок литературы в 6-м классе "Зимние мотивы в поэзии А.С.Пушкина" 2009
Урок проводится с применением ИКТ. Использование компьютерной презентации позволяет раскрыть тему «Зима в живописи», увидеть картины И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Б.Щербакова, услышать актерское исполнение стихотворений А.С. Пушкина, проиллюстрировать картинами русских художников стихотворения А.С. Пушкина.
-
Урок литературы в 11-м классе "Душа и колючая проволока" (отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицина и В.Т. Шаламова) 2009
Урок-обобщение по творчеству А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова в форме бинарной лекции; кроме программных произведений обсуждаются самостоятельно прочитанные главы из «Архипелага ГУЛАГа», повести «Раковый корпус», романа «В круге первом». Урок сочетает комплексное самостоятельное применение знаний в новых условиях, их обобщение и систематизацию, осмысление исторических и литературных процессов и явлений. Этим обусловлен его проблемный характер.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Драгунского "Девочка на шаре" "Счастье – это когда тебя понимают" (тема взросления в рассказе В.Драгунского) 2009
Постижение нравственных категорий через раскрытие художественных образов, через решение этических и эстетических проблем – вот круг вопросов, которые рассматриваются на уроках внеклассного чтения. Представляю вашему вниманию урок внеклассного чтения по рассказам В.Драгунского. Он показывает, как происходит активизация познавательной деятельности и нравственное прозрение учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 5-м классе по теме "Герои детских книг, или Путешествие в страну Литературию" 2009
Данный урок проводился как обобщающий по внеклассному чтению в 5-м классе. Форма - путешествие. Идея интегрировать его с английским языком состоит в том, что учащиеся могут не только пересказать прочитанные произведения, но и проявить свои умения строить элементарные высказывания на английском языке, а также понимать иностранную речь.
-
Урок-КВН в 5–6-м классе по теме "Родная природа в произведениях УНТ, в изображении русских поэтов, художников, композиторов" 2009
Урок способствует развитию умений выразительно читать стихотворения, составлять связный текст (сочинение-рассуждение "Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года"; сочинение-описание картины; сочинение-миниатюра по музыкальному произведению (отрывку)); сочинять четверостишия по заданным рифмам; работать со справочниками, книгами, сборниками, в интернете.
-
Урок литературы в 8-м классе по программе А.Г. Кутузова "Моя Мадонна. Сонеты Франческо Петрарки" 2009
"...Моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец...". Чарующая музыка этих строк пленила меня еще в юности. Но и тогда я почувствовала в пушкинском сонете какую-то недосказанность. Я хотела увидеть, представляла и не могла представить Мадонну. Я искала чистейший образец прелести в картинах мастеров Возрождения, в стихах, в музыке, в названиях, в строгих образах православных храмов...
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями" 2009
На уроке дети познакомятся с творчеством И.А. Крылова. Узнают о его биографии, рассмотрят инсценировки некоторых басен и поговорят о их морали.
-
Урок литературы "Мгновения счастья в жизни юных героев повести Ч. Айтманова "Ранние журавли". Анализ эпизода 2009
Методическая разработка будет полезна учителям литературы, работающим по программе для национальных школ России. Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения с целью усвоения идейного содержания повести. Анализируя эпизод, учащиеся приходят к пониманию того, что в художественном произведении нет ничего случайного, всё взаимосвязано и подчинено главной задаче: глубже раскрыть идейное содержание повести, показать душевные качества героев.
-
Внеклассное мероприятие "Славим тебя, Старый Оскол", посвященное 415-й годовщине г. Старый Оскол 2009
Данное мероприятие является итогом многодневной, кропотливой работы учителей русского языка и литературы и информатики. Обучающиеся под руководством учителей посетили музей в Обуховке и краеведческий музей, с целью сбора информации о знаменитых земляках В.Я. Ерошенко, Н.Ф. Ватутине.
-
Урок литературы в 8-м классе. Урок внеклассного чтения по рассказам В.М. Шукшина "Волки", "Обида", "Мастер" с использованием стихотворений уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой 2009
Разработка урока литературы в 8-м классе. На уроке проводится параллель между творчеством В.М. Шукшина и творчеством уральской поэтессы Л.К. Татьяничевой. Целью урока является воспитание нравственности, духовности, умения видеть и ценить прекрасное.
-
Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе 2009
Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. В процессе чтения художественного произведения у ребенка накапливается опыт разнообразных читательских переживаний.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "М.Ю. Лермонтов «Бородино». Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова" 2009
Материал представляет собой систему уроков, посвященных жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Урокам предшествует подготовительная работа. Ученикам раздается индивидуальная работа - поиск материалов к уроку. В ходе урока проводится словарная работа (объяснение трудных слов), устное словесное рисование, наблюдение над речью рассказчика.
-
Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок ставит цель сформировать представления о многогранности таланта А.С. Пушкина, дать целостное представление о жизни и творчестве великого русского поэта, более глубоко изучить лирику А.С. Пушкина.
-
Художественный мир М.И. Цветаевой. Урок литературы в 11-м классе с использованием электронного учебника-хрестоматии 2009
Намечены основные направления для организации глубокого, разностороннего анализа стихотворения. Опираясь на статью, старшеклассники погружаются в особенный мир поэзии М.И. Цветаевой: мир самопознания и самораскрытия, мир переоценки себя и ценностей, глубокий психологизм и философия бытия, где сон-духовник - это свет собственной совести.
-
Технология мастерских на уроках литературы 2009
Мой опыт проведения уроков-мастерских сформировался в условиях сельской школы на основополагающих принципах личностно-ориентированного обучения, с использованием технологии развивающего метода, на основах методики Е.Н. Ильина. Решая задачи формирования личности, вижу свою педагогическую, задачу: "Умножать, а не только уважать человека в человеке" (Е.Н. Ильин).
-
Интегрированный урок (технология + литература) по теме "Православный праздник Пасхи в русской литературе и прикладном творчестве" 2009
Урок предлагает погрузиться в атмосферу пасхального праздника, обратиться к духовно-нравственным и культурным традициям нашей страны и провести урок-экскурсию. Результатом же совместной работы станет книга о Пасхе для школьной библиотеки.
-
Урок-рассуждение в 11-м классе по творчеству Ф.Абрамова "Жить в ладу с самим собой и своей совестью" 2009
На уроке учащиеся узнают о жизни Ф.Абрамова, видят его позицию, его отношение к жизни, к людям.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) в 7-м классе по теме "Москва! Как много в этом звуке…" 2009
Проведение урока было ориентировано на патриотическое воспитание учащихся. Учителям очень хотелось довести до учащихся, живущих в глубинке, дополнительную информацию о Москве не только как об административном центре, но и как культурном, промышленном, транспортном. Приём интеграции показался самым удачным для реализации такой объёмной и многогранной задачи.
-
Литературная композиция, посвященная памяти А.С. Пушкина 2009
В работе представлен сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8–9-х классов, посвященной памяти А.С. Пушкина, его последним дням жизни, его творчеству этого периода. На данном уроке ученики полностью и с максимальной отдачей погружаются в атмосферу того времени, о котором идет речь, с интересом, вниманием слушают учителя и сами принимают непосредственное участие в проведении урока.
-
Урок мужества "Площадь Памяти". 4–6-й классы 2009
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма, соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теоретико-информационную (эмоциональный настрой) и практическую (творческая мастерская). Цель – через музыкально-литературную подборку и творческую мастерскую дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.
-
Урок литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Раскольников и Соня Мармеладова" 2009
Романы Ф.М. Достоевского – это размышления о пути человеческом, о выборе, который делает человек: путь совести, сострадания – нелегкий путь. В портрете Достоевского заключена вся боль за каждого из нас, стремление создать на земле царствие добра, любви, милосердия, справедливости. По Достоевскому, путь к этому – нравственное совершенствование каждого человека.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" "Прости нас, Бим…" 2009
Данный урок представляет собой итог прочтения книги. Главная цель – пробудить чувство милосердия, любви к окружающей природе. Урок поможет задуматься о сложных взаимоотношениях человека и природы, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Своеобразие сказки М.К. Юрасовой "Озеро-сердце" 2009
Специфика курса "Литературное наследие Сибири" заключается в том, чтобы познакомить с литературным наследием Омской области, региона, кругом имен авторов, литературно-краеведческим материалом; показать, как рождалась сибирская литература, как она развивалась. Урок-исследование с элементами мастерской знакомит с историей развития жанра литературной сказки в Сибири, .
-
Урок-лекция "Баллады В.А. Жуковского" 2009
Целями данного урока являются: знакомство с творчеством В.А. Жуковского как великого переводчика; формирование интереса к творчеству поэта; знакомство с понятием романтизм, его особенностями; отличие произведений романтизма от произведений классицизма; знакомство с понятием "баллада", свободный перевод, деление баллад на группы.