Цель:
- активизировать исследовательскую деятельность учащихся;
- проследить за развитием образа зеркала в творчестве Ахматовой;
- понять многоликость образа зеркала и его роль в раскрытии души лирического героя.
Оборудование:
- раздаточный материал с заданием,
- портреты Ахматовой, написанные Н.Альтманом и Осмеркиным;
- фотографии поэта, сделанные в разные годы.
Ход урока
1. Вводное слово
Что значит зеркало в нашей жизни?
Это - амальгамированное стекло; атрибут красоты; предмет, отражающий отношение людей друг к другу. Может, поэтому зеркало обрело свое магическое значение. Что мы видим в зеркале? Что кроется за ним?
Вот что пишет ученица в своей работе "Мой друг - зеркало":
- Моя любимая вещь - зеркало. Я в него всегда смотрюсь и улыбаюсь. Иногда разговариваю с ним и пою. Мое зеркало выглядит очень привлекательным и строгим. Но если узнать его лучше, оно очень нежное, ласковое, понимающее и доброе. Когда я грущу, оно тоже грустит, а когда я счастлива, оно тоже счастливо. Когда мне некому открыться, я все рассказываю зеркалу. Оно мой истинный друг".
- Что видела девочка в зеркале? О чем думала, мечтала, когда смотрелась в него?
Вы сейчас в том возрасте, когда вас интересует то, что происходит с вами, вас заботит ваша внешность, характер. Вы подолгу смотритесь в зеркало. Что вы в нем видите?
2. Проведем игру "У зеркала".
Одни ученики будут представлять зеркало, а другие смотреться в него и спрашивать: "Свет мой, зеркальце, скажи:" " Зеркало" отвечает: "Я отражаю:" - и делится своими впечатлениями о том, кого он " "отражал". В конце благодарят: "Свет мой, зеркальце, благодарю:"
- Волновались ли вы, когда смотрелись в зеркало?
Трудно ли быть зеркалом и объективно отражать увиденное?
3. Столетиями люди всматривались в зеркало и видели в нем не только свое отражение, но воспринимали его как символ самопознания. Зеркало являлось образом мира и Бога, истины и самопознания и в то же время обманчивости, неподлинности. Отражение в зеркале у некоторых народов почиталось как вместилище души. Иногда воспринимали его как дверь в другой, потусторонний мир. Кроме того, с зеркалом связывалась способность концентрировать, сохранять и трансформировать энергию, духовную силу. В Древнем Китае зеркало связывалось с числом 8 как знаменующим божественное совершенство и являлось символом отваги, знания, милосердия. В Средневековой Европе зеркало, с одной стороны, воспринималось резко негативно как предмет роскоши, атрибут тщеславия, а также безумия; однако в то же время оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания, истины. Зеркало также выступало символом слова Божьего. Негативный аспект образа был обусловлен его связью с двойничеством, удвоением реальности. Поэтому неудивительно, что образ зеркала играл важную роль в творчестве поэтов, писателей разных эпох. Но свое особое значение образ зеркала приобрел в творчестве поэтов и писателей Серебряного века, ярким представителем которого была А. Ахматова.
Сегодня нам предстоит выяснить, какую роль играл образ зеркала в лирике Ахматовой.
4. Работа в группах
Задача каждой группы: выяснить, какое значение имел образ зеркала в определенный период творчества Ахматовой.
Задание: подготовиться к выразительному чтению стихов, проанализировать их, пользуясь дополнительными материалами. Письменно оформить свои выводы и доказать свое мнение.
I группа - 1910-е годы.
1. Какой видела себя Ахматова в 1913 году?
(1. Молодой, привлекательной женщиной;
2. Женщиной, познавшей горечь разлуки с любимым.)
2. Что показывало "зеркало" 1915 года? (новое изображение, которое вызывает горькое и странное чувство; но в то же время лирическая героиня беспечна, как юная девушка.)
3. О каком портрете идет речь в отрывке из "Эпических мотивов"? Что общего между портретом, написанным Н.Альтманом, и стихотворением? (В "Портрете Анны Ахматовой" Н. Альтмана и стихотворением много общего в изображении внешности, внутреннего состояния героини).
4. Каким человеком представляется Ахматова в эти годы? (Ахматова - обаятельная молодая женщина и в то же время поэт, предвидевший будущее).
Посмотрите внимательно, как меняется образ зеркала:
зеркало -> серый -> потемневшее трюмо = проявляется, как на картинке, новый образ (тройной, и образ этот с каждым разом печальнее.)
Вывод: зеркало -
1. отражение внешности;
2. отражение любви - разлуки;
3. отражение будущей нелегкой жизни.
II группа - 1920-1940-е годы.
1. О каких трагических событиях в жизни Ахматовой идет речь в "Северных элегиях"? (сын Лев, был многократно арестован; муж Николай Гумилев расстрелян в 1921 году.)
2. Что, по-вашему, "жило" в доме? (Страх, ожидание каких-то трагических событий, предвидение своей судьбы).
3. Что значит "зазеркалье", где творилось то, чего не хотели видеть герои? ("Зазеркалье" - это страшная реальность 30-40-х годов, когда каждый человек не был уверен в своем будущем)
4. Как изменяется образ зеркала в отрывке "Путем всея земли"? Что значат "разбитые зеркала" в данном контексте? (Разбитые зеркала - несчастье, трагедия не одного человека, а множества людей - целого народа; обратить внимание на слова: "ночь", "зарезанный" - "ночь" - беспросветная жизнь; "зарезанный" - убитый (жертва)
Вывод: в эти годы зеркало - отражение трагической судьбы целого народа, но в то же время надежда на светлое будущее.
III группа - 1960-е годы.
1. С каким событием шестидесятых годов связано стихотворение? (Речь идет о присуждении премии "Этна-Таормина", которую Ахматова получила с большим трудом).
2. Почему автор называет тишину " запретною"? (Реалии шестидесятых годов, когда многим гражданам СССР запрещен был выезд за границу);
3. Что подразумевает поэт под "красными занавесками"? Как ей живется за этими "занавесками"? (Красный флаг - символ СССР; занавески - аналогия с "железным занавесом", поэту тяжело в атмосфере всеобщего запрета).
4. Почему зеркала боятся лирического героя? (В зеркалах герой видит свои отражения разных лет. Внутренне свободная, Ахматова многие годы жила, чувствуя зависимость от обстоятельств, Но она мужественно выдержала все испытания).
Вывод: в эти годы зеркало -
1. отражение перемен в судьбе Ахматовой;
2. отражение стойкости, силы духа.
5. Общий вывод - итог:
Таким образом, в творчестве Ахматовой образ зеркала имел разное значение:
1. В 1910-ые годы образ зеркала являлся отражением внешности, образом одиночества, отражением будущей нелегкой жизни;
2. В 1920 - 40-е годы стал отражением трагической судьбы целого народа и в то же время символом надежды в светлое будущее;
3. В 1950-60-е годы стал отражением судьбы поэта, символом стойкости, силы духа.
Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у поэта образ зеркала в разные годы обретал новое значение. Как гениальный поэт Ахматова через этот художественный образ сумела показать не только судьбу отдельной личности, но историю своей страны. Ахматова всегда верила в лучшее будущее своей Родины. Она писала: "Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа, Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".