А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин
Жизнь, прости,
Прости людей за зло,
Дай время нам себя
Научить любви.
А.Розенбаум
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Форма нашего сегодняшнего урока – мастерская. Обычно в мастерской - швейной, кожевенной и т.п. – идёт процесс создания чего-либо материального. Мы же будем создавать, точнее, продолжать создавать в себе внимательного читателя.
Мастерская – это процесс, поэтому
- В нём участвуют все – это условие достижения результата
- Каждый имеет право на собственное мнение
- Каждый имеет право на ошибку
В ходе мастерской вы будете вести некоторые записи в тетрадях (они должны быть открыты постоянно), получать по мере необходимости дополнительную информацию, обсуждать в своей группе ответ на какой-либо вопрос, слушать и осмысливать выступления других и дополнять при этом свои собственные записи. Поэтому будьте внимательны – и в путь!
2. Первый этап работы.
Однажды на одной из своих лекций известный русский писатель 20 века В.В.Набоков предложил своим студентам из десяти названных качеств читателя отметить те, которыми можно охарактеризовать настоящего читателя. Мы попробуем выполнить то же задание.
Прочитайте информацию (Приложение 1) и выполните задание в своей группе. Представьте мнение группы, объясните его.
Сам же Набоков считал, что у настоящего читателя должны быть воображение, память, словарь и некоторое художественное чувство. Именно это понадобится сегодня на уроке. Предметом нашего разговора будет рассказ писателя 20 века, писателя, имя которого прозвучит для вас впервые – Исаак Эммануилович Бабель, человек яркой, неординарной писательской судьбы и очень непросто и драматично сложившейся личной биографии.
Прочитайте «Автобиографию» Бабеля и в группе выберите с вашей точки зрения наиболее интересные и существенные факты. Представьте мнение группы, объясните его.
Каким же он был, Бабель – человек и Бабель – писатель? Взгляните на его портрет. Серьёзное, строгое лицо, проницательный взгляд через стёкла очков, умный и наблюдательный. Воображение и художественное чувство помогает читателю попытаться представить, каким был этот человек в жизни; понять, каким писателем был Бабель, помогут отзывы о нём критиков и современников, друзей и недругов.
Прочитайте в группе выдержки из статей о Бабеле (Приложение 2), выберите наиболее существенные, на ваш взгляд, характеристики мастерства писателя. Представьте мнение группы, объясните его. Сделайте запись в тетрадях: «Своеобразие художественного мира И.Э.Бабеля: 1. ….. 2. ….. и т.д.».
Наша задача сегодня – убедиться в достоверности этих мнений или же опровергнуть их, и обратимся мы к книге, которая и сделала Бабеля известным. Книга эта – «Конармия» (1926 г.)
Прочитайте информацию об этой книге (Приложение 3), которая потрясла воображение современников писателя и до сих опор мало кого оставляет равнодушным.
3. Второй этап работы.
Итак, знаменитая Первая Конная Будённого. Такие далёкие от нас события! Начало 20 века. Гражданская война. Вооружённое столкновение различных политических сил, социальных и национальных групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования под знамёнами разных цветов и оттенков внутри одной страны. Война с собственным народом! Две наиболее организованные и непримиримо враждебные силы, ведущие борьбу на взаимоуничтожение, - белые и красные.
Врываясь на территории «красных» губерний, белые (казачьи) части вешали, расстреливали, насиловали, грабили и пороли местное население. Действия красных мало чем отличались. Эти зверства рождали страх и ненависть, желание отомстить, пользуясь теми же методами. Волна злобы и взаимной ненависти захлестнула страну. Всего в годы войны в обеих армиях погибло 800000 человек, из них 300 тысяч убиты, 50 тысяч умерли от ран, 450 тысяч – от эпидемий. В июне1918-октябре 1919 г.г. красными расстреляно 16 тысяч человек, т.е. 22 человека в день. В 1920-1922 г.г. ревтрибуналами осуждено 357 тысяч 655 человек. Это – только цифры. Но за всеми цифрами – люди. И кровь у все одного цвета…
Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле - Русь.
Помогите - на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь - руда!И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева - и в чрево:
- Мама!Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?Белый был - красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был - белый стал:
Смерть побелила.- Кто ты? - белый? - не пойму! - привстань!
Аль у красных пропадал? - Ря - азань.И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!Без воли - без гнева -
Протяжно - упрямо -
До самого неба:
- Мама!
(Марина Цветаева. «Лебединый стан». Декабрь 1920)
Размах антибольшевистских выступлений потребовал создания массовой регулярной армии на принципах классового подхода, что и было провозглашено Декретом 1918 года. В мае 1918 в Красной армии состояло около 300 тысяч человек, в феврале 1919 – более 1 миллиона, спустя ещё год – более 3 миллионов, а к концу 1920 года – свыше 5 миллионов бойцов и командиров. Важное место в армии начала 20 века занимала кавалерия, способная к быстрым переходам и неожиданным ударам в тыл противника.
Прочитайте информацию (историческую справку) о Первой Конной армии С.Будённого (Приложение 4).
Главным событием 1920 года была война с Польшей. Власти Польши рассматривали Советскую Россию как угрозу своей независимости. Наступление польских войск началось в 1919 году, а в апреле 1920 были взяты Житомир и Киев. Однако уже через месяц Красная армия, собрав крупные силы на западном фронте, смогла перейти в ответное наступление, и 12 июля Киев был освобождён.
Посмотрите плакаты этих лет, созданные В.В.Маяковским.
Именно в 1920 году в составе Первой Конной находился И.Э. Бабель. И именно этому походу армии Будённого посвящена «Конармия», которая открывается новеллой «Переход через Збруч» (1924).
Вслух читает учитель, текст перед глазами учащихся.
Запишите в нескольких словах свои ощущения по прочтении рассказа. Обсудите в группе, представьте мнение группы. Дополните свои записи услышанным от других.
4. Третий этап работы.
Речь идёт о кровавых, безжалостных событиях гражданской, самой страшной и бесчеловечной из всех войн, так как в ней нет победителей, только побеждённые.
В Первой Конной сам Бабель пробыл достаточно долго, был свидетелем и участником многих событий. Но это не совсем обычная книга о войне. В ней нет сражений. Это роман о человеческой душе в тревожном и несправедливом мире, о Человеке в вихре разыгравшихся событий.
Мы определили свои первые впечатления, ощущения. Задача теперь – понять, как достигается определённый эффект воздействия, как создаётся художественный мир произведения, оправдываются ли те оценки, которые давали Бабелю современники.
Художественный мир произведения определяется временем, пространством и героями. Перечитаем 1-й абзац.
Назовите факты, события в их временной последовательности.
(донесение начдива, взятие Новограда-Волынского, штаб выступил, обоз растянулся)
Действие развивается динамично и неизбежно, факты следуют один за другим. По отношению ко всему рассказу это вступление, экспозиция, ею задаётся жёсткий ритм. И здесь уже – все основные мотивы и структурные элементы. Разобраться нам поможет запись в форме таблицы: в каждой графе слева – выписки из текста, справа – комментарий.
Коллективная работа с текстом первого абзаца – заполнение таблицы 1
ВРЕМЯ |
ПРОСТРАНСТВО |
ГЕРОИ |
|||
|
|
|
|
|
|
Посмотрите, как много уже в первом абзаце противопоставлений: прошлое и настоящее, восток и запад, я и мы. Но главное из них – человек и война.
Коллективная работа с таблицей 2
ЧЕЛОВЕК |
ВОЙНА |
|
|
5. Четвёртый этап работы.
Продолжите работу над текстом рассказа самостоятельно, с обсуждением в группе – как проявляется в тексте одна из названных категорий художественного мира произведения.
Групповая работа по заполнению таблиц.
Представление группами результатов работы (остальные записывают).
6. Пятый этап работы.
Диалог – формально выражен в репликах, но не становится собственно диалогом, разговором, реплики тонут в пустоте (нет ответов!). Диалог – «диа» – два – сцепление, соединение, связь; здесь же – разорванность отношений между людьми на войне. Монолог – крик души живущего, пока ещё живущего человека – обращён к читателю. Открытость обращения выражена многоточием в конце.
Надо было самому пройти через это, чтобы так об этом написать. Дневники Бабеля 1920 года называются «Ненавижу войну!»: «Почему у меня такая непреходящая тоска? Потому что далёк от дома, потому что разрушаем, идём, как вихрь, как лавина, всеми ненавидимые; разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде». Бабель одним из первых увидел разлом жизни, разлом истории и написал о напрасно пролитой крови, показал бесконечную разнородность действительности, способность человека одновременно быть возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и милосердным.
Выберите из предложенных стихотворных цитат (Приложение 5) ту, которая, по-вашему, наиболее соответствует эмоциональному фону рассказа, его идее и вашим собственным впечатлениям и ощущениям. Запишите в тетрадь.
7. Шестой этап работы.
Напишите свои «Размышления после прочитанного». Прочитайте и обсудите в группе, дополните свою работу.
8. Рефлексия.
Литература:
- И. Бабель. Избранное. Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. Серия «Школа классики».Сост. Е.Шкловский. Изд. АСТ, 1997
- Н.Тралкова. Урок по рассказу И.Бабеля «Переход через Збруч». - «Литература», №14, 1995
- М.Г.Белова. Тематическое планирование уроков литературы в 8-9 классах с тестовыми заданиями и частичным сопровождением. СПб, 1998
- Т.Я. Еремина. Мастерские по литературе. Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2004
- И.А.Мухина, Т.Я.Еремина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя.- СПБ., 2002.