Цели: обобщение и систематизация полученных знаний
Необходимый материал:
- выставка разных изданий книг русских народных сказок
- иллюстрации к русским народным сказкам
- карточки с заданием для групп
- реквизит (ободки с рожками, ушками, нож, хвост, платок), ватманы, краски
План-конспект
I. Вводное слово учителя об уроке.
Основная часть.
1) Викторина (для всего класса).
- Знаете ли вы сказки? Это выяснит наша викторина. Я буду зачитывать начало сказки, а вы по этому началу должны угадать, что это за сказка. Итак, начинает сказка сказываться:
- "В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали:" ("Иван-крестьянский сын и чудо-юдо")
- "Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна-красна - у лисицы избушка и растаяла, а у зайчика стоит по старому." ("Лиса, заяц и петух")
- "Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый; надоел он мужику. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает!" ("Кот и лиса")
- "У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что не сделает, за все её гладят по головке да приговаривают: "Умница!" А падчерица как ни угождает - ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи каждый день слезами умывалась" ("Морозко")
- "В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведбмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасией Прекрасною; у них было три сына - царевича" ("Три царства - медное, серебряное и золотое")
- "За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям; по дальним сторонам; долгое время домой не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает" ("Морской царь и Василиса Премудрая"
- "Жил один кузнец.
- Что, - говорит, - я горя никакого не видал. Говорят, лихо на свете есть; пойду поищу себе лихо" ("Лихо одноглазое")
- "Худое житье было старику со старухою! Век они прожили, а детей не нажили; смолоду ещё перебивались так-сяк; состарились оба, напиться подать некому, и тужат и плачут. Вот сделали они колодочку, завернули в пеленочку, положили в люлечку:" ("Терёшечка")
2) Задания по группам (три группы). Каждая группа вытягивает карточку с эпизодом. Необходимо проинсценировать указанный отрывок, используя реквизит. Ученики других групп должны назвать русскую народную сказку.
Карточка 1. (автор, отец, сын, конь) "Сивко-бурко"
"- Иван-дурак собрался, пришел на могилу, лежит; в полночь вдруг могила расступилась, старик выходит и спрашивает:
- Кто тут? Ты, большой сын?
- Нет, батюшка! Я, Иван-дурак.
- Что же больш-от сын не пришел?
- А он меня послал, батюшка!
- Ну, твое счастье! Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил!"
Карточка 2. (старик, старуха, Хаврошечка, корова) "Крошечка-Хаврошечка"
"- Режь рябую корову!
Старик:
- Что, ты жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
- Режь, да и только!
- Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
- А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек заверни, в саду их посади и никогда меня не забывай:"
Карточка 3. (старуха, Мартынка, собака) "Волшебное кольцо"
"Вот пришел Мартынка домой, мать тотчас стала спрашивать:
- Что купил, сынок?
- Купил себе первое счастье.
- Какое такое счастье?
- А вот он - Журка! - и кажет ей собаку!
- А больше ничего не купил?
- Нет, вся сотня на собаку пошла"
3) Собери поговорку, объясни смысл. Каждая группа получает вразброс разрезанные слова одной поговорки:
1. Без понукалки и сказочник дремлет.
2. Сказка - складка, послушать сладко.
3. Красна сказка складом, а песня - ладом.
4) Ребята, в сказках всегда борются две силы: добро и зло. Напишите слова-ассоциации к этим словам в две колонки (один участник команды представляет ответ)
5) На ватмане изобразите свое понимание добра и зла (два ученика поясняют рисунок своей группы)
6) В течение трех-четырех минут написать несколько предложений "Зачем нужно читать русские народные сказки". Один ученик от группы представляет ответ.
III. Подведение итогов.