Цель урока: используя прием драматизации, прием эмпатии, знакомим учащихся с биографическими данными писателя, особенностями его творчества. Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон», углубить понятие о сатире. Способы создания комического. Роль художественной детали в раскрытии образов.
Ход урока:
- Добрый день, ребята! Любите ли вы сюрпризы? Мы с ребятами вам его приготовили, посмотрите.
(Инсценировка эпизодов из знакомых ребятам рассказов А.П. Чехова «Хирургия», «Лошадиная фамилия».)
- Что объединяет эти две инсценировки?
(Автор данных рассказов А.П.Чехов)
-Знакомились ли мы ранее с творчеством данного писателя? Поэтому сформулируйте форму и тему урока.
(Урок-встреча с А.П.Чеховым, писателем и человеком.)
- Сегодня у нас с вами новая встреча с данным писателем. И я приглашаю вас в литературную гостиную, где и пойдет разговор о творчестве и жизни А.П.Чехове.
Знакомьтесь с нашими гостями, которые и помогут нам в этом знакомстве: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, К. Чуковский, А.Ревякин, Россолимо.
(Используется прием эмпатии. Ребята исполняют данные роли.-. Используется материал учебника «Литература» )
- Ребята класса по ходу выступлений составляют таблицу-схему:
- Каким человеком предстает Чехов по этим воспоминаниям?
- Какие творческие манеры отличают писателя?
А.П. Чехов | |
человек | писатель |
занимается врачебной практикой, помощь голодающему поколению, жизнь наполнена работой, гостеприимный |
использует малые формы написания, точно и предельно кратко изображает правду, сатира отличается мягкостью. |
а) Проверка данной работы.
2.Слово учителя: Антон Павлович Чехов - мастер коротких рассказов.
Я предлагаю вам встречу с героями знаменитого рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
(инсценировка данного рассказа заранее подготовленными учащимися).
3. Работа по содержанию:
4. Посмотрите на схему и определите, какой вопрос зашифрован в ней?
ХАМЕЛЕОН = «ХАМЕЛЕОН»
(Почему данное произведение так называется?)
- Давайте попробуем ответить на данный вопрос: почему это произведение называется «Хамелеон»?
Кто же является хамелеоном в данном произведении?
(Очумелов- хамелеон особого рода. Исполняя должность полицейского надзирателя, он сознает себя представителем власти. Очумелов буквально счастлив от осознания власти над людьми.)
- Давайте посмотрим по тексту и выделим все признаки проявления этой власти?
(Строго покрикивает, грозно шевелит бровями, хозяйски шагает по базарной площади).
- Какую ситуацию выбрал для раскрытия «хамелеонства» Очумелова Чехов?
(Чехов всегда умело в своих рассказах обыгрывает жизненный, реальный материал).
- Сколько раз меняет Очумелов свое решение относительно собаки? Почему?
(в зависимости от чина предполагаемого хозяина собаки)
- Только что мы видели, как Очумелов властно шагает по базарной площади, у него «свой раб» Елдырин. Очумелова боятся завсегдатаи базара. И вдруг что происходит?
- Как это отразилась на его репликах?
-А каким он остался в глазах подчиненных, зевак, наблюдавших сцену с собакой?
Что его спасает?
(Хамелеонство)
5. Посмотрите на представленные иллюстрации.
(на иллюстрациях- шинель, крыжовник)
- Что их объединяет? Можно ли сказать, что это просто иллюстрации к произведению?
Какую роль они играют?
(А.П.Чехов – мастер художественной детали. Они подчеркивают характер персонажей, главную мысль рассказа)
- Дополните список . Какие еще художественные детали использовал Чехов в рассказе?
(палец Хрюкина, говорящие фамилии)
- Каким чувством навеян данный рассказ? Какой прием, на ваш взгляд, использует Чехов- сатиру или юмор?
- Вернемся к Очумелову. Каковы его действия? Способен ли он мыслить, чувствовать? Вызывает ли это смех?
- С кем еще мы встречаемся в описательной части?
(Хрюкин- полупьяное лицо, окровавленный палец)
- Смешная ли это картина?
- А теперь обратим внимание на щенка. Что написано в его глазах?
- Так к какому выводу подводит нас А.П.Чехов?(писатель использует сатиру, а читателю становится грустно и страшно от нарисованной картины)
6. Делаем вывод.
Составьте призыв, который, на ваш взгляд, должен звучать после знакомства с этим произведением.
(Люди, не будьте хамелеонами! Хамелеонству - НЕТ!) и др.
Домашнее задание:
напишите сочинение-рассуждение: «Хамелеонство в нашей жизни».