Цели:
- познакомить с произведениями Ю. Тынянова, его взглядом на исторический процесс;
- развивать навыки сопоставления произведений разных авторов.
ХОД УРОКА
1. Краткая справка о жизни и творчестве Юрия Тынянова
2. Размышления о рассказе «Подпоручик Киже»
1) Краткий пересказ.
2) Беседа по вопросам.
? Почему один человек «исчез» из жизни,
не умирая, а другой появился неожиданно?
? Какую роль играет «бумага» в жизни
человека? – Она решает его судьбу.
Находим в тексте слова, говорящие о влиянии
«бумаги» на жизнь людей.
«Он (Синюхаев) привык внимать словам
приказов как особым словам, не похожим на
человеческую речь. Они имели не смысл, не
значение, а собственную жизнь и власть»
«Дело было не в том, исполнен приказ или не
исполнен, Приказ как-то изменял полки, улицы и
людей, если даже его и не исполняли»
«Он ни разу не подумал, что в приказе ошибка.
Напротив, ему показалось, что он по ошибке, по
оплошности жив»
? Только ли бумага влияет на жизнь людей
в государстве?
? Что руководит поступками Павла? –
Страх и гнев.
«И когда великий гнев становился великим
страхом, начинала работать канцелярия
криминальных дел…»
? Чего боится император?
«…он не знал, верны ли они, и не знал, кого нужно
опасаться»
«Кругом была измена и пустота»
? Как император «борется» с изменой?
«Он нашел секрет, как избыть их, – и ввел
точность и совершенное подчинение. Заработали
канцелярии»
В рассказе автор показал характер государства,
движущей силой которого является страх.
Страх рождается из недоверия людям. Люди могут думать, не соглашаться, предавать – поэтому, наверное, удобнее работать с бумагой. И роль бумаги в государстве возрастает, заменяя живых людей, личности.
3. Краткий пересказ повести «Малолетний Витушишников»
? Каковы причины развития действия в этом произведении?
– настроение Николая,
– страх
Просматриваем еще раз поступки Николая. Делаем
вывод, что он пытается охватить все стороны жизни
в государстве. Но это невозможно. Поэтому
возникает только видимость порядка. А для
создания видимости можно и нужно кого-то
наказать (не особенно задумываясь, кого, и к чему
это приведет, будет ли результат, и какой
результат ожидается), издать приказ и донести до
окружающих информацию о деяниях государя. В дело
вступает бумага.
Размышляем о роли бумаги в жизни людей (и снова
перед нами мнимая истина, которая нужна
государству для поддержания мнимой значимости и
ложного величия).
? К чему ведет возрастание значимости бумаги в жизни? – Отношение к людям равнодушно-казенное, уничтожается человеческое достоинство. Желание помочь другому отступает перед страхом за собственную жизнь, карьеру.
4. В повести «Восковая персона» Тынянов обращается к Петровской эпохе
Его интересует не время ломки старого, изменение жизни, он начинает повесть с момента, когда Петр перестает быть «властелином судьбы».
? Что беспокоит умирающего Петра?
– Он видит, как приостанавливается дело всей его
жизни, и переживает свое бессилие что-либо
изменить.
? Какой сон снится ему? Какую ношу он
тянет во сне? Что означает «пустота» во сне Петра?
Обращаем внимание на человека, сидящего в
каморке рядом с комнатой Петра. «Генерал-фискал»
ведет дела на знатнейших людей в государстве. Мы
наблюдаем за масштабами беззаконий, хищений, за
развращением нравов. Мы понимаем: дело, ради
которого жил царь, застопорилось. Нет рядом
продолжателей его начинаний.
? Но, может быть, жажда власти, борьба
честолюбий, мир интриг захватили только
«верхушку», соратников Петра? Обратившись к
петровской эпохе, писатель начал повествование
со смерти императора, сосредоточивая затем свое
внимание на жизни простых людей. Но жажда наживы,
предательство и доносительство охватили и народ.
В повести рассказана история двух братьев –
Якова и Михаила. Яков оказывается в петровской
кунсткамере, его продает брат; затем Михаил
доносит на мать, обоих пытают, потом отпускают, и
они возвращаются к дому, которого у них уже нет.
Повесть наводит на мысль о шаткости крутого
поворота, который насильно совершил Петр,
который ломал обычаи, установившиеся в течение
столетий, разрушал нравственные законы.
? Что было главным оружием петровского
государства? Страх. Да, страх заставляет людей
быть деятельными. Но всегда ли на пользу
государству? Вернемся к образу
«генерала-фискала»: он «ведет» дела. Но эти дела
на бумаге! И третье произведение Тынянова
наводит нас на мысль о мнимости движения жизни,
видимость порядка. Сильная личность,
могущественная, уверена, что все формы жизни
можно распланировать, и процветание государства,
счастье людей. Но Тынянов на любом историческом
материале упорно ставит проблему бессилия людей
перед ходом исторического процесса (в котором
вечность, повторяемость событий),
бессмысленность действий личности.
? Почему повесть называется «Восковая
персона»?
После смерти Петра художник Растрелли создает
его восковое подобие, которое может двигаться
(вставать, когда к нему приближаются, поднимать
руку). Фигура вызывает страх, который был
сильнейшим оружием петровского государства. Но
властвует фигура недолго: её ссылают в
кунсткамеру.
5. Ознакомившись с рассказами и повестью Ю. Тынянова, мы можем отметить, что в его произведениях центральный образ не человек, в центре его раздумий – государство.
Каким мы видим государство в произведениях Тынянова?
- Движущая сила государства во все времена – страх (государь действует под влиянием страха, опасаясь измены; подчиненные, боясь наказания);
- Страх создает видимость действия, поскольку цель действия – запугать или отвести угрозу;
- Нет места для индивидуальности, личности, поскольку индивидуальность непредсказуема; поэтому в государстве работа сводится к общению с бумагами (люди на бумаге менее опасны);
- Сильная личность может вносить изменения в жизнь государства, но эти изменения внешние; поэтому все попытки что-либо изменить бессмысленны.
«…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то
управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно
в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что
толку от лежащего нет никакого, сжигают его в
печи».
? Кто автор этих строк? Из какого
произведения эти слова?
6. Мы вспоминаем роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
? Может ли человек распоряжаться
жизнью других людей, планировать её?
Нет, поскольку он не может знать, что ожидает его
самого даже в ближайшее время. Человек только
себе и людям может казаться могущественным
(вспоминаем Берлиоза, Понтия Пилата).
? Как Тынянов в своих произведениях
отвечает на данный вопрос?
Человеку кажется, что он управляет жизнью, что
она проходит под его контролем, но он бессилен
что-либо изменить. Поэтому история – это
«движение, совершающееся кругообразно и без
цели».
? За что был наказан Иешуа Га-Ноцри?
Какую опасную для государства мысль он
проповедовал?Иешуа говорил о ненужности
государственной власти.
Почему власть оказывается ненужной? Каждый
человек стремится в первую очередь обезопасить
себя, устроить свою жизнь, сделать её комфортнее.
В корыстных интересах он не будет придерживаться
истины (творить добро, забывая о собственных
нуждах). А власть – это обычные люди. И Булгаков
показал, что на протяжении столетий люди не
меняются.
? У Тынянова мы увидели разные эпохи:
правление Павла, Николая и Петра. Что объединяет
эти эпохи?Страх движет людьми. Правители что-то
делают. Но справиться с жизнью, подчинить её себе
они не могут. Их действия несут только внешние
изменения, поэтому временные. И Тынянов, и
Булгаков показывают, что события современности
– вечные события.
У Тынянова мы много раз упоминали о страхе как
двигателе жизни. Страх управляет поступками и
«сильных мира сего», и поступками простого
народа. Встретим ли мы подобное у Булгакова? О
трусости человека мы говорили уже на первом
уроке, рассматривая образ Понтия Пилата. А
различные формы проявления человеческого страха
в московских главах?
Воланд проводит эксперимент над москвичами,
проверяя, что изменилось в человеке с появлением
«нового» общества. Какой вывод он делает из своих
наблюдений? Века прошли – ничего не изменилось.
? Какая тема объединяет рассмотренные
нами произведения Тынянова? Вечность,
повторяемость событий.
7. Звучат выводы пессимистично
? Что же нужно России для создания светлого будущего? (Размышляя, дети говорят, что общество не изменится, пока люди не изменятся духовно, не станут добрее, чище, не начнут заботиться о других, что нужно постараться не ставить свои корыстные интересы выше интересов других… Они размышляют…Но не верят, что такое когда-нибудь станет возможным, примеряя подобную практику на себя).