Образ государства в повестях Ю.Тынянова и романе М.Булгакова

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с произведениями Ю. Тынянова, его взглядом на исторический процесс;
  • развивать навыки сопоставления произведений разных авторов.

ХОД УРОКА

1. Краткая справка о жизни и творчестве Юрия Тынянова

2. Размышления о рассказе «Подпоручик Киже»

1) Краткий пересказ.

2) Беседа по вопросам.

? Почему один человек «исчез» из жизни, не умирая, а другой появился неожиданно?
? Какую роль играет «бумага» в жизни человека? – Она решает его судьбу.
Находим в тексте слова, говорящие о влиянии «бумаги» на жизнь людей.
«Он (Синюхаев) привык внимать словам приказов как особым словам, не похожим на человеческую речь. Они имели не смысл, не значение, а собственную жизнь и власть»
«Дело было не в том, исполнен приказ или не исполнен, Приказ как-то изменял полки, улицы и людей, если даже его и не исполняли»
«Он ни разу не подумал, что в приказе ошибка. Напротив, ему показалось, что он по ошибке, по оплошности жив»
? Только ли бумага влияет на жизнь людей в государстве?
? Что руководит поступками Павла? – Страх и гнев.
«И когда великий гнев становился великим страхом, начинала работать канцелярия криминальных дел…»
? Чего боится император?
«…он не знал, верны ли они, и не знал, кого нужно опасаться»
«Кругом была измена и пустота»
? Как император «борется» с изменой?
«Он нашел секрет, как избыть их, – и ввел точность и совершенное подчинение. Заработали канцелярии»
В рассказе автор показал характер государства, движущей силой которого является страх.

Страх рождается из недоверия людям. Люди могут думать, не соглашаться, предавать – поэтому, наверное, удобнее работать с бумагой. И роль бумаги в государстве возрастает, заменяя живых людей, личности.

3. Краткий пересказ повести «Малолетний Витушишников»

? Каковы причины развития действия в этом произведении?

– настроение Николая,
– страх

Просматриваем еще раз поступки Николая. Делаем вывод, что он пытается охватить все стороны жизни в государстве. Но это невозможно. Поэтому возникает только видимость порядка. А для создания видимости можно и нужно кого-то наказать (не особенно задумываясь, кого, и к чему это приведет, будет ли результат, и какой результат ожидается), издать приказ и донести до окружающих информацию о деяниях государя. В дело вступает бумага.
Размышляем о роли бумаги в жизни людей (и снова перед нами мнимая истина, которая нужна государству для поддержания мнимой значимости и ложного величия).

? К чему ведет возрастание значимости бумаги в жизни? – Отношение к людям равнодушно-казенное, уничтожается человеческое достоинство. Желание помочь другому отступает перед страхом за собственную жизнь, карьеру.

4. В повести «Восковая персона» Тынянов обращается к Петровской эпохе

Его интересует не время ломки старого, изменение жизни, он начинает повесть с момента, когда Петр перестает быть «властелином судьбы».

? Что беспокоит умирающего Петра?
– Он видит, как приостанавливается дело всей его жизни, и переживает свое бессилие что-либо изменить.
? Какой сон снится ему? Какую ношу он тянет во сне? Что означает «пустота» во сне Петра?
Обращаем внимание на человека, сидящего в каморке рядом с комнатой Петра. «Генерал-фискал» ведет дела на знатнейших людей в государстве. Мы наблюдаем за масштабами беззаконий, хищений, за развращением нравов. Мы понимаем: дело, ради которого жил царь, застопорилось. Нет рядом продолжателей его начинаний.
? Но, может быть, жажда власти, борьба честолюбий, мир интриг захватили только «верхушку», соратников Петра? Обратившись к петровской эпохе, писатель начал повествование со смерти императора, сосредоточивая затем свое внимание на жизни простых людей. Но жажда наживы, предательство и доносительство охватили и народ. В повести рассказана история двух братьев – Якова и Михаила. Яков оказывается в петровской кунсткамере, его продает брат; затем Михаил доносит на мать, обоих пытают, потом отпускают, и они возвращаются к дому, которого у них уже нет.
Повесть наводит на мысль о шаткости крутого поворота, который насильно совершил Петр, который ломал обычаи, установившиеся в течение столетий, разрушал нравственные законы.
? Что было главным оружием петровского государства? Страх. Да, страх заставляет людей быть деятельными. Но всегда ли на пользу государству? Вернемся к образу «генерала-фискала»: он «ведет» дела. Но эти дела на бумаге! И третье произведение Тынянова наводит нас на мысль о мнимости движения жизни, видимость порядка. Сильная личность, могущественная, уверена, что все формы жизни можно распланировать, и процветание государства, счастье людей. Но Тынянов на любом историческом материале упорно ставит проблему бессилия людей перед ходом исторического процесса (в котором вечность, повторяемость событий), бессмысленность действий личности.
? Почему повесть называется «Восковая персона»?
После смерти Петра художник Растрелли создает его восковое подобие, которое может двигаться (вставать, когда к нему приближаются, поднимать руку). Фигура вызывает страх, который был сильнейшим оружием петровского государства. Но властвует фигура недолго: её ссылают в кунсткамеру.

5. Ознакомившись с рассказами и повестью Ю. Тынянова, мы можем отметить, что в его произведениях центральный образ не человек, в центре его раздумий – государство.

Каким мы видим государство в произведениях Тынянова?

  • Движущая сила государства во все времена – страх (государь действует под влиянием страха, опасаясь измены; подчиненные, боясь наказания);
  • Страх создает видимость действия, поскольку цель действия – запугать или отвести угрозу;
  • Нет места для индивидуальности, личности, поскольку индивидуальность непредсказуема; поэтому в государстве работа сводится к общению с бумагами (люди на бумаге менее опасны);
  • Сильная личность может вносить изменения в жизнь государства, но эти изменения внешние; поэтому все попытки что-либо изменить бессмысленны.

«…тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет никакого, сжигают его в печи».
? Кто автор этих строк? Из какого произведения эти слова?

6. Мы вспоминаем роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

? Может ли человек распоряжаться жизнью других людей, планировать её?
Нет, поскольку он не может знать, что ожидает его самого даже в ближайшее время. Человек только себе и людям может казаться могущественным (вспоминаем Берлиоза, Понтия Пилата).
? Как Тынянов в своих произведениях отвечает на данный вопрос?
Человеку кажется, что он управляет жизнью, что она проходит под его контролем, но он бессилен что-либо изменить. Поэтому история – это «движение, совершающееся кругообразно и без цели».
? За что был наказан Иешуа Га-Ноцри? Какую опасную для государства мысль он проповедовал?Иешуа говорил о ненужности государственной власти.
Почему власть оказывается ненужной? Каждый человек стремится в первую очередь обезопасить себя, устроить свою жизнь, сделать её комфортнее. В корыстных интересах он не будет придерживаться истины (творить добро, забывая о собственных нуждах). А власть – это обычные люди. И Булгаков показал, что на протяжении столетий люди не меняются.
? У Тынянова мы увидели разные эпохи: правление Павла, Николая и Петра. Что объединяет эти эпохи?Страх движет людьми. Правители что-то делают. Но справиться с жизнью, подчинить её себе они не могут. Их действия несут только внешние изменения, поэтому временные. И Тынянов, и Булгаков показывают, что события современности – вечные события.
У Тынянова мы много раз упоминали о страхе как двигателе жизни. Страх управляет поступками и «сильных мира сего», и поступками простого народа. Встретим ли мы подобное у Булгакова? О трусости человека мы говорили уже на первом уроке, рассматривая образ Понтия Пилата. А различные формы проявления человеческого страха в московских главах?
Воланд проводит эксперимент над москвичами, проверяя, что изменилось в человеке с появлением «нового» общества. Какой вывод он делает из своих наблюдений? Века прошли – ничего не изменилось.
? Какая тема объединяет рассмотренные нами произведения Тынянова? Вечность, повторяемость событий.

7. Звучат выводы пессимистично

? Что же нужно России для создания светлого будущего? (Размышляя, дети говорят, что общество не изменится, пока люди не изменятся духовно, не станут добрее, чище, не начнут заботиться о других, что нужно постараться не ставить свои корыстные интересы выше интересов других… Они размышляют…Но не верят, что такое когда-нибудь станет возможным, примеряя подобную практику на себя).