Урок литературы в 11-м классе "Содружество поэзии и живописи: В.В. Маяковский и кубофутуризм"

Разделы: Литература


Цели.

  1. Дать представление о раннем творчестве В.Маяковского; о влиянии живописи кубофутуристов на новаторский характер поэзии Маяковского.
  2. Формировать умения анализировать поэтическое произведение и читать произведения живописи.
  3. Развивать творческие способности учащихся и навыки поисково-исследовательской работы, приобщать к мировой культуре.

Оборудование:

  1. Мультимедиа.
  2. Фильм “Владимир Маяковский.
  3. Запись стихотворений в исполнении В.Маяковского.
  4. Репродукции с картин П.Пикассо, В. Маяковского, М. Шагала, Брака Ж.
  5. Сборники стихов В. Маяковского.

<Приложение>

Ход урока

План:

  1. Художники – кубисты; Художественные особенности творчества кубистов.
  2. Пикассо – …
  3. Роль живописи в становлении поэта – Маяковского. Стихотворение “Из улицы в улицу” – образец техники кубизма.
  4. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”
  5. Маяковский и поэты-футуристы. Случайно ли Маяковский примкнул к футуризму?. Просмотр учебного фильма “Ранний период творчества В.Маяковского”
  6. Биография Маяковского до октябрьской революции (сообщение учащегося).
  7. Работа в группах: анализ стихотворений “Послушайте”, “Нате”, “Вам”, “Скрипка и немножко нервно”.
  8. Художественный мир раннего Маяковского.
  9. Творческая работа.
  10. Подведение итогов.

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1. Учитель ИЗО: Готовясь к сегодняшнему уроку, я вдруг вспомнила об этом удивительном предмете: кубик Рубика. Смотрю, вас посетила та же самая мысль.

Учитель литературы: Я думаю, что Вы правы. Давайте узнаем мнение ребят.

? Как вы считаете, что символизирует кубик Рубика и что общего между этим предметом и темой сегодняшнего урока.

Предположительные ответы: мир также ярок, как и кубик Рубика, также трансформируется, один учебный предмет интегрирует в другой, объединяет темы двух предметов: МХК и литературы.

? О каком направлении в искусстве пойдет речь? Первая часть слова находится в руках, а вторую вы можете установить, задавая наводящие вопросы.

Учитель литературы: Тема урока: Содружество поэзии и живописи: В.В.Маяковский и кубофутуризм.

? Какие задачи мы должны решить за время нашего урока. (формулировка задач урока)

Беседа по картине Жоржа Брака “Скрипка и кувшин”:

– Какое впечатление?

– Что особенного в картине?

Анализ художественного произведения:

  1. Вид изобразительного искусства.
  2. Жанр
  3. Композиция: выбор формата холста и размер изображения; точка зрения; композиционный центр (величина фигуры, цветовой контраст, проработка деталей, равновесие картины, контрасты и нюансы, светотень и цвет, ритм композиции (статичная, динамичная), колористическая целостность, перспектива (глубина и плоскость).

2. Сведения о Браке (сообщение учащегося).

(1882–1963 гг.), французский живописец, вместе с Пикассо ставший основателем кубизма. Вначале, так же, как и отец, работал маляром. С 1900 г. стал заниматься живописью. В 1907 г. открыл для себя творчество Сезанна и стал писать в геометрическо-аналитической манере. В том же году познакомился с Пикассо, и вплоть до начала Первой мировой войны они тесно сотрудничали. Во время войны Брак был тяжело ранен. После войны творческие пути Брака и Пикассо разошлись. Стиль Брака стал менее угловатым, на полотнах появились изящные изогнутые линии. Брак рисовал главным образом натюрморты в едва уловимых приглушённых тонах, смешивая иногда краску с песком. Иллюстрировал книги, создавал декорации и костюмы для театра.

3. Понятие “Кубизм” – модернистское течение в живописи 1-й четверти ХХ века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо "Авиньонские девицы", на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака – конструирование объемной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907–1909 гг.), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объем (Пикассо "Три женщины", 1909 г.). Следующий период (1910–1912 гг.) называют "аналитическим": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И.С. Баха", 1912 г.). В последнем, известном как "синтетический" Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913–1914 гг.), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. 1-я мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм.

4. Беседа по картинам Пикассо.

? Вопрос на перспективу: Рассмотреть автопортрет В Маяковского.

Кто изображен на картине? Как вы думаете, кто ее нарисовал?

Записать ответ на вопрос: “Что вы ждете от встречи с творчеством В. Маяковского?”

5. “Из улицы в улицу” (1913): Чтение Стихотворения:

? Какое впечатление произвело стихотворение?

? Что сближает стихотворение с картинами художников-кубистов?

Маяковский был кубистом в живописи, и техника изобразительной разбивки, разложения плоскости холста была испробована им на белом листе бумаги. А. Крученых в том же 1913 году в книге “Слово как таковое” сформулировал это так: “Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их”.

У Маяковского внешний облик города неотделим от физиологии слов. Картины и образы города – это события самого языка (ведь поэт, по Пушкину, “дорожит одними звуками”).

? Какие образы рисует поэт?

? О чем стихотворение?

Слова об урбанистическом, механизированном, технически оснащенном чреве города, его утробе – препарируются, вытягиваются, как кишки, и оживают в простейших, природных, натуральных и натуралистических составляющих. Механическое и органическое противостояние культуры и цивилизации, природы и автомата – не стерты, а подчеркнуты, в разматывании словесного клубка они – равноправны. Страстной муке одинаково подвержены механизмы и природные явления. “Мы завоеваны!” – это вопль людской, живых существ, которые завоеваны машинами. Но и сами механизмы претерпевают человеческое страдание – оно перенесено на неодушевленные предметы, они им заражены.

В названии стихотворения – основной принцип стихотворной конструкции, который сродни только самому городу, – это непрерывное движение, из улицы в улицу , встречное, туда и обратно, пересечения, возвраты. Улица – не пустой коридор, по обе стороны закрытый дверьми домов, а людская толща, каменная порода, сквозь которую герой, как рудокоп, прокладывает путь. Герои здесь – средства передвижения (трамвай, конь, лифт). Повсюду царит перенос (транспорт): пере-, через, сквозь, вперед-назад, вверх-вниз.

В бег пускаются сами дома (обычный эффект для едущего), а через тройку коней прыгает утроенное бегом кубическое отражение, вылетевшее из окон этих бегущих домов (и из отражения самого слова: “ кон ей”/“о кон ”. Силки, сети городских проводов (трамвая, электричества, телефона, телеграфа) разлинованы и переплетены вокруг самовращающегося слова “колокольный”: “Лебеди шей колокольных, / гнитесь в силках проводов!” “Гнитесь” содержит те “ нити ”, что рисуют сети, графят, шьют шеи жирафьи и лебедей неба. “В небе жирафий рисунок готов...”, и в этом жирафьем рисунке подготовлен Граф и раскинувшихся телеграфных проводов, и самого письма Маяковского. Наступает очередь “радужной форели”, самое изысканное “блюдо” стихотворения – разбитая рифма “фо-рель, сын” – “рельсы”. Действия фокусника целиком зависят от оптической фокусировки, построены по законам живописной перспективы. Но автор разыгрывает этот каламбур, чтобы тут же нарушить какую бы то ни было зрительную перспективу, отдаваемую на съедение ненасытному трамваю. Рельсы вдалеке сходятся в одну точку – в “пасть трамвая”. “Пасть” тут же расщепляется значением глагола “пасть” – в смысле “прекратить сопротивление”, “сдать крепость”. Отсюда – “Мы завоеваны!” Сколок с “завоеваны ” дает “ванны”, водные “души” дают человеческие “души”, “лифт” – “лиф”, “жгут” (жечь) – “жгут”. Но есть и подспудные преобразования – “циферблат башни”. Циферблат, часы, английское “ clock ” – исходят дымом городских крыш: “ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок ”. Ср. в стихотворении Мандельштама: “Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты / И стклянки с кислотой, часы хрипят и бьют...”; а также хлебниковское: “Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени ” (IV, 51). Ноги “кривоколенных” улочек и переулков Москвы содержат анаграмму “чулок”.Причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык)”. Маяковский кромсает и дробит слова.

У Маяковского высвобождается ножка. Ночная улица – черный чулок, который снимает старый сладострастник – лысый фонарь. Поэт хотел лишь сказать, что фонарь своим светом снимает с улицы покров темноты, освещает ее, а вышла целая символическая сцена соблазнения. Что дает рифма “улица” – “лицо”? Как предметы они не имеют ничего общего. Связываются слова, которые созвучны. Но рифма улицы и лица становится законом видения этой общности в реальной действительности, но не наоборот. У улицы появляется физиогномический объем, а у лица – движение, как в лабиринтах городских улиц. На уровне творения нет закона, но это сотворено – и тогда становится необходимым. В рифме слова в буквальном смысле слова случились, и теперь это стало законосообразным. Необычные образы, необычная форма, необычная графика стиха, скрежечущая зукопись, экспрессивные, запоминающиеся образы .Маяковский пошел таким языковым путем не потому, что это истинно, а это стало истиной, потому что Маяковский так пошел.

6. Прослушать стихотворение“А вы могли бы?” в исполнении В. Маяковского.

? К какому литературному направлению можно отнести стихотворение? Подтвердите примерами свои ответы.

? Что вы можете вспомнить о футуризме?

Ответы учащихся:

  • Отрицание наследия предшествующих литературных эпох;
  • Поэзия футуризма – начало всех новых путей раскрепощенного слова;
  • Слог, звук могли выступать в ранее неведомых комбинациях, в которых подразумевается потаенный смысл;
  • Мечтали о неслыханной и невиданной модели искусства, призванной изменить дряхлеющий мир.
  • Футуризм – это урбанистическое направление поэзии, ритмы которой – это ритмы города с его часто огрубелой лексикой;
  • Стремление вынести искусство на улицы, в народ;
  • Протест против укоренившихся буржуазных стереотипов?
  • Важна линия и цвет.

? Что можно сказать, прослушав стихотворение, о поэте, личности, мировосприятии?

– Революционер, по-особому ярко видит и воспринимает окружающее, создает смелые, необычные художественные образы. Он совершенный художник: он видит и слышит.

? Посмотрите словарь стихотворения: местоимения, существительные, глаголы, предлоги.

? На какие 2 группы членится вся именная часть стихотворения?

Слова со значением яркости, необычности: краски, океан, ноктюрн; другая – бытовая вещественная. Обиходная: блюдо студня, чешуя жестяной рыбы, водосточные трубы.

За каждой из этих групп стоит традиционно осмысленное в свете литературной антитезы: поэтическое – непоэтическое. Напрашивается интерпретация этого противопоставления:

Я ВЫ

ПОЭЗИЯ БЫТ

ЯРКОСТЬ ПОШЛОСТЬ

? Противопоставляет ли эти понятия? Какова роль глаголов? Глаголы контакта: прочесть, показать. Они раскрывают для “Я” поэтическое значение не во вне, а в толще бытовых значений. Сам быт – это предметы, которые не упоминаются в традиционной поэзии, это предметы натюрмрта “сезанновской школы” не случайно быт соединяется с чисто живописными глаголами: смазать, плеснуть краску. Студень и океан – текстуальные синонимы.

? Как вы считаете, случайно ли В Маяковский примкнул к поэтам – футуристам? Подтверждение своим ответам найдите во фрагменте фильма “В Маяковский” (просмотр фрагмента, обсуждение).

III. Самостоятельная работа в группах, обобщение материала.

  1. Анализ стихотворений “Послушайте”, “Нате”, “Вам”, “Скрипка и немножко нервно”. При самостоятельной работе использовать опорные вопросы, схему анализа поэтического текста, словарь литературоведческих терминов.
  2. Менее подготовленная группа для самостоятельного анализа текста читают страницы по учебнику 329–335. Отметить художественные особенности поэзии раннего В Маяковского.
  3. Защита подготовленных ответов.
  4. Коллективное заполнение таблицы “Художественный мир раннего Маяковского”
Произведения, написанные в ранний период Основные мотивы Художественные особенности
  1. Поэма “Облако в штанах”
  2. Первая книга избранного “Простое как мычание”
  3. Поэма “Флейта позвоночника”
  4. Пьеса “Владимир Маяковский”
Душевная мука.
Мотивы бунта, ниспровержения.
Мир и лирический герой, поэт.
Урбанизация
  • возобновил грандиозный образ (соединение высокого и низкого)
  • необычная рифма, составная (лет до ста расти нам без старости)
  • звукопись
  • необычные метафоры
  • размер и ритм подчинили себе пунктуацию: деление на подстрочия (подсказывает интонацию).
  • ритм – основная энергия стиха.
  • тоническая система стихосложения

5. Творческая работа: создание картины в манере художников – кубистов.

! Особенности художников- кубистов нашли широкое применение в современном дизайне.

– Написать стихотворение в манере поэта- футуриста.

– Продолжить фразу: “Футуризм Маяковского – это….(опыт не столько самоценного творчества, сколько факт жизнетворчества)”.

IV. Подведение итогов.

  1. Какие параллели можно провести между кубиком-рубиком и поэтами, художниками кубофутуристами?
  2. Что дала вам первая встреча с Маяковским и художниками-футуристами?
  3. Комментарий к оценкам за урок.

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение о Малевиче.
2. Индивидуальные задания:

  • Тема любви в творчестве Маяковского и адресаты;
  • Тема революции в творчестве Маяковского;
  • Тема поэта и поэзии. Маяковский и революция.

<Приложение>