Тип урока: деловое сотрудничество (учитель – ученик).
Вид урока: развитие речи.
Оборудование: рабочие тетради, тетради для творческих работ, толковые словари С.И. Ожегова, мультимедиапроектор с презентацией.
Основные цели:
- знакомство с понятием «эпистолярный жанр» и его разновидностями;
- развитие творческих способностей учащихся, умения писать сочинение в эпистолярном жанре;
- формирование культуры общения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, у меня в руке обыкновенный белый конверт. Иногда он бывает с ровным или неровным почерком, подписанный аккуратно и не очень. Но что в нем? Радостная весть или печальная, важные новости или не очень, но в любом случае оно содержит какое-то сообщение. А вам приходилось когда-нибудь писать письма? (Да).
- Кому вы их писали? Для чего? (Родным, близким, друзьям для того, чтобы поделиться своими чувствами, мыслями, переживаниями).
2. Проверка домашнего задания.
- Я вас просила дома просмотреть литературные произведения и найти те, в которых есть письмо или записка и подумать над тем, зачем в век информационных технологий необходимо умение писать письма, и нужно ли это? (Ответы учащихся).
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, а вы можете мне назвать жанр, к которому принадлежат письма? (Нет).
Этот жанр называется эпистолярным. Один из вас получил на прошлом уроке индивидуальное задание: с помощью «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова выяснить значение слова «эпистолярный». Итак,
Эпистолярный. 1. Относящийся к частной переписке, к письмам.
2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении). (Слайд №1*, работа в тетрадях: учащиеся записывают значения слова).
- Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, что к эпистолярному жанру относятся не только письма, но также дневники, то есть записи, ведущиеся изо дня в день для того, чтобы можно было, возможно, изменить себя, разобраться в себе, в окружающих событиях. Также к эпистолярному жанру относятся и записки. В следующем учебном году мы с вами более подробно остановимся на этих разновидностях эпистолярного жанра, а сегодня обратимся к первому значению этого слова и будем учиться правильно писать письма.
Лексическое значение слова письмо нам скажет другой ученик, который также обратился к словарю И.С. Ожегова.
Письмо. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
- Умение писать.
- Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
- Манера художественного изображения.
(Слайд №2, работа в тетрадях: учащиеся записывают значение слова).
- Ребята, а как называются слова, которые имеет два и более лексических значений? (Многозначными).
- А какое значение интересует нас сегодня? (Первое).
- Давайте подумаем, какими бывают письма? (Слайд №3, №4: примеры официального и неофициального письма).
Итак, мы с вами выяснили, что письма бывают официальными и неофициальными. Письма, к которым мы обратимся сегодня, взяты из художественных произведений и написаны героями простым разговорным языком. Эти послания эмоционально насыщены и подталкивают читателя к размышлениям.
4. Закрепление материала. Практическая работа.
- Давайте подумаем, какие чувства вызывает у нас письмо Вани Жукова на деревню дедушке? (Ответы учащихся).
- А письмо Катерины Петровны дочери Насте. (Слайд №5, №6, высказывания учащихся).
- Рассмотрим композицию этих писем. Чем они похожи? В чем их различие?
Делается вывод о том, что в обоих письмах есть начало, но нет конца в письме Катерины Петровны. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в художественном произведении писатель не всегда полностью передают содержание писем.
Послушайте еще и записку одной особы: «Я непременно должна вас видеть, - писала мне она, - приходите сегодня в четыре часа к каменной часовне на дороге возле развалины. Я сделала сегодня большую неосторожность… Придите ради Бога, вы все узнаете… Скажите посланному: да».
- От кого эта записка и кому она предназначена? (Асе из одноименного произведения И.С. Тургенева).
- Действительно, ее написала тургеневская Ася господину Н. А чего не хватает в ней? (Также нет ни начала, ни конца, но и в основной части не раскрыта главная мысль).
- Вспомните, пожалуйста, композицию народной сказки. Из каких смысловых частей она состоит?
- Вот и письмо, как и любое литературное произведение, состоит из следующих смысловых частей:
- зачин;
- основная часть;
- концовка.
При этом в зачине обязательно присутствует приветствие с обращением, а в концовке прощание с обращением. Ну а в основной части то, о чем хочется рассказать.
- Приведите, пожалуйста, примеры зачинов и концовок писем. (Ответы учащихся, запись в тетрадях своих примеров).
- Ребята, давайте попробуем представить записку Аси вне контекста. Все ли будет понятно нам? (Нет, не ярко выражена основная мысль).
- Правильно, в этой записке действует интрига. Поэтому она и интересна. Хотя много информации не содержит. Этим записка отличается от письма.
В письме надо более подробно описывать и чувства, и мысли, придавая им поэтическую выразительность и украшая их эпитетами, метафорами, синонимами, сравнениями. Если следовать этим рекомендациям, то ваше письмо не будет скучным. Оно получится не только интересным, но и красивым.
А сейчас разбейтесь на группы по четыре человека и продумайте, пожалуйста, обрамление к этой записке, чтобы она превратилась в композиционно правильное письмо. (Чтение получившихся примеров, причем одни придумывают зачин, а другие концовку. Оценивается оригинальность этих смысловых частей. Работа в тетрадях).
Сейчас я хочу предложить вам написать письмо своей семье, состоящее из 8-10 предложений. Не забудьте о композиции письма. (Работа по составлению письма своей семье в рабочих тетрадях. Чтение и анализ 2-3 работ).
5. Итоги урока.
Итак, подведем итоги урока.
- Что такое эпистолярный жанр?
- Для чего он служит? И нужен ли он вообще?
- Что относится к эпистолярному жанру?
7. Домашнее задание. Написать на черновиках сочинение в форме письма на следующие темы:
а) Яркое событие моей жизни.
б) Хочу рассказать тебе о своем родном крае.
в) Мой учитель.
*Презентацию можно получить у автора статьи.