Литература
-
Урок литературы по теме "Роль художественных средств выразительности в произведении В.П. Астафьева "Слезы тигра" 2009
Цель урока – научить применять литературоведческие термины, художественные средства: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, определять их роль в художественном произведении и в дальнейшем включать в свою речь.
-
Методические рекомендации к урокам развития речи в 5-м классе по теме "Сочиняем сказки сами" 2009
При изучении сказок очень важен творческий подход, когда ребенок становится не только соучастником сказочных событий, но и их творцом, своего рода творцом Добра. Это помогает ему почувствовать себя сильным, мудрым, великодушным и в конечном итоге способствует воспитанию этих качеств у ребенка.
-
Обобщающий урок по произведению Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Сегодня в распоряжении учителя мощный инструмент по повышению интереса к предмету – мультимедиа. Для подготовки к уроку обширное поле источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника – Интернет. Построение урока по аналогии с телевизионной игрой «Своя игра» помогает сделать процесс обобщения, повторения и расширения знаний по биографии писателя Н.В. Гоголя и его повести «Ночь перед Рождеством» увлекательным и запоминающимся.
-
Урок литературы в 11-м класе. Авторская песня 2009
Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой авторской песни. Авторская песня стала общественным движением 50–60-х годов XX века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы.
-
Урок-интервью в 10-м классе по творчеству А.С. Грина "Прославленный рыцарь мечты" 2009
Урок-интервью позволил старшеклассникам разобраться в идеях и идеалах писателя-романтика, в его принципах и правилах жизни. Учащиеся представили свои исследовательские проекты (групповые и индивидуальные), выступая в роли ведущих, корреспондентов, литераторов, критиков, посетителей музеев, почитателей таланта А.С. Грина, оформителей.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Поэтический образ России в лирике И.А. Бунина" 2009
Урок литературы направлен на развитие эмоционально-образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости, внутреннего мира ребенка, умения сопереживать, сочувствовать, видеть прекрасное. На уроке осуществляется подготовка учащихся к восприятию более серьезных проблем в старших классах, осознается тесная связь русской литературы с русской землей.
-
Истоки коми песни (8-й класс) 2009
Урок по литературе в 8-м классе "Истоки коми песни" следует после изучения темы «Русское народное поэтическое творчество» и знакомит учащихся с истоками коми народных песен, способствует формированию интереса учащихся к ценностям родной истории и культуры.
-
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Цель урока: показать мастерство Гоголя в описании характеров помещиков. В работе использована мультимедийная презентация, видеофрагменты из «Мёртвых душ». Интерактивный кроссворд позволяет закрепить и проконтролировать знание текста поэмы.
-
Урок по теме "Тебе в залог я сердце оставляю" 2009
Автор статьи знакомит учащихся с творчеством русского поэта С.А. Есенина. Показывает разнообразие основных тем лирики поэта и воспитывает любовь к родине, к Отечеству.
-
"Экология души: можно ли назвать рассказы Л.Андреева уроками добра?" (подготовка к сочинению–рассуждению в художественном стиле на нравственно–жизненную тему) 2009
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью названы «уроками доброты». Чутким детское сердце не станет, если хотя бы однажды не заболит от жалости, сострадания, страха… за другого, может быть, более слабого или даже сильного, того, кто рядом, кто стал другом или просто приятелем. Почему человеку иногда общение с «братьями нашими меньшими» дает гораздо больше тепла, ответной доброты, чем общение с себе подобными?
-
Урок литературы по басням И.А. Крылова (Технологическая карта урока) 2009
Автор продолжает знакомство с творчеством И.А. Крылова, с текстом басни. Учит детей умению анализировать текст басни, строить полный ответ, побуждает учащихся к правильному прочтению и осмыслению басни. Развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитывает любовь и интерес к родной литературе.
-
Программа школьного дискуссионного клуба "Литература и время". Разработки заседаний 2009
Формирование навыков самостоятельного чтения, совершенствование диалогических отношений на основе толерантности являются одними из важных целей преподавания русского языка и литературы в школе. Одной из форм внеклассной работы по литературе в этом направлении является клубная работа. Предлагаемая программа работы дискуссионного клуба помогает реализовать заявленные цели во внеклассной работе по предмету.
-
"Чье это дело – война?" (Урок–размышление на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы) 2009
На уроке ребята знакомятся с понятиями «война» и «мир», «жизненная правда» и «художественный вымысел», работают по решению проблемы выбора между чувством и долгом; великая сила художественного слова; приемы создания художественного текста о войне.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе по теме "Маленькие герои большой войны" (по повести В.Богомолова "Иван") 2009
На уроке ребята знакомятся с событиями Великой Отечественной войны.
-
Музыкальный урок–концерт "Что за прелесть эти сказки!" 2009
Это мероприятие можно проводить во время школьной предметной декады, по завершении темы полугодия или года, уроком-концертом для родителей.
-
Интегрированный урок (математика+технология) "Симметрия вокруг нас" 2009
Обобщающее интегрированное занятие-презентация по теме.
-
Стихотворения русских поэтов XX века о родной природе 2009
Урок литературы в 7-м классе по программе В.Я. Коровиной, проводится с целью формирования понимания лирических стихотворений о природе; развития творческих способностей; воспитания у учащихся чувство любви и гордости к родной земле.
-
"Н.В. Гоголь: очерк жизни и творчества (с обобщением ранее изученного). «Мертвые души» – история создания" 2009
Н.В. Гоголь - один из самых загадочных литераторов. О нем и как о человеке, и как о писателе можно встретить самые крайние высказывания: некоторые возвышают его до небес, другие, наоборот, принижают. Несомненно, что изучение творчества Н.В. Гоголя представляет для учащихся определенную сложность, поэтому учителю приходится подбирать интересный материал, уникальные факты из жизни писателя, чтобы заинтересовать учащихся.
-
Литературная игра "Эта обыкновенная и необыкновенная классика" (8–9-е классы) 2009
Данная работа представляет собой внеклассное мероприятие для 8–9-х классов. Оно проводится в форме литературной игры. Мероприятие способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, обобщает и систематизирует знания по литературе.
-
Литературная гостиная "Королева мягкого юмора" (по творчеству Н.А. Тэффи). Отработка навыков выразительной речи на уроках литературы 2009
Атмосфера литературного кафе прошлого века поможет ученику проще и органичнее проникнуть в мир образов Тэффи, понять ее художественные замыслы; ролевая игра позволяет почувствовать свое присутствие в другом историческом времени, ощутить речевую ситуацию, способствует формированию навыков ораторского мастерства. Классическая музыка и стихи на французском языке помогают эстетическому восприятию художественных текстов.
-
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения "Счастливые заметки о счастье" (на основе рассказа В.Токаревой "Самый счасливый день") 2009
Урок направлен на развитие умения рассуждать и излагать свои рассуждения на письме. Наряду с традиционной формой рассуждения на уроке используется топиковая модель, которая помогает учащимся расширить представление о сочинении-рассуждении. Используется интерактивный метод обучения. Опираясь на современный рассказ, используя статистику опроса среди сверстников, учащиеся путем рассуждения формулируют свое понятие о счастье.
-
Урок литературы "Обнажившееся сердце" по рассказу А.П. Платонова "Возвращение" 2009
Конспект урока литературы – это анализ художественного текста. Форма урока вызывает интерес у учащихся к предмету, приобщает их к исследовательской работе, способствует развитию самостоятельного мышления, устной речи, умению анализировать и оценивать художественное произведение, высказывать собственное мнение о проблеме. Тема урока способствует нравственному воспитанию учеников.
-
Сравнительный анализ сюжета сказок В.А. Жуковского "Спящая царевна" и Шарля Перро "Спящая красавица": сходство и различие. Создание собственной сказки на сюжет о "спящей красавице" 2009
Тема урока предполагает выбор таких форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения; на формирование навыка продуцирования собственного текста с упором на активную работу воображения учащихся и на создание ситуации фантазирования.
-
Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО) по теме "Мир героев Чехова". 4-й класс 2009
Целенаправленная и систематическая работа учителя по формированию элементов информационной культуры у учеников начальных классов стимулирует познавательную самостоятельность детей. Основой такой работы является понимание учителем операционного состава информационных умений и навыков младших школьников и наличие у учителя критериальной базы для оценки качества и результативности образовательного процесса.
-
"С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса…" 2009
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "А тем временем где-то..."
-
Тема творчества и творца в стихотворении "Волшебная скрипка" и рассказе "Скрипка Страдивариуса" Н.Гумилева 2009
Урок литературы в 11-м классе приобщает старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальности творческого мира Н.Гумилёва, формируя умение анализировать художественный текст.
-
Урок–игра по творчеству И.А. Крылова (5-й класс) 2009
Урок в игровой форме позволяет обобщить и закрепить знания по теме, способствует развитию творческих способностей пятиклассников. Для проведения игры необходимо разделить класс на группы. Каждая группа к уроку должна подготовить инсценировку любой басни, рисунки.
-
Литературно-музыкальная композиция "Даровое — земля Достоевского" 2009
Композиция посвящена подмосковному детству великого писателя. Раскрывается духовная сторона детских впечатлений, формировавших мировоззрение будущего писателя-философа мирового масштаба. Небольшой объём позволяет использовать материал как фрагмент урока, посвящённого биографии Ф.М. Достоевского.
-
Интегрированный урок русского языка для 9-го класса по теме «Сложносочиненные предложения» 2009
Этот интегрированный урок направлен не только на развитие умения ставить знаки препинания и определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, но и на развитие таких творческих способностей, как лингвистическая речь, умение интерпретировать художественный текст и анализировать изобразительно-выразительные средства.
-
Урок "Welcome to America!" по теме "Travelling and Transport" 2009
Урок проходил в форме заседания клуба английского языка «Мишки-путешественники». Учитель уделяет большое внимание расширению и углублению у учащихся знаний по другим учебным предметам, на данном уроке – по географии и литературе. При прохождении темы «Путешествие и транспорт» учащиеся обыгрывают сценки «На железнодорожном вокзале», «В аэропорту» и «Прогноз погоды».