Цели:
- активизировать знания учащихся по литературе;
- расширять их кругозор;
- развивать логическое мышление, творческие способности, смекалку, ловкость;
- способность сплочению коллектива класса.
Подготовка:
1. Оформлен стенд "Жизнь и творчеств А.С. Пушкина".
2 Класс украшен плакатами с рисунками к стихотворениям и сказкам А.С. Пушкина.
Ход мероприятия
Чтец 1.
Он - автор "Чудного мгновенья",
Певец Петра и друг Евгения,
Отец "Людмилы и Руслана",
Несчастный сын царя Салтана,
Бахчисарая грозный хан
И брат кочующих цыган.
Сам памятник себе воздвиг нерукотворный,
Невольник чести: Пал на речке Черной.
Он наш. Он пьет по полной кружке.
Пока в нас русский дух - жить вечно будет Пушкин!
Л. Смелков
Ведущий. Творчество А.С. Пушкина приходится на рубеже литературный направлений: классициализма и сентиментализма XVIII в. и романтизма и реализма XIX в. Как личность и как художник поэт сформировался в переломный момент европейской истории и в период подъема национально-патриотических настроений в России. Эти факты обусловили особенности развития его творческого пути - утверждение народных и самобытных начал и усвоение европейского опыта.
Вспомним основные периоды жизни и творчества великого поэта.
(Лицейский период
Петербургский период
- В лирике все ощутимее становится социально-политические тенденции.
- В это же время закончена поэма "Руслан и Людмила".
Южный период
- Увлечения Пушкина романтизмом, ведущий мотив - свобода.
- Написаны поэмы "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник", "Цыганы", "Братья-разбойники".
Михайловский период
- Гений поэта достигает своего высшего расцвета.
- Завершается переход от романтизма к реализму.
- Лирика, история, дружба, возрастает интерес к драматургии.
- Написан "Борис Годунов", Евгений Онегин".
Поздний период
Тема декабристов, настроение тоски и
одиночества пронизывают лирику.
Чтец 2.
Есть у каждого свой Пушкин.
В самого себя взгляни:
Есть у тебя свой Пушкин.
Он твоей души сродни.
Если в сердцах влюбленных
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но говорить законы гений,
Тем-то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скорый схож:
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим:
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.
Т.В. Лукоянова
Ведущий. Проведем блиц-опрос по сказкам А.С. Пушкина.
- Как звали царя из сказки "Золотой петушок"? (Додон.)
- Сколько было сыновей у этого царя? (Двое)
- Как звали царицу из шатра? (Шамаханская)
- Кто подарил петушка? (Звездочет)
- Как звали отца Людмилы? (Владимир-солнце)
- Какой герой присутствовал в двух сказках? (Черномор.)
- Сколько лет прожил старик со старухой? (33 года.)
- Как звали работника попа? (Болда)
- С кем соревновался в беге бесенок? (С зайцем.)
- Как звали королевича в сказке о спящей царевне? (Елисей.)
- У кого спящая красавица? (У семи братьев.)
- название острова (Буян.)
- Как звали хозяина острова Буян? (Гвидон.)
- Кто тетя Гвидона? (Бабариха)
- Кто идет направо - песни заводит, налево - сказку говорит? (Кот ученый.)
Ведущий. А теперь проведем конкур чтецов.
Учащиеся читают стихи, которые подготовили у этому вечеру. По окончанию вечера подводятся итоги, награждаются лучшие чтицы.