Виды анализа лирического произведения

Разделы: Литература


ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя (8 мин.)

Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с известной притчи о девочке и морской звезде. Жила-была на свете девочка. Её дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она всегда приплывала в одно и то же время, как будто знала, что сейчас появится девочка. Звезда не умела говорить, танцевать и бегать. Но девочке ничего этого было не надо. Она просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.

Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю сотрясало разбушевавшимися волнами. Девочка спала, и только её мама не выключала лампу, боясь за стены, крышу и дерево во дворе. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.

На всём протяжении береговой линии лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звёзды. Их было много, тысячи, десятки тысяч! Её звезда, наверное, тоже была здесь, на берегу, среди умирающих звёзд.

И тогда девочка стала брать морские звёзды одну за другой и бросать их в море. Она бросала их в волны, не останавливаясь и не отдыхая.

Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой и спрашивать: “Ты что это, глупая, делаешь? Зачем? Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?” Тогда девочка, не прекращая своей работы, ответила им: “Понимаете, здесь, в лагуне, жила моя звезда. Я с ней дружила. Если я спасу эти звёзды, может быть, среди них окажется и моя”.

Люди задумались. Они посмотрели на её маленькие руки, продолжавшие возвращать в море звёзды. А потом один из пришедших взрослых наклонился, взял в руки звезду и бросил её в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звёзды с песка и бросать их в море. И каждый думал: “Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал!”

Эта легенда очень поучительна. Во-первых, из всех вопросов, которыми задавался человек, самым важным является вопрос “Зачем?”. Во-вторых, притча повествует о том, что человек уникален и неповторим. А в-третьих, она о том, что каждый из нас может приблизиться к звёздам.

Вот и сегодня на уроке, мы постараемся с вами прикоснуться к великому, понять талант гениев нашей русской поэтической школы. Но каждый из вас сделает это по-своему, по-особенному. Главное только, чтобы ваша работа обрела смысл, чтобы она принесла вам пользу и удовлетворение.

2. Защита проектов (5 мин.)

  1. “Традиционный анализ лирического произведения”.
  2. “Литературоведческий анализ лирического произведения”.
  3. “Лингвостилистический анализ лирического произведения”.
  4. “ Анализ лирического произведения в формате ЕГЭ”

3. Обсуждение (3 мин. после каждого – 12 мин.)

4. Выступление экспертной группы (5 мин.)

Примерные вопросы

1. Что нового вы предлагаете внести в традиционный анализ? (Хотелось бы после вступления предложить дать общую характеристику всем композиционным частям текста, а затем уже рассматривать их в отдельности. Так смысловая цельность стихотворения не нарушается)

Преимущество традиционного анализа? (Сохраняется эмоциональность, выразительность, способствует развитию речи, т.к. является своего рода сочинением)

2. Вы столько назвали аспектов по структуре стиха, не вызовет ли это определённые трудности при анализе? (Конечно, аспектов много, название “литературоведческий” говорит само за себя, может быть, со всем этим справится только тот уч-ся, который углублённо изучает литературу, но стремится к исследованию должен каждый, не обязательно, что все аспекты будут раскрыты, пусть часть из них, это уже достижение)

3. Главное отличие лингвостилистического анализа от традиционного? (Исследование художественно-изобразительных особенностей - в первую очередь. Точка зрения учёных-приверженцев этого анализа- такова: нельзя говорить о смысле стихотворения, пока не исследовано его художественное своеобразие)

Чем отличается воспринимаемое художественное пространство от умозрительного? (Воспринимаемое – первичное, которое начинает работать сразу, при первом чтении стиха, умозрительное – то, что требует домысливания, более глубокого чтения)

4. По какому принципу вы делите вопросы теста по трём уровням, понятно, а вот тематически как вы группируете вопросы, например, в части А? (Это вопросы о типах лирики, ведущих темах, состояниях лирического героя, композиции, языковых особенностях)

А в части В? (В основном, это вопросы по структуре стиха (тропы, стилистические фигуры, размер стиха и т.д.)

Критерии оценивания
творческих работ для экспертной группы

1. Соответствует ли работа поставленным целям и задачам?

а) полностью соответствует

б) частично соответствует

в) не соответствует

2. Доказана ли её актуальность?

а) да

б) нет

3. Соответствует ли выдвинутая гипотеза выводам в конце работы?

а ) да

б) нет

4. Достаточно ли полно и глубоко раскрыта теоретическая часть?

а) да

б) не совсем

в) нет

5. Соответствует ли практическая часть теории?

а) да

б) частично

в) нет

6. Доступен ли и интересен материал?

а) да, очень

б) не совсем

в) трудно воспринимается

7. Имеет ли данная работа для вас полезную значимость?

а) да

б) нет

5. Заключение.

Учитель: Урок достигает цели, когда обретает смысл. Об этом мы говорили в начале урока. Я считаю, что каждый из вас сегодня взял что-то полезное из урока: кто-то открыл для себя новую звезду, приблизившись к гению Есенина или Маяковского, кто-то открыл в себе новые возможности, а кто-то из пришедших просто подхватил общее дело и тоже подумал: “Я что-то изменил в себе! Я что-то сделал!” И это не менее важно сегодня. Ибо самое главное для человека- это стремление обрести смысл жизни.

Пример проекта творческой группы по теме
“Лингвостилистический анализ текста”.
Основные тезисы.

Цель: исследование поэтического текста.

Задачи:

  • знакомство с лирическим произведением;
  • знакомство с теоретической основой лингвостилистического анализа;
  • поиск универсальных смыслов в лирическом произведении;
  • определение смысла.

Практическая значимость: любое поэтическое произведение – вещь уникальная, созданная талантливым человеком; но есть нечто общее, которое объединяет писателей при работе над художественными произведениями – это богатое художественное своеобразие родного языка; невозможно постичь смысл произведения, особенно лирического, не исследовав его универсальные смыслы, т.е. средства художественной выразительности (точка зрения учёных, сравнительно недавно появившаяся в литературоведении).

Гипотеза: можно понять произведение только тогда, когда исследованы его художественные особенности.

Методы исследования: анализ, систематизация, выбор главного, конкретизация, синтез.

Объект исследования: стихотворение О.Мандельштама “Из омута злого и вязкого”.

Схема лингвистического анализа текста

Универсальные смыслы

1. Художественное пространство.

воспринимаемое

  • слова с пространственным значением;
  • живые существа, предметы, растения, состояния природы;
  • глаголы бытия, движения, зрительного и звукового восприятия.

умозрительное (тропы)

  • эпитеты;
  • метафоры;
  • сравнения;
  • синекдоха;
  • метонимия;
  • оксиморон;
  • стилистические фигуры (гипербола, перифраз, антитеза и т.д.).

2. Художественное время.

Содержание

историческое
презентивное
футуральное

  • слова с темпоральным значением
  • темпоральные указатели
  • номинации времён года
  • исторические лица и события

План изложения

основное
ретроспективное
проспективное

3. Художественное состояние.

мотивированное
немотивированное

кратковременное
повторяющееся
длительное

4. Художественное событие.

реальное
ирреальное

Результат работы по схеме

Когда я читала стихотворение О.Мандельштама “Из омута злого и вязкого”, прекрасно видела мир, нарисованный автором. Это подсознание больной, измученной души. Оказывается, боль тоже можно представить. Она выползает из омута, шуршит тростинкой, дышит, а потом возвращается, никнет под шелест осенних минут. Никогда не думала, что состояние души, одинокой и страдающей, можно увидеть и услышать.

Когда я читала это стихотворение во второй раз, я уже подключала своё подсознание. Я знаю, что лирические произведения нужно читать между строк. Почему, например, омут злой и вязкий окружает лирического героя? Омут- это наша жизнь, полная пороков, лжи, корысти. Но она затягивает порой даже чистые души. Значит, нужна сила, чтобы не затянуло в омут. А силой духа наделен не каждый. Вот лирический герой сильный, поэтому ему открылась запретная жизнь, прекрасная, но доступная не всем. Но эта жизнь длилась несколько осенних минут, несколько быстротечных мгновений. А потом снова холодный и тонкий приют. Я знаю, почему герой скорбит.

Его никто не заметил, не поддержал, он одиночка, поэтому и испытывает жестокую обиду на всех. Но герой не ненавидит жизнь, это состояние души ему незнакомо, он видит больше других, он чувствует глубже, он счастлив и влюблён.

Постичь мир одинокой души мне помогли эпитеты. А ещё сравнение жизнь, как сон. Оно говорит о яркой неповторимости героя, воспринимающего жизнь как сон, а по-настоящему живущего только во сне.

Мне кажется, О.Мандельштам писал это стихотворение не только для себя, а чтобы найти отклик и в наших душах. поэтому он делится своими переживаниями в настоящем времени:

И никну, никем не замеченный…
И каждому тайно завидую…

Прочитав стихотворение в очередной раз, я испытала своего рода катарсис. Я поняла состояние лирического героя. Это крик, вопль, заставляющий оглянуться вокруг. Когда я обижаюсь на мир, сталкиваюсь с непониманием, я ловлю воздух губами, я не нахожу слов. О.Мандельштам их нашёл, он поэт, он создал ирреальный мир.

Вы спросите, о чём это стихотворение? Об одиночестве, о страданиях души, которую затягивает омут порока. Мы привыкли принимать жизнь такой, какая она есть. Так нельзя. Нужно делать её лучше. Хорошо, что рождаются иногда поэты и творят чудеса, заставляя нас встряхнуться и хоть на мгновение выбраться из омута.

Приложение